Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
Отчет по самообразованию
Тема: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить понятие – пальчиковые игры, виды пальчиковых игр;
- моторика, мелкая моторика, влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики.
3. Составить перспективный план работы с детьми
4. Составить картотеку игр и упражнений по теме
5. Создать собственные методические пособия, атрибуты
5. Повысить уровень знаний родителей о значимости пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Сроки работы: сентябрь 2017 г. - май 2018г
Ожидаемые результаты:
1. Усовершенствована предметно-развивающая среда.
2. Родители познакомились с необходимой информацией.
3. Разучили с детьми пальчиковые игры.
4. Положительная динамика развития мелкой моторики рук у каждого ребенка.
5. Увеличился активный словарь детей.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы работы:
- объяснение,
- показ,
- беседа,
- игра
Этапы работы:
1.Подготовительный этап
- Выбор темы.
- Изучение учебно-методической и научной литературы.
- Работа с интернет ресурсами.
2 Практический этап.
- Разработать план работы с детьми.
- Определить формы, методы и приемы работы с детьми.
- Составить картотеку игр и упражнений по теме.
- Подготовить консультации по теме.
- Провести открытое занятие по рисованию.
- Создать собственные методические пособия, атрибуты.
3 Итоговый этап
- Подведение итогов
- Отчет о проведенной работе по теме самообразования.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки в дошкольном возрасте является очень важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка совершенствуется при систематической тренировке движений пальцев рук. От умения ловко управлять своими пальчиками, зависит развитие памяти, внимания, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Для достижения цели по теме самообразования необходимо решить поставленные задачи, поэтому всю работу я разделила на этапы.
В первом подготовительном этапе я определила тему самообразования, изучила методическую и научную литературу. Использовала интернет ресурсы.
Проанализировав материал определила, что пальчиковые игры (гимнастика) для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук.
Пальчиковые игры делятся на группы соответственно значению:
- Игры – манипуляции.
Упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
- Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
- Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.
Во втором этапе провела работу соответственно плану.
Для повышения уровня знаний родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и развитие речи, подготовила консультации и индивидуальные рекомендации. О работе по развитию речи с помощью пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики родители могли познакомиться в информационных стендах родительского уголка., где также регулярно проводились выставки детских рисунков и работ по лепке, как индивидуальных, так и коллективных. Для закрепления полученных на занятиях и свободной деятельности детей навыков и умений представленный материал рекомендовался как домашнее задание. Очень важно то, что пальчиковые игры дают возможность родителям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком
В третьем заключительном этапе на основании наблюдения и бесед можно сделать вывод что, пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек, стихов. Увеличился активный словарный запас, что позволяет малышам вести диалоги с описанием предметов и явлений ближайшего окружения, объяснять свои действия с предметами.
Подводя итоги проведенной работы могу отметить, что дети научились совершать манипуляции различной сложности с мелкими и крупными предметами. К концу обозначенного срока увереннее управляют движениями пальцев. Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М.; ТЦ Сфера, 2017.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). - СПб.: «Паритет», 2010.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.; Просвещение, 1988.
- Ильин Е.П. Психомоторика. - М.: Владос, 2010.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 2010.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Интернет ресурсы: