"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказок"

Гутор Анна Сергеевна

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказок

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой.

 В. А. Сухомлинский

В настоящее время очень остро встала  проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой.  Вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Ученые всего мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на земле. Все беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озера; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так  как в этом возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживать ей. Поэтому главная задача экологической работы в ДОУ – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Современные дети имеют возможность увидеть редких животных в зоопарках, экологических  парках, океанариумах, дельфинариях. Научно – познавательные фильмы дают возможность дошкольникам значительно обогатить знания о природе. Эмоциональное восприятие природоведческого материала вызывает у детей познавательный интерес, радость соприкосновения с природой, сострадание, желание созидать, а не разрушать. Но как рассказать маленьким детям о том, как растут растения, как разнообразен мир животных, рыб, как появились птицы, насекомые? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям. Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах. Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Самый важный момент здесь – это информативность экологической сказки. Эти сказки должны быть информационно емкими, но не следует, и перегружать их. Иногда достаточно одного, двух предложений для сообщения интересного факта.

Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле. Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей  воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких и домашних животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или закат, погрузиться в подводное царство. Но в чем же особенность экологических сказок? Характерной особенностью является  переработка материала, получаемого из природного окружения. Эти сказки очень интересны детям своей новизной сюжета, персонажами, самим действием, конечным результатом.   В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких - либо животных, растений, явлений природы. И действительно, сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Чему же учат экологические сказки?  Эти замечательные сказки учат познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты. Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Облачко, Ручеек, Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Путешествие в страну неба». Простой сюжет, близкие и понятные герои – бабочка, гусеница, белочка, ручеек, река, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев, отвечать на вопросы, вычислять главное, пересказывать, размышлять, приходить к правильным выводам.  В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок узнает тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года, или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрогшего на холодном ветру цветка, а цветок, раскрыв свой зонтик, прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке. И в результате, детская сказка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и пытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку. Это сказки  и о комнатных растениях: «Как человек приручил растения», «Как у росточка появилось имя», «Бабушка Федора и Герань», «Самый смелый цветок». О различных явлениях природы: Хмурая туча, Доброе облако, Все цвета радуги; сказки о животных и насекомых – Просто гусеница, Не будите медведя, Зачем зайцу белая шуба? И др., а так же сказки о взаимодействии человека и природы. Такие как, «Пропавшие цветы», «Как не вернулись птицы». В них говорится, казалось бы, о простых, но интересных для ребенка вещах. Сказку можно слушать много раз, запоминая и уточняя ее содержание. Ее можно разыгрывать с куклами, драматизировать, рисовать. Чтение или рассказывание познавательных сказок прекрасно сочетается со специально организованными занятиями, на которых детям дается познавательный материал, организуется практическая деятельность. Сказка может вызвать интерес к изучаемому объекту и закрепить или уточнить уже имеющиеся знания. Например, когда дети прочитали сказку о старухе Ржавчине, они еще долго после этого замечали ржавчину на металлических предметах, отмечали степень разрушения металла, объясняли причину, рассказывали, что нужно сделать, чтобы прогнать злую старуху. Так же из сказок дети узнавали о свойствах бумаги, стекла, шерсти, шелка, кожи, о видах жилищ, об истории одежды. Целесообразно иллюстрировать чтение сказок показом соответствующих предметов, картинок, дидактического материала. Это улучшает понимание и запоминание материала. Дети, кроме интересных, полезных знаний, могут получить яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности  сказок. Использование их в работе, помогает воспитателю обогащать детей знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы: Как возник мир? Как произошли люди и животные? Какие явления бывают зимой? Что делают разные животные в зимнее время? Среди многочисленных сказок для детей существуют удовле­творяющие требованиям экологической литературы. Это сказки Б. Заходера, рассказы В. Бианки, Л. Толсто­го, Г. Пришвина - на них построены многие экологические про­граммы для детей.

Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познание истин­ных закономерностей природы? Еще Сухомлинский писал: «Нет, наоборот... Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребе­нок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра­жает свое отношение к добру и злу». Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.