Воспитания эмпатии у детей старшего дошкольного возраста: условия и методы

надежда степановна дьяченко

Воспитания эмпатии у детей старшего дошкольного возраста:

условия и методы

Сегодня в обществе происходят кардинальные изменения экономической, социальной, культурной жизни, что актуализирует появление новых ценностей в системе образования. Устойчивым запросом современного общества является воспитание человека нового типа, что находит отражение в содержании Федерального государственного стандарта образования Российской Федерации, а именно определение эмоционально-нравственного воспитания детей как приоритетного направления образования и воспитания детей. Основной целью при этом определяется развитие такой личности, которая способна к сопереживанию, сочувствию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, что в свою очередь обеспечит ее успешную адаптацию к условиям современного социокультурного пространства.

В современной педагогической теории и практике большое внимание уделяется вопросам воспитания межличностных отношений, а соответственно и развития у ребенка способности управления своими переживаниями и чувствами. При этом, по мнению Л.И. Божович, важнейшая сторона личностного формирования – это развитие эмпатии, что и обеспечивает нравственное развитие.

Вопросы формирования эмпатии являются на современном этапе недостаточно изученными в отечественной психологии и педагогике. Так изучениями данной проблемы занимались такие исследователи как Л.И. Божович, Е.Н. Васильева, А.А. Бодалев, Я.З. Неверович,Т.П. Гаврилова, А.Г. Ковалев, Р.Н. Ибрагимова, К. Роджерс и др., но в их работах не представлено единого подхода ни к определению рассматриваемого феномена, ни к выявлению методов формирования и развития эмпатии у детей дошкольного возраста.

В современных исследованиях эмпатия изучается в контексте социально-нравственного развития ребенка, воспитания у детей чувства гуманности и коллективизма. Термин «эмпатия» в настоящее время рассматривается в различных аспектах, например, под эмпатией понимают: особый вид внимания к другому человеку; психический процесс, позволяющий одному человеку понять переживания другого; деятельность человека, которая позволяет особым образом строить общение;.

Д.Б. Эльконин считал, что способность человека эмоционально отзываться на переживания другого является одним из условий развития социальной децентрации [2]. Ю.А. Менжерицкая определяет эмпатию как сложный, многоуровневый феномен, в котором заложена совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных, проявление которых опосредовано опытом социального взаимодействия субъекта с другими людьми [1]. Анализ исследований позволил нам определить эмпатию как постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его переживаний и чувств, а также как стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому. Таким образом, эмпатия – сложный феномен, имеющий многоуровневую структуру, которая представляет собой совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков и способностей человека.

Говоря о воспитании эмпатии у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать, что рассматриваемый возрастной период является благоприятным для развития эмпатии. Это связано с тем, что у детей в эмоциональной сфере происходит целый ряд серьезных изменений, в том числе формируется эмоциональная вовлеченность в действия другого.

Проявления эмпатии дошкольника зависят от ряда факторов. К ним можно отнести индивидуальные особенности темперамента и психодинамические качества, характер мотивации, представления об эмоциях, чувствах и о содержании эмоциональных переживаний, богатство эмпатийного опыта, степень близости с объектом эмпатии и частота общения с ним, интенсивность стимулов эмпатии, социально-нравственные установки.

Также большое значение в процессе воспитания эмпатии у детей дошкольного возраста имеет совместная коллективная деятельность детей. Именно она позволяет эффективно развивать симпатию, сочувствие, формировать чувство товарищества, развивать высшие чувства (познавательные, нравственные, эстетические). Сфера взаимоотношений с окружающими людьми является основным источником для развития эмпатии детей дошкольного возраста.

Таким образом, в качестве условий развития эмпатии старших дошкольников выступают:

- комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии;

- развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей;

- развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний, осознавать собственные переживания, развитие помогающего, содействующего, альтруистического поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (сюжетных игр, игр-театрализаций, сказкотерапии и т.д.).

Учитывая специфику эмпатийного процесса становится очевидным, что для того, чтобы вызвать у детей истинное переживание, требуются более совершенные, комплексные педагогические средства, позволяющие максимально учитывать индивидуальные особенности современных дошкольников. 

Список использованной литературы:

  1. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения / Ю.А. Менджерицкая - Прикладная психология.- №4.- 1999. - 54-63 с.
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-ое изд. / Д.Б. Эльконин - М.: гуманитарное издательство «Владос», 1999. - 383 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитания эмпатии у детей старшего дошкольного возраста:

условия и методы

Сегодня в обществе происходят кардинальные изменения экономической, социальной, культурной жизни, что актуализирует появление новых ценностей в системе образования. Устойчивым запросом современного общества является воспитание человека нового типа, что находит отражение в содержании Федерального государственного стандарта образования Российской Федерации, а именно определение эмоционально-нравственного воспитания детей как приоритетного направления образования и воспитания детей. Основной целью при этом определяется развитие такой личности, которая способна к сопереживанию, сочувствию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, что в свою очередь обеспечит ее успешную адаптацию к условиям современного социокультурного пространства.

В современной педагогической теории и практике большое внимание уделяется вопросам воспитания межличностных отношений, а соответственно и развития у ребенка способности управления своими переживаниями и чувствами. При этом, по мнению Л.И. Божович, важнейшая сторона личностного формирования – это развитие эмпатии, что и обеспечивает нравственное развитие.

Вопросы формирования эмпатии являются на современном этапе недостаточно изученными в отечественной психологии и педагогике. Так изучениями данной проблемы занимались такие исследователи как Л.И. Божович, Е.Н. Васильева, А.А. Бодалев, Я.З. Неверович,Т.П. Гаврилова, А.Г. Ковалев, Р.Н. Ибрагимова, К. Роджерс и др., но в их работах не представлено единого подхода ни к определению рассматриваемого феномена, ни к выявлению методов формирования и развития эмпатии у детей дошкольного возраста.

В современных исследованиях эмпатия изучается в контексте социально-нравственного развития ребенка, воспитания у детей чувства гуманности и коллективизма. Термин «эмпатия» в настоящее время рассматривается в различных аспектах, например, под эмпатией понимают: особый вид внимания к другому человеку; психический процесс, позволяющий одному человеку понять переживания другого; деятельность человека, которая позволяет особым образом строить общение;.

Д.Б. Эльконин считал, что способность человека эмоционально отзываться на переживания другого является одним из условий развития социальной децентрации [2]. Ю.А. Менжерицкая определяет эмпатию как сложный, многоуровневый феномен, в котором заложена совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных, проявление которых опосредовано опытом социального взаимодействия субъекта с другими людьми [1]. Анализ исследований позволил нам определить эмпатию как постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его переживаний и чувств, а также как стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому. Таким образом, эмпатия – сложный феномен, имеющий многоуровневую структуру, которая представляет собой совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков и способностей человека.

Говоря о воспитании эмпатии у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать, что рассматриваемый возрастной период является благоприятным для развития эмпатии. Это связано с тем, что у детей в эмоциональной сфере происходит целый ряд серьезных изменений, в том числе формируется эмоциональная вовлеченность в действия другого.

Проявления эмпатии дошкольника зависят от ряда факторов. К ним можно отнести индивидуальные особенности темперамента и психодинамические качества, характер мотивации, представления об эмоциях, чувствах и о содержании эмоциональных переживаний, богатство эмпатийного опыта, степень близости с объектом эмпатии и частота общения с ним, интенсивность стимулов эмпатии, социально-нравственные установки.

Также большое значение в процессе воспитания эмпатии у детей дошкольного возраста имеет совместная коллективная деятельность детей. Именно она позволяет эффективно развивать симпатию, сочувствие, формировать чувство товарищества, развивать высшие чувства (познавательные, нравственные, эстетические). Сфера взаимоотношений с окружающими людьми является основным источником для развития эмпатии детей дошкольного возраста.

Таким образом, в качестве условий развития эмпатии старших дошкольников выступают:

- комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии;

- развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей;

- развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний, осознавать собственные переживания, развитие помогающего, содействующего, альтруистического поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (сюжетных игр, игр-театрализаций, сказкотерапии и т.д.).

Учитывая специфику эмпатийного процесса становится очевидным, что для того, чтобы вызвать у детей истинное переживание, требуются более совершенные, комплексные педагогические средства, позволяющие максимально учитывать индивидуальные особенности современных дошкольников. 

Список использованной литературы:

  1. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения / Ю.А. Менджерицкая - Прикладная психология.- №4.- 1999. - 54-63 с.
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-ое изд. / Д.Б. Эльконин - М.: гуманитарное издательство «Владос», 1999. - 383 с.