ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Швадченко Марина Сергеевна

ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 

Игры с конструктором развивают творческие и умственные способности, ребёнка, его самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, совершенствуют мелкую и крупную моторику. Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает название цветов и пр. 

Взрослому следует позаботиться, чтобы в свободном доступе всегда был в достаточном количестве материал для конструирования: крупный (для построек на полу) и настольный (для возведения более мелких построек), деревянный, металлический и пластмассовый. Однако, если готового строительного материала нет или его недостаточно, позволяйте ребенку использовать для построек все, что они сочтут необходимым: предметы мебели (столы, стулья), ткани, предметы обихода, подручные средства. 

Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагайте темы для построек и сооружений. Начните сооружать что-нибудь сами и различными способами привлекайте к этой деятельности детей. 

✔ «МАШИНКИ, КОРАБЛИКИ, САМОЛЕТЫ» 

Наблюдайте за свободной деятельностью детей с деталями конструктора. Если малыш прикрепил к большой детали конструктора маленькую, взрослый может стимулировать фантазию ребенка, спросив: «Что это у тебя получилось?» 

Если малыш отвечает: «Машина (корабль, трактор, лошадка или др.)», — можно подхватить его идею и постараться обыграть конструкцию в соответствии с ее названием. 

Если малыш затрудняется ответить, взрослый спрашивает «Наверное, это Машинка?» и возит конструкцию по столу, сопровождая звуками «Би-би!». Затем он может высказать предположение: «А может быть это самолет?» — и изображает полет самолета. Эта игра может длиться до тех пор, пока не иссякнет интерес ребенка или Ваша фантазия. Скорее всего, ребенок присоединится к Вам и начнет сам придумывать, что он соорудил. 

✔ «ПОЕЗД» 

Предложите ребенку построить поезд из кубиков или деталей конструктора. Для этого можно поставить 3—4 кубика вплотную один за другим, посадить на них фигурки человечков или животных и толкая конструкцию, двигать ее вперед, изображая голосом гудок «Ту-ту, поехали!» 

✔ «СТЕНКА» 

Малыши с удовольствием манипулируют с деталями конструктора «Лего». Насаживая друг на друга детали, можно построить большую разноцветную стенку. Эту стенку можно использовать для игры «в прятки» с маленькими фигурками. За этой стенкой могут прятаться поросята или козлята от волка. 

✔ «ДОМИКИ» 

Взрослый может предложить ребенку построить дом и показать, как можно построить его из кубиков, конструкторов разнообразной формы. В домик можно поместить мебель из мозаики и «подручного» материала (домино, спички, зубочистки, катушки, пластиковые стаканчики, крышечки от бутылок, гибкая проволока, обмотанная мягким материалом, и пр.) Изображения и «строительный материал» можно варьировать. 

Можно использовать строительные наборы, включающие различные геометрические формы: кубы, цилиндры, треугольные призмы, арки, брусочки, конусы и др. Можете добавить к нему любые подходящие предметы. Покажите ребенку, как строить башенки. Пусть он сам попробует. В построенный домик можно поместить маленьких пупсиков, фигурки животных. 

К домику можно выложить дорожку, например, из домино, пробок или камешков. Рядом с домом можно построить гараж из кубиков и поставить в него машинку. 

Е. В. Смирнова С. Ю. Мещерякова Т. В. Ермолова "Игры и игрушки для детей раннего возраста", Москва, 2004