Развитие личности в детском возрасте

Виктория Юрьевна Демидова
                         Развитие   личности в раннем детстве
Как развивается отношение к предметному миру
Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность. Уже на первом году жизни формируются простые манипулятивные действия: малыш одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосет его, стучит и размахивает им и т.п.). Постепенно он знакомится со свойствами предметов и учится действовать с учетом этих свойств: вкладывает деревянное яйцо в пластмассовую чашечку, открывает коробочку и закрывает ее крышкой и т.п.
К концу первого года жизни ребенок начинает овладевать умением обращаться с предметами в соответствии с их назначением: по просьбе взрослого собирает пирамидку, складывает башню из кубиков и т.п. Он все чаще экспериментирует, по-разному действуя с одним и тем же предметом, например с мячом: катает его, с размаху бросает на пол, забрасывает в коробку с игрушками, стучит по нему лопаткой. Но главное, ребенок переходит к предметным действиям нового качества - действиям, совершаемым в «логике предмета»; овладевает культурно-фиксированными действиями с предметами: использует по назначению ложку, чашку, карандаш, лопатку и т.п.
В этот же возрастной период начинает формироваться игра, отражающая деятельность взрослых. Игра еще очень проста по содержанию и состоит из воспроизведения отдельных действий: подражая маме, ребенок кормит из ложечки куклу, гладит игрушечным утюжком ее одежду, расставляет на столе чашки и блюдца. Такая процессуальная игра подготавливает будущую сюжетно-ролевую игру дошкольников.
Очевидно, что культурно-специфические действия с предметами, предметная игра не могут возникнуть сами по себе. Они усваиваются ребенком при помощи взрослых.
 
Как развивается отношение к окружающим людям
Главная особенность коммуникации с взрослым у детей раннего возраста состоит в том, что общение протекает на фоне их практического взаимодействия. Формируемая под влиянием взрослого предметная деятельность начинает менять форму их общения, сложившуюся ранее. Эмоциональные контакты с близкими людьми, составлявшие основное содержание общения младенца, перестают удовлетворять ребенка второго года жизни. Теперь, помимо потребности во внимании и доброжелательности, он испытывает потребность еще и в сотрудничестве с взрослым, которое не должно сводиться к прямой помощи в действиях с предметами. Детям требуются соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним, выполнение одного дела. Только такое сотрудничество обеспечивает малышу достижение практического результата при его все еще ограниченных возможностях. Так он одновременно получает и внимание взрослого, и его доброжелательность, и соучастие в практических действиях.
Теперь взрослый начинает выступать для малыша не только как источник тепла и заботы, но и как образец выполнения действий с предметами. Именно взрослый открывает ребенку культурную функцию предмета, общественный способ его употребления: ставит задачу овладения определенным действием, с помощью слова или показа определяет значение каждого предмета и способы действия с ним. Сначала ребенок выполняет действия в сотрудничестве с взрослым, а затем самостоятельно; при этом взрослый, с одной стороны, является образцом для подражания, а с другой - главным ценителем успехов ребенка.
Как развивается отношение к себе
Отношение к себе сохраняет ведущую роль в процессе становления личности в раннем детстве и выступает как развитие самосознания ребенка.
Каковы же его источники? Как ребенок узнает, какой он, что он уже умеет, что может делать вместе с взрослым, а что самостоятельно? Самосознание не является врожденным. Оно формируется и развивается постепенно. Два главных источника его развития: индивидуальный опыт ребенка (его собственная практическая деятельность} и опыт общения с окружающими людьми - взрослыми и детьми. Важно подчеркнуть, что общение рассматривается не просто как коммуникация, а как деятельность, направленная на другого человека как наличность (совокупность присущих только этому человеку уникальных качеств и проявлений). Поэтому, общаясь с другими людьми своего партнера, а через его реакции, выражаемое им отношение - и самого себя, как бы смотрясь в зеркало.
На первом году жизни знания малыша о себе еще очень примитивны, они лишены практической основы, базирующейся на индивидуальном опыте, ведь младенец мало в чем может попробовать свои силы. Он полностью доверяет родным и близким, у которых заимствует отношение к себе, смотрит на себя их глазами.
Что же именно ребенок о себе узнает, вступая в общение с взрослым?- Прежде всего самое общее и важное: нужен он или не нужен другим? Любят его или нет? Для психического развития это переживание своей значимости для других очень важно. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему окружающих людей. Мать, называя его по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, выражает свою любовь. Так она как бы авансом наделяет его личность уникальной значимостью, особой ценностью.
Именно такие проявления взрослых, адресованные малышу, способствуют формированию у него положительного самоощущения, помогают пережить свою значимость для других. Положительное эмоциональное самоощущение составляет основу образа себя, является базальным компонентом самосознания, становится фундаментом открытого, доверчивого отношения к миру, другим людям, себе самому.
Повторим, в первом полугодии жизни общение младенца с взрослым носит эмоциональный характер. Общее положительное отношение взрослых, выражающее ценность его существования в глазах окружающих, влечет за собой интенсивное эмоциональное переживание своей значимости в форме положительного эмоционального самоощущения, составляющего основу общей самооценки. Индивидуальный опыт взаимодействия с предметным миром почти полностью отсутствует, так как у ребенка еще нет практических действий с предметами.
Ребенок второго полугодия жизни, действуя с предметами, получает представление о своих способностях, умениях и возможностях. На протяжении второго года жизни происходит дальнейшее формирование образа себя через накопление опыта практических действий.
 
Формы поведения, свидетельствующие  о развитии самосознания
Представления о внешности и физических возможностях. К концу второго года дети безошибочно показывают, где у них нос, глаза, уши, рот. По просьбе взрослого двухлетний малыш может встать, сесть, попрыгать, принести что-либо и т.п. Таким образом проявляется его компетентность относительно своих возможностей.
Влияние на поведение других людей. Начиная со второй половины второго года жизни дети способны подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш уже может попросить взрослого почитать книжку, починить сломанную машинку, достать с полки карандаши, завернуть куклу и т.п. Подобные требования и просьбы говорят о стремлении ребенка оказать влияние на взрослых. Дети не стали бы ничего требовать от родителей и близких, если бы не были уверены в том, что те могут их послушаться. Таким образом, можно полагать, что малыш «знает» о своей способности влиять на поведение других людей.
Описание своего поведения. В конце второго года жизни дети начинают употреблять местоимения «я», «мне», «мое» и комментируют свое поведение. Выполняя действие, они часто называют его вслух. Взбираясь на стул, малыш приговаривает: «Я сяду».
К концу второго года в речи детей появляется все больше упоминаний о собственной персоне. Они знают свое имя и часто произносят его, описывая свои потребности и чувства в третьем лице: «Вова хочет пить». В слова «мне» и «мое» теперь вкладывается новый, важный смысл: ребенок подчеркивает свое право на обладание чем-то. Даже в семьях, где принято всем делиться, начавшие ходить дети могут проявлять откровенно собственнические замашки. Малыш отнимает куклу у старшей сестры и говорит: «Моя кукла»; сердится, если  другой ребенок хочет поиграть в его иг'р\ или покататься в его коляске.  
Сопереживание. Еще одним проявление, самосознания ребенка является способности понимать эмоциональное состояние другого человека. После полутора лет у детей можно наблю дать явное стремление утешить paccтроенного человека, обнять и поцеловать его, дать игрушку или сладости. ,То, что маленький ребенок может понять психологическое состояние другого человека означает, что он способен вспомнить свои ранние эмоциональные ощущения и поступать соответственно своему личному опыту.
Половая идентичность. В возрасте примерно 21 месяца у детей начинает развиваться по- нимание половых ролей. Девочки и мал начинают вести себя по-разному.  Мальчик  как правило, довольно резко высвобождается  из под опеки матери, однако девочки нуждаются  в большей близости
 Самоузнавание. свидетельствует и тот что ребенок уже узнает себя в зеркалах, фотографиях, , игры со своим отражением, для того, чтобы рассмотреть части одежды, которые без зеркала не видны, например рисунок на карманчике, шапочку или платочек на голове. Рассматривание своего отражения сопровождается яркими положительными эмоциями: дети «красуются» перед зеркалом, улыбаются, гримасничают.
Чтобы узнать, сложился ли у вашего ребенка образ Я, подведите его к зеркалу, дайте яркую игрушку, цветной платочек, встаньте с ним рядом так, чтобы он видел ваше отражение. Если малыш с удовольствием рассматривает себя в зеркале, улыбается своему отражению, играет с игрушкой и ее отражением, старается надеть на себя или на вас платочек, глядя в зеркало, поправляет что-то в своем облике, вы можете быть спокойны - первичный образ Я у ребенка достаточно оформлен и стабилен.
Если же, рассматривая себя в зеркале (особенно при изменении внешнего вида, например, на голову ребенка надет платочек), малыш напряжен, проявляет признаки тревоги и испуга, не играет со своим отражением, начинает проявлять активность только у вас на руках - это сигнал неблагополучия в развитии. Возможно, вы и другие близкие взрослые мало интересуетесь ребенком, недостаточно общаетесь и мало играете с ним. Возможно, он для вас в большей степени объект ухода, заботы, нежели развивающаяся личность, достойная внимания и уважения. Помните, если ваше отношение к ребенку как личности недостаточно развито, то его отношение к себе не имеет яркой положительной эмоциональной окрашенности, образ себя недостаточно четок и определен, что и находит отражение в поведении перед зеркалом.
 
Отношение к сверстникам. Помимо общения с взрослыми в развитии образа себя определенную роль начинает играть и общение со сверстниками. Что же оно привносит в образ Я ребенка раннего возраста? Психологи установили: в начале второго года жизни у детей при контактах с ровесниками преобладают действия, направленные на сопоставление собственных физических качеств с качествами сверстника. Ребенок смотрит на руки, ноги, одежду другого ребенка и сразу начинает разглядывать те же части тела и детали одежды у себя. По-видимому, таким способом дети устанавливают сходство со сверстниками, и у них формируется представление о своем физическом облике. В дальнейшем, на третьем году жизни, общение со сверстниками способствует переживанию ребенком своей инициативности, значимости для других
Привязанности
Важным этапом социально-личностного развития является формирование привязанности к близким людям. Эмоциональная привязанность к определенному человеку начинает складываться у детей в конце первого года жизни и наиболее ярко проявляется на протяжении второго года. Обычно, хотя и не всегда, первый объект привязанности - мать, чуть позднее (через один-два месяца) ребенок начинает проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам.
Привязанность проявляется в трех феноменах. Во-первых, объект привязанности более, чем кто-либо другой, способен успокоить, утешить малыша. Во-вторых, в поисках утешения ребенок чаще всего обращается к объекту привязанности, а не к другим людям. В-третьих, в присутствии объекта привязанности дети реже испытывают страх. Такая эмоциональная привязанность имеет определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым, неизвестным. Он может не обращать внимания на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но, стоит его чем-либо напугать или взволновать, он тут же обратится за поддержкой к матери или отцу.
С помощью объекта привязанности маленькие дети оценивают также степень опасности новой ситуации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если вдруг на ее лице отразится тревога или она произнесет что-то испуганным голосом, ребенок также проявит настороженность и, отвернувшись от игрушки, побежит к матери. Но. если она улыбнется и обратится к нему подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.
Два детских страха, связанных с привязанностями. Примерно в то же время, когда ребенок устанавливает тесные, наполненные любовью связи с близкими взрослыми, он начинает демонстрировать и негативные эмоциональные реакции, что может озадачивать и даже раздражать самую терпеливую маму. Речь идет о двух страхах: страхе перед незнакомцем и тревоге из-за разлуки с матерью (сепарационная тревога).
Саша (1 год 2 месяца) сидит на полу и играет в кубики, когда мать вводит в комнату незнакомого человека. Незнакомец подходит ближе и говорит: «Привет, Саша! Как дела?». Малыш прекращает игру, на мгновение зами- рает, глядя на незнакомца, затем отворачивается, хнычет, ползет к маме и забирается к ней на руки. Находясь на руках у мамы, он чувствует себя в безопасности и вскоре начинает проявлять интерес к незнакомцу. Страх перед чужими людьми, выражающийся в реакции настороженности, обычно достигает своего пика еще в младенческом возрасте (8-10 месяцев) и постепенно уменьшается по интенсивности в течение второго года жизни.
Многие дети, у которых сформировалась привязанность к близким людям, начинают проявлять явные признаки дискомфорта при разлуке с объектом привязанности. Уже годовалый малыш может заплакать, увидев, что мать надевает пальто и берет сумку, готовясь пойти в магазин. А ребенок, которому исполнился 1 год 8 месяцев, будет цепляться за мать, провожая ее до двери, жалобно плакать и умолять не уходить. Такие реакции отражают тревогу детей в связи с «отделением от матери», разлукой с ней. Подобная сепарационная тревога начинает проявляться во втором полугодии первого года жизни, достигает кульминации в период с 14 до 18 месяцев, а затем постепенно становится менее частой и интенсивной. Но даже младшие школьники и подростки могут проявлять признаки тревожности и депрессии в случае долговременной разлуки с теми, кого они любят.
Хотя такая реакция на чужого человека и на отделение от матери свойственна всем детям, степень ее проявления различна: одни малыши практически равнодушны к этим событиям, в то время как другие испытывают неподдельный страх. Исследования психологов показали, что причиной столь разных реакций служат индивидуальные различия в надежности сформированных привязанностей.
Индивидуальные различия в качестве привязанности. Взаимоотношения и привязанности, которые дети устанавливают с близкими людьми, несомненно, различаются по качеству. Один ребенок рядом с мамой чувствует себя спокойно и уверенно, а другой напряжен и встревожен. Почему у одних детей складываются уверенные, надежные привязанности к близким, а у других нет?
Чтобы ответить на этот вопрос, выясним, что способствует развитию привязанности. Прежде всего это желание взрослого чувствовать ребенка и отзываться на любые его сигналы: взгляд, улыбку, плач или лепет; быстро и позитивно реагировать на проявленную ребенком инициативу, вступать с ним в общение и взаимодействие, соответствующие его познавательным способностям и настроению. внимательные, заботливые родители формируют чувство базисного доверия к миру, создают позитивную рабочую модель окружающих. Дети, у которых сложилась позитивна модель себя и других людей, формируют надежную привязанность к близким людям,  oбладают  достаточной уверенностью, позволяв щей пойти навстречу новым вызовам окружающего мира и справиться с ними. В дальнейшей жизни они способны устанавливать надежные, доверительные взаимоотношения с друзьям! супругами и своими собственными детьми.
Контрастом этому служит позитивная модель «Я», соединенная с негативной моделью «Дру гие». Это происходит в случае, когда мама xoтя и удовлетворяет физические потребности pе бенка, но мало восприимчива к его сигналам  практикует навязчивый стиль вэаимоотноше ний с ним. У таких детей складывается привязанность избегающего типа, происходит обес ценивание тесных эмоциональных уз.
Негативная модель «Я» и позитивная модель «других» формируется вследствие тог что ребенок иногда не способен, но чаще \ имеет возможности привлечь к себе необходимое ему внимание матери. Мать то проявляет по отношению к малышу любовь и нежность, то игнорирует его. В результате у ребенка формируется привязанность сопротивлящегося типа. Поведение таких детей отличается неустойчивостью, зависимостью от взрослых, требованием постоянного внимания к себе, неуверенностью в своих возможностях, дальнейшем они будут испытывать трудности, установлением эмоциональных отношений с другими людьми. Негативное восприятие себя  и других людей соответствует привязанное! дезорганизованного типа. Такие дети испытывают страх при установлении взаимоотношений  с другими, боятся, что их могут обидеть
Усвоение нравственных норм
Во втором полугодии второго года жизни детей начинают формироваться идеальные образы объектов: у рубашки должны быть месте все пуговицы, на носочках не должно быть дырок. В то же время усваиваются нор: поведения, связанные с опрятностью, контро- лем агрессии и послушанием. Усвоение Этих норм - первый шаг к пониманию «что такое хорошо и что такое плохо», начальный этап  развитии нравственного сознания.
События, не вписывающиеся в усвоенные нормы, могут вызвать у ребенка беспокойство,  тревогу. Дети, у которых сложилась позитивна модель себя и других людей, формируют надежную привязанность к близким людям, oбладают  достаточной уверенностью, позволяв щей пойти навстречу новым вызовам окружающего мира и справиться с ними. В дальнейшг жизни они способны устанавливать надежные, доверительные взаимоотношения с друзьям! супругами и своими собственными детьми.
Контрастом этому служит позитивная модель «Я», соединенная с негативной моделью «Другие». Это происходит в случае, когда мама xoчет и удовлетворяет физические потребности   pебенка, но мало восприимчива к его сигналам практикует навязчивый стиль взаимоотношений с ним. У таких детей складывается привязанность избегающего типа, происходит обесценивание тесных эмоциональных уз.
Негативная модель «Я» и позитивная модель «других» формируется вследствие тог что ребенок иногда не способен, но чаще \ имеет возможности привлечь к себе необходимое ему внимание матери. Мать, то проявляет по отношению к малышу любовь и нежность, то игнорирует его. В результате у ребе ка формируется привязанность сопротивляющегося типа. Поведение таких детей отличается неустойчивостью, зависимостью от взрослых, требованием постоянного внимания к себе, неуверенностью в своих возможностях, дальнейшем они будут испытывать трудное™ установлением эмоциональных отношений другими людьми. Негативное восприятие се> и других людей соответствует привязанное! дезорганизованного типа. Такие дети испытывают страх при установлении взаимоотношений  с другими, боятся, что их могут обидеть
Усвоение нравственных норм
Во втором полугодии второго года жизни  детей начинают формироваться идеальные образы объектов: у рубашки должны быть месте все пуговицы, на носочках не должно быть дырок. В то же время усваиваются нормы поведения, связанные с опрятностью, контролем агрессии и послушанием. Усвоение Э1 норм - первый шаг к пониманию «что такое  хорошо и что такое плохо», начальный этап развитии нравственного сознания.
События, не вписывающиеся в усвоенные нормы, могут вызвать у ребенка беспокойство и тревогу. Он будет указывать пальцем на сломанный предмет, порванную одежду, оторванную пуговицу, проявлять озабоченность интонацией, голосам, выражением лица. Например, малыш, обращаясь к маме и указывая на машинку без колеса, говорит: «Ай-ай-ай, сломалась» - и пытается починить ее, приставляя колесо на место.
В одном из исследований 14- и 19-месячных детей приводили в комнату с множеством игрушек, среди которых были намеренно испорченные (у одной куклы было испачкано черной краской лицо, у Другой - порвано платье, у игрушечного медвежонка была оторвана голова). Ни один из 14-месячных детей не придал никакого значения испорченным игрушкам, тогда как внимание 19-месячных детей было приковано именно к ним. Они указывали пальцем на испачканное лицо, порванную одежду, на то место, где у медвежонка должна быть голова. Те из них, кто умел говорить, приговаривали: «Плохо», «Надо починить», «Сломалась».
Незадолго до достижения двухлетнего возраста дети проявляют интерес к грязным рукам, порванной одежде, разбитой чашке. Это свидетельствует о том, что они начинают осознавать, что у каждого явления есть своя причина. Эмоционально реагируя на сломанную игрушку или дырочку на носочке, ребенок предполагает, что дефект не присущ объекту изначально и имеет причину.
В конце второго года жизни малыши расстраиваются, если не могут соответствовать нормам, установленным другими людьми. Например, девочка (1 год 10 месяцев) пытается повторить за мамой цепочку действий: положить на кроватку подушку, уложить куклу и накрыть ее одеяльцем. Но, когда мама, усложняя задачу, предлагает запеленать куклу, девочка прекращает игру, протестует, так как мама продемонстрировала действие, которое несколько превышает возможности ребенка его усвоить. Это означает, что к двум годам дети могут оценивать свою возможность повторить действие и, будучи не уверены в своих силах, испытывают тревогу.
Еще одним свидетельством понимания ребенком  норм поведения является улыбка в случае достижения намеченного результата. Петя (1 год 10 месяцев) за 5 минут сложил конструкцию (паровозик из шести элементов) и радостно улыбался в конце работы. При этом он не смотрел на маму; напротив, его улыбка -субъективная реакция, отражающая осознание того, что ему удалось соответствовать установленным им же критериям. Дети часто улыбаются и в ситуации, если собираются совершить, или почти совершили, запретное действие, нарушающее нормы поведения (например, засовывают руки в горшок или залезают на стол). Использование детьми эталонов в оценке событий и поведения является предпосылкой усвоения ими нравственных норм.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Как способствовать развитию
личности ребенка в отношениях
с окружающим миром
Создайте условия для разнообразных действий   с   предметами.   Помогайте   малышу
справляться с затруднениями в сотрудничестве с вами. Освоив отдельные действия, ребе
нок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Уважи
тельно относитесь к этим проявлениям самостоятельности,  предоставляйте возможность
проявлять инициативу.
Поощряйте стремление ребенка подражать действиям взрослого. Если он выражает
желание вымыть посуду, можно дать ему небьющуюся тарелку или чашку, поставить его
на стульчик перед раковиной. Показать, как моют щеткой, тряпочкой. Поощряйте стремление  к самообслуживанию:  самостоятельно одеваться, умываться, застегивать пуговицы или молнию, надевать рукавицы и т.п.
Хвалите малыша за успехи. Если у него что-либо не получается, помогите ему справляться  с трудностями, поддержите, дайте по чувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженную похвалу высказывайте эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка; отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Оценивая малыша, не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.
Как направлять поведение ребенка
• Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Одни родители, думая, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. А другие убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают его поведение, практически не предоставляя самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
• Реакции родителей помогают детям понять, как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Это может быть похвала за хорошее поведение: «Какой молодец, сам убрал игрушки!» - или мягкое Порицание: «Осторожно, так можно сделать больно сестричке». Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.
Как способствовать развитию личностной активности и образа Я
• В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е. следует соблюдать соотношение инициативных и ответных действий как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно его игру, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать;, не мешайте  его деятельности.
Создавайте условия для развития образа ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре.
Уважайте право малыша на собственное мнение, проявление самостоятельности и независимое
С целью развития представлений о своих  физических способностях следует создавать
условия для овладения ребенком сложными достижениями, называя их, совершая вместе с ним, затем давая возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Организовывайте подвижные игры, включающие разные движения: ходьбу, подпрыгивания, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия простыми танцевальными движениями.
Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называй-
те   по   имени.   Предлагайте   рассмотреть  одежду, соотносить отражение в зеркале с
реальностью. Не нужно бояться того, что ребенок, который с удовольствием рассматривает 
себя в зеркале, «красуется», вырастет самовлюбленным и избалованным.
Следует также учить ребенка узнавать себя и близких на фотографиях. Показывать фотографии мамы, папы, бабушки, знакомых взрослых, других детей. Учите узнавать себя  в  младшем возрасте, сравнивать с собой в стоящий момент, наблюдать за изменения
своем внешнем облике, физическом Я.
Обратите внимание на развивающее у ребенка чувство собственности.  Понимание того, что у него есть свое место за столом, уголок для игры, свои кроватка, чашка »
и т.п., свидетельствуют о развитии самосознания , представления о себе как обладателе определенных вещей. Это не проявление жадности и себялюбия, как иногда интерпретируют  такое поведение взрослые. Это развивается- Я ребенка. Уважайте его право на собственность   и одновременно учите считаться с такими же правами других людей.
 • Предлагайте мальчикам и девочкам личные игрушки, сюжетные игры в соответствии  с половой принадлежностью, поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая условия для формирования половой идентичности.
Поощряйте проявление чувства сопереживания эмоциональным состояниям других
людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это
лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать). Развивайте
способность разделить с другими положительные эмоции:   радость,  восхищение, чувство
удовольствия и др.
Создавайте условия для общения со сверстниками
Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям. Привлекайте внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей. Помогайте детям мирно разрешать конфликт,  указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.).
Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей,  тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научится, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.
Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми: Коля любит
играть в футбол, а Вася - нет; Миша любит кататься на велосипеде, а Маша - на самокате и
т.п. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание прав другого человека - важный аспект развития социального Я, начинающегося уже в раннем детстве.