Конкурсные материалы: «Геоборд как средство развития интеллектуальной сферы у детей дошкольного возраста»

Курусь Екатерина Геннадьевна

Вашему вниманию предоставляется проект на тему «Геоборд как средство развития интеллектуальной сферы у детей дошкольного возраста»

Существует большое количество трактовок понятия «интеллект», которые характеризуются крайне обширным содержанием и употребляются в разного рода значениях. В большом психологическом словаре понятие интеллект (понимание, познание) трактуется как способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблемы.

Нам важно понимать, что дошкольный возраст – это идеальное время для открытия способностей ребенка и максимального развития интеллекта, так это этап формирования личности.

Основными задачами интеллектуального развития дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи; развития любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности.

Следует сказать, что об уровне развития интеллектуальной сферы старшего дошкольника можно судить по объему и характеру содержания знаний, по степени зрелости когнитивных процессов, (ощущения, память, восприятие, воображение, мышление, внимание), по способности креативности и самостоятельному творческому познанию.

Таким образом, главное не только сформированность познавательных процессов, но и развитие произвольностей данных процессов: умение дошкольника сосредотачивать свое внимание на объекте, не отвлекаться, не отступать перед возникшими трудностями.

На наш взгляд геоборд – это одно из средств развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста.

Геоборд – это многофункциональная геометрическая доскам для конструирования плоских изображений.

Это приспособление стало известно еще в 50-е годы прошлого столетия благодаря египетскому математику Калебу Гаттегно, создавшему «первое поле для рисования резиночками» с 25 штырьками.

Геоборд :

- развивает когнитивные способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память;

- способствует психосенсомоторному развитию (растягивание, надевание резиночек на гвоздики – полезная сенсорная «зарядка» для пальцев)

- геоборд предлагает множество вариантов самостоятельного использования, а значит, развивает фантазию и творческий потенциал детей

- эта несложная игрушка может использоваться как математический планшет и помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины гометрии: фигура, периметр, площадь

- геоборд – отличный метод расслабления и снятия физического и психологического напряжения у детей

Этапы нашего проекта:

1. Изучение литературы

Маргарет Доналдсон профессор психологии Эдинбурского университета,  Мыслительная деятельность детей. - М.Педагогика, 1985. – 318с.

Владимир Николаевич Дружинин,  Психология общих способностей. Москва, Издательство “Наука”. 1994 г.

В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, С.-П.: ООО РИВ, 2003

Изготовление геоборда

Изготовление карточек-схем

Основной этап:

1. знакомство детей с игровым пособием.

Мы предлагаем использовать геоборд в следующих направлениях:

«Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предлагаем ребенку продолжить последовательность или выложить узор на оставшейся поверхности по образцу.

Изучаем понятия «большой-маленький». Изображаем на математическом планшете маленький домик, елочку, снежинку, и предлагаем ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т.д.

«Самая длинная змейка». Делая ход по очереди (1 ход – 1 резинка-звено), стараемся сделать самую длинную змейку одного цвета.

 Конструирование фигур по образцу (схеме). Важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).

Изучаем счет. Подписываем к гвоздикам цифры от одного до десяти. Ребенок соединяет последовательно цифры резиночками. Таким же образом можно составлять слова из букв.

 Сочиняем сказку в картинках. Ребенок «рисует» резиночками на планшете, картинки-иллюстрации к сценам из сказки. Возможна коллективная работа по сказкам (придумывание новых поворотов событий для знакомых сказок, дополнение их интересными эпизодами).

Работа с загадками (в парах) – загадывание загадки и выкладывание отгадки.

 Знакомимся с понятием «система координат». Можно пронумеровать ряды и столбцы штырьков: от 1 до 5 и от А до Д. Соответственно, точки поля имеют координаты А1, Б3, Г2 и так далее.

Проводим слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение. Смотрим что получилось.

При помощи «Геоборда» можно играть в морской бой. Взрослый рисует на бумаге, а ребёнок — на планшете. Подпишите верхний горизонтальный ряд гвоздиков буквами, а левый вертикальный ряд – цифрами. Получится система координат: А1, Б4 и т.д.

 Изучаем созвездия. С помощью атласа звездного неба воссоздаем созвездия на планшете.

Использование геобордов в различных образовательных областях, как мы уже упоминали

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- дидактическая игра «отгадай загадку – построй фигуру»

- упражнение «Какой по счету?»

- упражнение повтори узор

- дидактические игры: «форма предметов», «чей детеныш», «найди тень» «овощи и фрукты», «листья плоды деревьев», «перелетные зимующие»

Образовательная область «Речевое развитие»:

- дидактическая игра «Целое и части»

- упражнение «Один, много», «Опиши предмет», «напиши букву», «звуковые дорожки», «составь слоги»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- упражнение «можно, нельзя», «Опасные – неопасные предметы», «запрещающие, разрешающие знаки дорожного движения»

Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

- упражнение «повтори за мной», «в гостях у сказки», «транспорт», «насекомые», «посуда»

3. Использование геобордов в режимных моментах.

Организация игр и упражнений по желанию детей:

Рисование героев сказок;

Упражнения на закрепление обобщающих понятий «Изобрази посуду (насекомое транспорт и др.)»

Игра-соревнование «Кто быстрее повторит рисунок»

Рисование по замыслу детей

Работа с родителями:

Привлечение родителей к изготовлению пособий

Оформление информации в родительском уголке «что такое геоборд, как с ним играть»

Совместная деятельность детей и родителей (игры с геобордом) в рамках родительского клуба были проведены мастер классы по изготовлению геобордов, и его использованию для свободной деятельности дома. Совместно с родителями изготовлены картотеки игр.

Заключительный этап:

В августе 2018 года презентовала опыт работы по использованию геоборда в образовательной деятельности, а также в режимных моментах. По итогу презентации провела анкетирование, результат которого показал, что коллегам интересна данная тема.

В связи с этим было принято решение об организации педагогической мастерской, где каждый педагог может научиться изготовлению геоборда, а также применять его в педагогической деятельности.

Спасибо за внимание.