https://2berega.spb.ru/org/gdou-135/ Как оформить уголок природы в младшей группе

Ананьева Юлия Валентиновна

Знакомство с окружающим миром — важные задачи образовательного процесса в детском саду. Их реализации подчинены все элементы учебно-воспитательной работы: занятия, прогулки, досуг, использующие ресурсы специализированного уголка предметно-развивающей среды — центра природы. Его оформление требует не только соответствующего возрасту малышей эстетического, но и методического наполнения. Особенно если речь идёт о младшей группе( с 3 до 4 лет), когда у детей формируются первичные представления о мире вокруг

Роль центра ознакомления с окружающей средой

Организованная деятельность детей в уголке природы (центре природы, экоцентре, уголке ознакомления с окружающей природой) позволяет реализовывать целый ряд целей экологического воспитания
1.Развитие эмпатии через трудовую активность ребят в центре природы, то есть умения сочувствовать (к примеру, когда цветок засыхает из-за недостатка влаги)
2.Совершенствование эмоционально-волевой сферы ребят. Дети учатся контролировать эмоции, если, например, в игре не всё получается: малыш не может быстро отсортировать домашних и диких животных, овощи и фрукты и т.д. Это помогает наладить адаптационные механизмы психики детей младшего дошкольного возраста
3.Воспитание чуткости, отзывчивости в процессе игры с животными и растениями. 4.Практическое закрепление полученных из книг, в процессе слушания, рассматривания картинок — знаний, умений и навыков через художественно-творческую деятельность (создание поделок, рисунков)
 

Цели и задачи организации уголка природы

Центр для знакомства и наблюдения за живой и неживой природой имеет ключевое значение для формирования у детей осознанного и бережного отношения к окружающему миру. При этом образовательная миссия создания уголка природы имеет преемственный характер, то есть цели и задачи работы этого элемента предметно-развивающей среды во второй младшей группе расширяются и дополняют те, что были поставлены в первой младшей
цели:

-Углублять представления о многообразии мира вокруг за счёт дополнения списка растений, животных, пресноводных, земноводных и насекомых, природных материалов (жёлуди, каштаны, листья разной формы), новых видов дидактических игр (например, не только сортировка растений по классу — фрукты, овощи, а и выбор подходящих деревьев, овощных культур для собственного сада, огорода).

-Развивать речь.

- Учиться работать в парах, мини-группах.

-Воспитывать эстетические вкусы, терпимость к темпу и качеству работы товарищей
 

Задачи:

-Познакомиться с некоторыми причинно-следственными связями между явлениями природы (время года — фаза роста растения — действия человека)

-Расширить имеющиеся знания о представителях флоры и фауны своей местности (называния животных, растений, их характерные особенности)
 

    -Осваивать элементарные принципы ухода за растениями (полив в разное время года: обильный летом и менее интенсивный зимой).

    -Воплощать на практике принципы ухода за животными (наливать питомцам воду, насыпать им корм).

    -Продолжать освоение навыков уборки пространства уголка природы (поливать цветы, подметать пол, вытирать пыль с подоконника и со стола).

    • Познакомиться с литературными произведениями по теме, народными приметами. -Совершенствовать умение работать в парах, делить обязанности (один поливает, другой кормит и т.д.)

     

    Требования к оформлению центра природы

    Масштабность целей и задач, поставленных перед организацией уголка ознакомления с окружающим миром, предполагает тщательное наполнение образовательного пространства, которое должно отвечать определённым требованиям.

    Обязательное наличие центра природы в каждой группе.

    Уголок должен располагаться около окна

    Использование в качестве элементов декора натуральных материалов: шишек, листвы, веток, орехов, камушков, ракушек и т.д.

    Все размещённые в уголке элементы должны быть безопасны для здоровья и жизни детей.

    Живая природа в центре представляется комнатными растениями и мини-огородом на подоконнике, так как нормами САНПИНа для Доу 2.4.1.3049–13 п.6.11 размещение животных в группе, раздевалке, туалете, спальне запрещено
     

    Содержание уголка природы

    Наполнение предметно-развивающей среды для экологического воспитания малышей распределяется между двумя зонами: живой уголок; зона экспериментирования
     

    Живой уголок: растения

    Чтобы малыши могли во время наблюдений делать выводы относительно особенностей роста и развития растений, флора центра природы должна отбираться и содержаться в рамках определённых правил.

    Требования

    -Для знакомства с характерными чертами, условиями и образом жизни растений, они должны быть типичными для группы комнатных растений.

    -Комнатные растения должны быть яркими, привлекающими внимание малышей-дошколят, у которых в 1,5–3 года, например, концентрация на одном объекте редко когда превышает 5–7 минут.

    -Каждый цветок должен быть представлен минимум в двух экземплярах. Особенно это важно во второй младшей группе, где дети учатся выделять не только общие, но и индивидуальные черты того или иного представителя флоры.

    -Цветы подбираются неприхотливые

      -Растения должны быть подобраны под те условия (температурный режим, уровень влажности), в которых им предстоит находиться. Например, герань, кактусы нуждаются в свете, а вот бегония, фиалки, наоборот, любят тень.

      -Все объекты должны быть доступны для наблюдения и ухода для малышей.

       


      Какие растения выбрать

      Как показывает практика, наиболее оптимальным выбором для учёта всех требований, будут представители трёх групп комнатных цветов.

      1)Тропические растения: лианы, орхидеи, эпифиты.

      Для малышей эти цветы интересны отсутствием периода покоя, то есть их рост можно будет наблюдать постоянно.

      2)Субтропические растения: аспидистра, сенполия, имеющие периоды покоя.

      Очень удобны в помещениях, расположенных на первом этаже

      3)Обитатели пустыни:суккуленты — любители жары и света.

      То есть угроза «забыли полить» им не страшна. К тому же забавный внешний вид этих растения привлекает малышей

       

      Практика показывает, что для малышей 1,5–4 лет достаточно 3–4 цветка. На каждом цветочном горшке должна быть прикреплена памятка с названием растения и особенностями ухода (полива и удобрения). Несмотря на то что среди детей первой и второй младшей групп не умеют читать , они должны знать о предназначении этих ярлычков. А впоследствии, когда уровень самостоятельности ребят повысится, смогут ими пользоваться при уходе за зелёными питомцами


      Зона экспериментирования

      Эта часть предметно-развивающей среды предназначена для эмпирического исследования живой и неживой природы. Обычно размещается по коробкам, ящикам.
       

      *Посуда. Стаканчики, воронки, тарелки, ситечки и подносы.

      Эти предметы нужны для знакомства со свойствами воды (принимать форму того тела, в который она помещается) во второй младшей группе.

       

      *Природный материал: песок, ракушки, шишки, каштаны, камешки — используется для создания поделок, знакомства с понятием формы, размера. В этой же коробке может лежать бросовый материал: нитки, куски картона, цветной бумаги для занятий творчеством.

       

      *Материалы, распределённые по блокам (по ящикам). Например, воздушные шары, мыльные пузыри, вертушки для изучения понятия «воздух», цветные камешки для изучения цветов, пустые коробочки от киндер-сюрприза с разным наполнением (крупа, сахар, монеты и пр.) для знакомства с различными звуками и мерами веса (тяжело — легко), мешочки-саше с лавандой, ромашкой для работы с понятием запах, зеркальце для игр с солнечным зайчиком при рассмотрении понятия свет


      *Календарь природы (со второй младшей группы). Эта модель для наблюдения над сезонными и погодными изменениями представлена в упрощённом виде. Например, в виде плаката с кармашками для размещения солнышка, тучки, облаков, чтобы продемонстрировать текущую погоду, а также картинки со снежинкой, цветущим лугом, разноцветной листвой и деревьев с почками для обозначения сезона.

      *Кукла, одетая в сезонную одежду, чтобы дети получали представление о том, как нужно одеваться в разную погоду, в разные времена года.

      *Наглядный материал в виде книг или карточек с крупными изображениями насекомых, птиц, диких и домашних животных, садово-огородных культур.

      *Дидактический материал для игр (объёмные фигурки местных, экзотических и морских животных, мягкие муляжи овощей, фруктов, сшитых из фетра).

      *Материалы для трудовой деятельности. Доступный в младшем дошкольном возрасте минимум представлен лейками для полива, тряпочками, чтобы вытереть пролившуюся воду, клеёнками, если перед поливом цветы нужно переставить.

       

        * Сезонные объекты: летом — букеты цветов, осенью — букеты осенних листьев, зимой — еловые ветки в вазах, весной — цветущие веточки деревьев и кустарников