ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СПОСОБОВ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Н. А. МОКРЕЦОВА ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №16 8 вида

Мокрецова Наталья Александровна

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СПОСОБОВ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Н. А. МОКРЕЦОВА

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №16 - 8 вида

 

 

Сегодня, люди, чьи профессии так или иначе связаны с работой с детьми, скажут об актуальной проблеме  - развитие речи.  

связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей имеющих речевые 

нарушения. К тому же,  характер нарушений речи становится сложнее у детей, поэтому, возникла потребность в поиске новых способов и методов 

работы,  применение инновационных  технологий  в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания. 

В коррекционной работе 

с дошкольниками таким методом является сказка. Этот метод приобрёл популярность в последнее время и

является наиболее универсальным методом воздействия.

Как известно, сказка для любого ребенка является увлекательным приключением.  В процессе  восприятия  сказки ребенок осваивает жизнь через переживания героев.

В работе  учителя-логопеда и учителя дефектолога применение  элементов  

сказкотерапии  помогает решать следующие задачи:

1.Коррекционно-образовательные:  развитие всех  компонентов  речи, 

фонематическое  восприятие, проводить  работу  над артикуляцией, 

автоматизацией, дифференциацией,  а также введение звуков в свободную 

речь, развитие слоговой структуры слова.

2.Коррекционно-развивающие:  развитие памяти,  мышления,  внимания, 

восприятия, воображения, просодической стороны речи.

3.Коррекционно-воспитательные: развитие доброты, любви к природе, 

ответственности, сопереживания.

В сказкотерапии используются методы:

·      Рассказывание сказки с опорой на схему

·      Рисование сказки

·      Изготовление героев из различных материалов и с использованием разнообразных техник

·      Театрализация

·      Сочинение своей сказки

Творческое изменение финала сказки

 

Важна рольсказкотерапии для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. 
Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма. 
Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир приключений. Это способствует формированию у ребенка чувства сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, внимание, а также воображение.
Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

В рамках нашего учреждения находятся дети в том числе с умственной отсталостью. Большинству из них не доступны вербальные формы общения, поэтому мы проводим “сказочные” занятия с использованием альтернативных способов коммуникации, в частности пиктограмм. Данная альтернатива позволяет таким детям не остаться на обочине общения, а в полной степени (по мере своих возможностей) стать участником процесса.

В нашем варианте сказкотерапии задействовано максимальное количесиво анализаторов: слуховой, зрительный, двигательный, тактильный, что способствует наилучшему освоению процесса.

В связи с тем, что у детей в группе несколько разный уровень коммуникативных  и физических возможностей, то с этой целью сказкотерапия проводится одновременно в нескольких параллелях. Для лучшего восприятия используется показ на фланелеграфе, используются пиктограммы, герои сказки в форме двигательных и слуховых образов, тактильные формы. Дети видят предмет и соотносят его с пиктограммой, слушают музыкальный образ сказочного героя, затем изображают его, после - могут на ощупь прикоснуться. Так создаётся целостная картина героя и сказки в целом. Т. е. у каждого ребёнка появляется шанс участвовать в сказке и выражать свои эмоции через сохранные возможности своего организма.

Таким образом, как уже говорилось выше, сказка проходит через все анализаторы ребёнка, тем самым запечатляется и оказывает должное воздействие в высшей степени.

 

 

 

Итак, на занятиях по сказкотерапии расширяется кругозор ребенка, развивается речь, обогащается активный словарь, развивается мышление и воображение, формируется экологическая культура. Игры и упражнения “сказочных занятий”, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

«Литература»

1. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: Речь, 2003

2. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: «Златоуст», 1998.

3. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. СПб.: Речь, 2004.

4. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб.: Речь, 2006.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Ярославль.: ГЦРО, 2011