Сюжетно-ролевая квест-игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группе

Эльмира Рябкова

Сюжетно-ролевая квест игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ.

Сюжетно-ролевая квест-игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группе

Цель: обогащение социального и игрового опыта между детьми; развитие игровых умений и социальной компетентности по сюжету игр«Школа»«Столовая»«Библиотека»«Больница»«Строители».

Задачи: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

1. Образовательные:

Уточнить знания детей о профессии учителя.

Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей, развивать умение переносить знакомые действия в игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью, поощрять умение придумывать новые события.

2. Развивающие:

Развитие связной речи, обогащение активного словаря терминами, связанными со школойшкольной жизнью, ролью ученика.

3. Воспитательные:

Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительное, дружеское отношение детей друг к другу.

Формировать социальную компетентность у детей через проигрывание ситуаций в рамках сюжетно-ролевых игр «Школа»«Столовая»«Библиотека»«Медкабинет»«Строители».

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Формировать мотивационную готовность к школе.

Предварительная работа:

Беседы о школе (с уточнением профессий, школьных атрибутов, различных помещений с разными функциями, находящихся в школе – библиотека, столовая, спортивный зал, классы);

дидактические игры «Назови как в школе»«Что перепутал художник» (школа«Что лежит в портфеле»);

рассматривание иллюстраций на школьную тему, беседы по сюжетным картинкам (1 сентября, дети в столовой, дети на уроке, дети на перемене, уточнение школьных терминов;

совместное с детьми сюжетосложение по играм «Школа»«Библиотека»«Столовая»«Больница»«Строители».

Проигрывание сюжетно-ролевых игр в группе с последующим обсуждением и предложениями новых возможных сюжетных линий;

Изготовление совместно с детьми атрибутики к сюжетно-ролевым играм «Школа»«Библиотека»«Столовая»«Больница».

Игровые роли: директор, учитель, ученики, повара, сотрудник библиотеки, школьный охранникшкольный водитель, строители, врач.

Материалы: колокольчик для подачи звонка; атрибутика для сюжетно-ролевых игр«Школа» – карандаши, линейки, задания для учеников, тетрадки; бейджик для учителя, указка; «Библиотека» – групповой центр «Библиотека», бейджик для ребенка, исполняющего роль библиотекаря, картотека читателей и читательские билеты; «Столовая» – колпаки и фартуки для поварят, прихватки, кухня, продукты, столовые приборы, табличка «Столовая».

Здравствуйте, дорогие ребята!

Скоро вы пойдёте в школу. Вас ждёт интересная и непростая школьная жизнь. Вы готовы к ней? Давайте проверим и покажем свою подготовку к школе, свои знания и умения – играть. Как надо играть. Я предлагаю, поиграть в нашу любимую игру квест– «Школа», где у нас будет столовая, чтобы дети могли подкрепиться между занятиями, мед. кабинет,где помогут при болезни и библиотека, где можно взять много интересных и разнообразных книг. Если вы будете внимательными, дружно отвечать на вопросы, помогать другу другу, тогда справитесь со всеми заданиями.

I этап – мотивационно- ориентировочный

«Волшебная палочка»

Воспитатель держит в руках “волшебную палочку” и приглашает детей:

-Раз, два, три, четыре, пять. Приглашаю всех играть. Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет. Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет, Во что дальше поиграть и кто будет начинать….

Дети подходят, берутся рукой за “волшебную палочку”.

Стих

Утром в школу мы идем – раз – два, раз – два.

На урок зовет звонок: раз – два, раз – два.

Учитель спросит – надо встать;

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

Только руку подними.

ll этап - Вовлечение детей в игру.

В. - Как вы думаете, что необходимо сделать человеку, чтобы приобрести какую – либо профессию?

Д. – Думаем, что нужно много и хорошо учиться.

В. Скажите, какое время года настало?

Дети: Весна!

Воспитатель: А после весны, лето? Что будет? Что произойдет в вашей жизни осенью?

Дети: Мы пойдем в школу. 1сентября. В первый класс.

«А знаете ли вы, чем отличается детский сад от школы?

В. будет называть, что есть в детском саду, а вы будете называть, что есть вместо этого в школе».

Д/И «Назови как в школе».

Детский сад – школа. Заведующая – директор. Методист – завуч. Воспитатель – учитель. Дошкольники – школьникиГруппы – классы. Столы – парты. Занятия – уроки. Игрушки – портфель. Спят – не спят. Играют – учатся. Приносят еду – ходят сами в буфет (столовую). Не ставят оценки – ставят оценки. Нет звонка – есть звонок.

Когда заканчивается урок, что начинается? (перемена).

Что делают на перемене (играют в классики, резиночки и т. д)

Что будет происходить в школьной столовой? Там повара будут готовить для учеников вкусный обед.

Что можно приготовить для учеников на обед? (ответы детей)

Не забывайте, что персонал, работающий на кухне, к посетителям обращается вежливо, а ученики не забывают благодарить поваров за вкусную еду. Строители строят класс.

Скажите, ребята, а когда учителю или ученику необходимо взять где-либо книгу – куда бы он мог обратиться? (школьная библиотека). Как мы ведем себя в библиотеке? (тихо, спокойно, не шумим, вежливо и т. д.). Как можно взять в библиотеке книгу? Что нам понадобится для этого? Куда записывают, кто взял книгу и когда? (формуляр, читательский билет).

Здорово! Мы повторили все детали.

Давайте установим правила – роли в нашей игре вы выберете себе сами, у меня есть карточки, на которых написано, что за роль выпадет тому, кто ее выберет.

Все участники игры как относятся друг к другу? (уважительно, вежливо, пытаются договориться)

Ход игры. Игра

Мы сейчас с вами произнесём волшебные слова и превратимся в «первоклашек»(Произносят).

Лети, лети, лепесток

Через север на восток.

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Хотим оказаться в школе и быть первоклассниками!

Звучит песня

Распределение ролей.

Дети распределяют роли по желанию: учитель, ученик, повар и занимают свои игровые места.

ЗАДАНИЕ №1 «Найди по карте»

На карте «План группы»

От нужной точки «СТАРТ» — сделать три шага вперёд, повернуть налево (направо, ищут и находят -1-ю Букву К) – Умение детей ориентироваться на плоскости, используя схему маршрута.

Сейчас строители построят нам класс, где будут проходить уроки.

Дети садятся в школьный автобус и едут в школу.

Шофёр

Качу,

Лечу

Во весь опор.

Я сам — шофер

И сам — мотор.

Нажимаю

На педаль —

И машина

Мчится вдаль.

Проходят через охрану и заходят в воображаемый класс.

В. Вот мы и оказались в школе! Ребята, назовите профессии тех людей, которые работают в школе(Ответы детей).

Задание №2

Отгадайте загадки

Загадки

1. Под обложкой - клеточки,

Тоненькие сеточки.

Чтоб примеры записать

Ученик открыл… (тетрадь).

2. Разноцветными носами

По бумаге водят сами.

Их рисунки хороши.

Что это? (карандаши).

3. Вот готов рисунок нам.

Потрудился карандаш.

Но ему нужна починка.

Точит карандаш… (точилка).

4. В них живут рассказы, сказки, комиксы,

Стихи, раскраски. Все девчонки и мальчишки

Любят их ведь это … (книжки).

5. Учит он читать меня

С буквы А до буквы Я,

Он не атлас, не словарь,

Как зовут его?. (букварь).

6. Перед нами тесный дом

Карандаш и ручки в нём.

Школьник этот дом узнал.

Как зовётся дом?. (пенал).

7. В этом заведении все перебывали

Двоечники, гении отметки получали.

Учились здесь артисты, певцы артиллеристы.

Сюда пойду и я, и вы мои друзья (школа).

Получают вторую букву Л

Звенит звонок.

Первый урок – математика. Учитель дает задание по своему выбору.

Воспитатель в роли «директора», поощряет инициативу «учителя».

(Воспитатель заранее готовит несколько вариантов заданий (например«Сложить узор из счетных палочек», математические примеры, задания на счет и тому подобное).

Учитель проверяет правильность выполнения игрового задания, ставит оценки, хвалит за хорошую работу. Напоминает, что следующий урок чтение, нужно сходить в библиотеку и взять книгу.

Звенит звонок. Перемена.

Играют в резиночку.

Дети идут в библиотеку.

ЗАДАНИЕ №3 «Поворята»

Детям предлагаются три кастрюли:

Поварам нужно приготовить три блюда: Суп из геометрических фигур только желтого цвета, компот из геометрических фигур только треугольной формы и пирог из самых толстых геометрических фигур. Поможете найти нужные компоненты для всех трех блюд? (Блоки Дьешеша).

На одной приклеено пятно желтого цвета, на второй - треугольник, на третей – силуэт толстого человечка. Дети раскладывают геометрические фигуры в соответствии с заданием по цвету, форме и толщине. Получают третью букву А.

Звенит звонок. Второй урок Чтение

Урок по плану учителя

Звенит звонок. Перемена. Перемена.

Играют в классики

Учитель приглашает всех детей пройти в столовую.

«Кафе»

Кафе для вас открыто

Чтоб быть всегда вам сытым.

Поешь салат,

Попьешь чаек.

И будешь весел и здоров.

ЗАДАНИЕ №4 «Следопыты»

Следующая подсказка:

Здесь мы любим заниматься, эксперименты проводить,

Много нового узнаем, сможем мир мы удивить.

Здесь ждёт нас подсказка. (Дети размышляют над подсказкой и подходят к Центру экспериментирования)

В центре – стоит ёмкость со спрятанными предметами (резинка, скрепка, клей- карандаш, ручка, карандаш, корректор, шифр). Дети достают из ёмкости предметы, называют одним словом=

школьные принадлежности и получают четвертую букву Ш.

Звенит звонок. Третий урок-письмо.

Урок по плану учителя.

Звенит звонок. Перемена

Дети идут в мед. кабинет.

«Больница»

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье

-Он больше всех бывает рад!

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плач

Ведь тебе поможет врач!

ЗАДАНИЕ №5

Подсказка: На подсказке вы сидели и её не разглядели. (под стулом одного из детей подсказка) Получают пятую букву О

1. Сколько лап у 2 кошек?

2. Что лишнее:март,апрель, понедельник?

3. Какой сегодня день недели?

4. Какой день недели будет завтра?

5. Назовите времена года.

6. Какое число больше5, но меньше 7?

7. Сколько ушей у двух собак?

8. Сколько дней в неделе?

9. Сколько глаз у светофора?

10. Сколько пальцев на одной руке?

11. Сколько солнышек на небе?

12. Сколько пальцев на двух руках?

13. Сколько в неделе выходных дней?

14. Сколько солнышек на небе ночью?

15. Назови соседей числа 7.

16. Если река шире ручья,то ручей?

17. Если папа выше сына, то сын?

18. Сколько рабочих дней в неделе?

19. Что лишнее: четверг, пятница, январь?

20. Какое число больше 8 ,но меньше 10?

По окончании путешествия воспитатель повторяет заклинание:

Лети, лети, лепесток

Через север на восток.

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Хотим снова оказаться в нашем детском саду, в своей группе!

СТИХ

Мы ссорились, мирились,

И спорили порой.

Но очень подружились

За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,

Кончается игра.

А дружба не кончается!

Ура! Ура! Ура!

Собирают из букв слово «Школа»

Рефлекция- итог игры.

Игра закончена. Давайте вспомним, чем же интересным мы с вами сегодня занимались? В какую игру мы играли? Понравилось вам игра? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? (Играли в игру «Школа»Роли: учитель, ученики, библиотекарь, повар, водитель и т. д.) Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам за игру! Благодарит детей за хорошую игру«учителя» - за интересный урок, «учеников» - за хорошую учебу, «библиотекаря,строителей и водителя» - за хорошую работу; «повара» - за быстрое обслуживание и вежливое обращение.

Игра «Встретимся опять

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.