Аквааэробика как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей 6-7 лет

Шинкарева Галина Геннадьевна

 

 

Одним из условий успешной подготовки к школе является фи­зическая готовность ребенка к обучению, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных навыков, хороших функциональ­ных возможностей и состояния центральной нервной системы ребенка.

Современные данные о процессах роста и развития детского организма в разные возрастные периоды свидетельствуют об их дисгармоничности. Высокая социальная значимость деформаций позвоночника и стоп, нарушений осанки определяется их ролью в снижении качества жизни детей, в формировании инвалидизирующих состояний.  Среди функциональных отклонений нарушения опорно-двигательного аппарата занимают ведущие места во всех возрастных группах, причем значительное преобладание отмечается в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6-7лет). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает приобретение опыта ребенком в различных видах деятельности, в том числе, двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как  координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма.

Работа по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата детей начинается в детском саду и продолжается в школе. Одним из средств профилактики нарушений осанки дошкольника является аквааэробика.

Аквааэробика - это новый популярный вид физических упражнений в воде, укрепляющих все группы мышц на фоне разгрузки позвоночника.

Основу комплексов аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяющие не только развивать двигательную активность детей, укреплять мышечно-связочный аппарат, но и учит их выражать эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

В нашем дошкольном учреждении дети старшего дошкольного возраста посещают секцию  аквааэробики 1 раз в неделю, длительность занятия 25-30 минут.

Нами  составлен тематический план работы, в котором выделены цели и задачи, а также намечены конечные предполагаемые результаты.

План занятий по аквааэробике для детей старшего дошкольного возраста рассчитан на два года обучения и включает в себя комплексы упражнений направленных на профилактику нарушений осанки и укрепление сводов стопы, игры и упражнения для обучения плаванию, хореографический композиции. В соответствии с планом  подобрана необходимая литература, сделаны записи соответствующей музыки.

При проведении занятий дети делятся  на маленькие подгруппы.  Упражнения разучиваются сначала на месте, потом в движении. Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору. На занятиях обеспечивается двигательный режим детей с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, а также благоприятные условия статистической нагрузки – снижение ее продолжительности и величины.

Занятие аквааэробикой  как и в плавании делится на три части: подготовительную, основную, заключительную.

В подготовительной части для профилактики плоскостопия на суше дети выполняют физические упражнения на укрепление мышц голени и стопы, хождение по массажной дорожке, самомассаж стопы, тренажер. Во время занятия в воде отрабатываются  ладонные и подошвенные рефлексы.  Для этого используется такое оборудование: ящики с камешками, массажеры, мячи резиновые, мелкие тонущие игрушки. Используется  имитация работы ног всех способов плавания, так как большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы.

В основной части занятия в соответствии с поставленными задачами в порядке усложнения подбираются комплексы упражнений с предметами и без предметов направленных на укрепление мышечного корсета («Гимнасты», «Веселые лягушки», «Моряки»).

Дети овладевают общими навыками нахождения в воде при помощи специальных упражнений: 1) погружение; 2) всплывание; 3) лежание и скольжение; 4) изучение и постановка правильного дыхания в воде; 5) упражнения на расслабление мышц рук и ног.

Для профилактики  нарушений осанки применяются разнообразные физические упражнения, выполняемые при различной глубине погружения в воду (до пояса, до плеч, до подбородка):

         - активные и пассивные упражнения с элементами облегчения

и отягощения; - упражнения с усилием у бортика;

        -упражнения в упоре о стенку бассейна, о поручень, о ступени бассейна, с предметами и приспособлениями;

        - упражнения, способствующие мышечной релаксации и растяжению позвоночника;

        -разновидности ходьбы в воде, а также свободное плавание, с имитацией спортивных способов плавания;

        - игры в воде (подвижные, малоподвижные),

        - имитация элементов водного поло,

        -игры с продвижением по дну бассейна и другие.

 

Для разгрузки и  растяжения позвоночника  используются плавательные подготовительные упражнения (“Звёздочка”, “Стрела”, лежание, скольжение), которые выполняются  с помощью вспомогательного средства, а именно: поддерживающего пояса – плотика, нарукавников, позволяющих повысить эффективность овладения горизонтального положения тела в воде. 

 

Задача заключительной части снятие психо-эмоционального напряжения. В этой части выполняются упражнения на восстановление дыхания («веселые пузыри»), расслабление (отдых на спине  в нарукавниках и без). В конце занятия детям второго года обучения можно  предложить  творческие задания.

1 раз в квартал с детьми проводим  праздники на воде (« Морские состязания», «Веселые лягушки в гостях у Водяного»,  «В гостях у Нептуна», и др.) на которые приглашаем родителей. В сценарии праздников включаем хореографические композиции, эстафеты на воде, игры.

Об успешности педагогического процесса можно судить по результатам диагностики, проведенной в конце обучения:

- увеличились  показатели укрепления мышечного корсета;

-улучшилась  координация  движений, гибкость;

          -повысился   уровень сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся.

Таким образом,  на этапе завершения дошкольного образования у детей сформирована потребность к занятиям физической культурой, плаванием, спорту, здоровому образу жизни.