Профессиональное выгорание

Кривошапка Людмила Александровна
Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы.
Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.
Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.
Вы не можете решить проблему,  пока не приз­наете, что она у Вас есть»
                                                                                                                   (Харви Маккей)
   Воспитатель – это лицо детского сада. Воспитатель вносит первые коррективы в социальность ребёнка, так как является непререкаемым авторитетом для детей, кладезем знаний, умений, способностей. В то же время, воспитатель находится в центре круга сложных взаимоотношений с воспитанниками, их родителями, коллегами, руководством.
  Наша профессиональная дельность связана с целым рядом на­пряжённых ситуаций. Организация различных видов детской деятельности в течение всего дня требует высокой концентрации внимания, эмоциональной гибкости при разрешении достаточно частых конфликтных ситуаций, индивидуального подхода к каждому воспитаннику в образовательном процессе. Профессиональное общение с кол­легами и руководством также часто связано с кон­фликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контро­лем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удаётся найти общий язык и с родителями по поводу воспитания детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобны­ми ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответ­ственное решение.
    Известно, что педагогическая деятельность отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой. Педагогу дошкольного учреждения приходится постоянно расходовать свою эмоциональную энергию, подкрепляя ею различные аспекты общения: внимательно выслушивать детей и их родителей, сопереживать, сострадать, сочувствовать; усиленно запоминать и интерпретировать информацию; быстро принимать решения. С увеличением количества детей в группе детского сада увеличивается и психоэмоциональная нагрузка на воспитателя, что негативно сказывается на воспитателе, на детях и их взаимоотношениях. Педагоги дошкольных учреждений несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Это очень высокая ответственность, и как результат - нервное перенапряжение педагогов. А если к этому добавить многочисленные проверки, аттестации дошкольных учреждений, неблагополучный психологический климат в коллективе, то картина внешних факторов будет ясна. Плюс ко всему в каждой группе детского сада найдутся особенно «трудный ребенок» и особенно «трудные родители», на которых эмоциональных сил у педагога уже и не хватает.
   Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит челове­ка к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превыша­ющего повседневный психический потенциал чело­века. В этой ситуации наибольшую опасность для пси­хики представляют чувства неизвестности, неопреде­лённости и беспомощности, так характерные для со­временных воспитателей. Следствием повышенной напря­жённости труда нередко становится подавлен­ность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность.  Эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Равнодушие же педагога, так же как и его агрессивные реакции, становится тоже одной из причин дезадаптации детей.
    Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по-другому — работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Символическая эмблема медицинской деятельности — горящая свеча, применима и к деятельности педагога. «Светя другим, сгораю сам» — этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и детям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Исследованиями выяснено, что педагоги подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому эмоционального выгорания.
   Эмоциональное выгорание — это защитный механизм, защита от тяжелой реальности. Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также воспитанники, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.
     Эмоциональное выгорание педагога обусловлено це­лым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие пра­ва на ошибку, приводящее к расширению трудового вре­мени за счёт работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. Педагоги, оказавшись втянутыми в водоворот бесконечной рефор­мы образования, постоянно сталкиваются с различны­ми, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверка­ми. Эти события, нарушающие привычный, размеренный ход жизни детского сада, создают дополнительное на­пряжение.
   Выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением.  «Педагогический кризис», «истощение», «выгорание» и «сгорание» не означает опустошение, исчезновение душевных сил, они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при совершенствовании мастерства и личном развитии.
    Педагогам, страдающим эмоциональным истощением (профессиональным выгоранием), прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации. Методик профилактики и преодоления эмоционального выгорания очень много, но самое главное — поддержка педагогов в процессе деятельности, т. е. в стенах ДОУ, внутри коллектива.
    Важно помнить, что риск выгорания снижают: стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста. Ответственность за выздоровление педагога ложится не только на него самого, но и на руководителя дошкольного учреждения. Для того, чтобы результат оказался положительным,  необходимо педагогу помочь, создавая следующие условия:
 -          душевный комфорт: обеспечить психологическую и эмоциональную поддержку, справедливое вознаграждение за выполняемую педагогом работу и премирование по заслугам;
-          мотивация: поиск дополнительных стимулов к деятельности, привлечение к новым проектам;
 -          расширение сферы ответственности (для педагога важно иметь возможность самостоятельно принимать определенные решения);
-          обеспечить условия для комфортной благоприятной работы (выделить время и место для перерывов, отдыха);
-          организация обучающих, мотивирующих, личностных тренингов.                          Мотивирующие семинары, тренинги по личной эффективности, упражнения на сплочение коллектива, развитие креативности и многое другое, — как нельзя лучше повлияют на  педагогов. Они, непременно, почувствуют уверенность в своих силах, собственную значимость и радость творчества в дружном коллективе.
   Проблемы педагога — это проблемы всего современного общества. Все инновации в образовательной системе касаются наших детей, а педагоги остаются наедине со своими проблемами. Поэтому, педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, посвящающим свою судьбу воспитанию детей, нужна реальная помощь.
    Для профилактики эмоционального выгорания эффективными могут быть следующие рекомендации:
-    рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
-    переключаться с одного вида деятельности на другой;
-    относиться к конфликтам на работе более спокойно, принимая ситуацию как частный случай;
-    не пытаться быть лучшим всегда и во всём.
Использование упомянутых рекомендаций снижает уровень синдрома эмоционального выгорания и приводит к более эффективной работе педагога с детьми.