Стерпится - слюбится! Или почему ребенок не хочет идти в детский сад? ... Это страшное слово – «АДАПТАЦИЯ». Данная статья была представлена в еженедельной газете "Усольские новости", 11.10.2018. Актуальна для родителей на момент адаптационного периода.

Зарубина Наталья Владимировна

 

         Детские дошкольные учреждения вошли в нашу жизнь около 100 лет назад и воспринимаются нами как неотъемлемая, необходимая, важная часть жизни молодой семьи. Таков порядок и ребенок достигая максимум 3-х летнего возраста, должен быть определен в муниципальное бюджетное дошкольное учреждение. Теория «Детского сада» и удлинение времени пребываниядетей в саду вообще была придумана для того, чтобы высвободить женщин-матерей, вовлечь их в социалистическое строительство как рабочую единицу, привлечь к участию в общественной жизни. Но когда то детей в детские учреждения не отдавали, с 2-х месяцев, а поднимали всей семьёй ровно до того момента, когда он сам сможет оказывать помощь в восптании последующих родившихся в семье детей.

         …он уже не плачет, а покорно одевается и плетется в садик – значит ли это, что ребенок адаптировался? Навряд ли. Скорее всего закончились силы на борьбу с обстоятельствами и малыш повиновался воле родителей. А начиналось все так: утро, горькие слезы, крик! В этом принимают участие вы, ваш ребенок, его бабушки и дедушки, ваши соседи, возможно даже собака или кот… В общем, происходит не та желаемая картина, которую вы себе представляли, когда думали, о том, как ваше чадо начнет ходить в детский сад, а у вас появится возможность выйти на любимую работу или посвятить время себе и наконец-то отдохнуть от быта. Но, почему то происходит не так.

В своей практике психолога дошкольного учреждения я наблюдаю самое разное привыкание детей и их родителей к новым условиям, новым взрослым тетям-воспитателям, к тому, что игрушка может быть отобрана или вовсе сломана, к тому, что кушать надо тогда, когда кушают все и ложиться спать требуется по расписанию, а не тогда, когда хочется! И еще ни разу не встретила радость в глазах ребенка в момент, когда за мамой в группе закрывается дверь и малыш однин на один остается с этим еще не знакомым ему миром. Как правило, на лице ребенка читается растерянность, разочарование, страх, обида, и все это выливается в слезы и крик – МАМА! А мамы пребывают в панике, агрессии, ведь их ребенок страдает! Неужели теперь это будет до школы?!

Давайте разбираться, почему так, а не иначе? Все просто. Ребенок честно показывает доступными ему способами нежелание идти туда, куда он не хочет! А вот мы взрослые различными хитростями и угрозами его идти туда заставляем.

Обратите внимание – в психологии возраст ребёнка 5 лет считается «окрепшим», а в царской России только в этом возрасте мальчиков отлучали от мамок и нянек, передавая их на воспитание «дядькам». Таким образом, самый оптимальный возраст для разлуки мамы и малыша на целый рабочий день – это средний дошкольный возраст 4-5 лет. И отводя своего ребенка в детсад, в раннем, нежном возрасте мы навязываем ему свою волю. А это манипуляция – действие это грубое и поэтому всегда имеет последствия, как правило негативные. Поскольку это неизбежно, подготовительные мероприятия к привыканию к дошкольному учреждению необходимы. Иначе, увеличивается вероятность агрессии малышей по отношению к вам и тем, кто работает в детском садике. Но, здесь всё индивидуально и зависит от типа нервной системы маленького человека, от уже сложившегося характера и способов реагирования на ситуации. Например, ребенок может замкнуться, перестать разговаривать, кушать, плохо спать и вовсе не плакать и заболеть. Резервные возможности организма на пределе и такая болезнь, как ОРВ – это возможность сделать передышку и побыть в привычных условиях, дома с любимой и такой необходимой мамой.

В возрасте до 3-4-х лет ребенок нуждается в постоянном присутствии близких ему родных взрослых, а не воспитатели. А осознавать момент прощания малыш начинает с восьми месяцев. С этого возраста и до 1,5-2 лет уход близкого человека для него трагедия. В 2-3 года дети много плачут, как раз от того, что не могут осознать свои чувства, да еще и не могут о них рассказать. Кстати, это не каждому взрослому удается. Однако рыдания говорят о том, что с эмоциональным развитием у крохи все в порядке – значит, его эмоциональные привязанности сформированны. Хуже, если он настолько зажат тисками стресса, что не может выдавить из себя и слезинки. Плач – помошник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Именно поэтому, обратившихся за консультацией мам призываю: «Детских слёз не стоит бояться!» - стоит оноситься к ним с пониманием, как к необходимому и неизбежному этапу жизни взрослеющего человечка. Итак, если у вас есть возможность, силы и желание воспитывать ребенка до 5 лет дома, делайте так. Если же нет, но ребенок не может адаптироваться к детскому саду и плачет все время, не торопитесь отказываться от предоставленного места в учреждении и выхода на работу, ведь все индивидуально и многое решаемо, идите к специалисту.

«Почему он зовёт маму?», часто спрашивают родительницы, с накатившими на глаза слезами. Так вот, мама для малыша до 3-х лет – это всё и если её нет рядом – мир рушится! Такой симбиоз обусловлен, во-первых, физиологической общностью матери и плода во время пренатального развития, в период беременности – пуповина является источником жизни. После рождения именно мама является продолжением «Я» ребенка, его глазами, руками, мама обеспечивает эмоциональную связь с миром, она обеспечивает младенцу безопасность и комфорт. С первых дней жизни ребенок не отделяет себя от мамы, он воспринимает себя как двуединое существо, мама – это тоже он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери, он буквально «считывает» её настрой и направление мыслей. Поэтому, я всегда уточняю: «А как вы ходили в детский садик? Нравилось ли там вам?», часто предпочтения детей и родителей совпадают. Чем меньше у родителей сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше шансов, что ребенок рано или поздно обязательно справится. Малыш, чувствуя уверенность мамы и папы, привыкает гораздо быстрее. Этот момент стоит проработать со специалистом, вероятно после этого ситуация начнёт меняться.

Не подменяйте понятия! Ну, не нравится ребенку детский сад, ну так и надо говорить. А вовсе не убеждать ребенка в обратном, что садик хороший и совершенно незнакомая тетя-воспитатель его любит и ждет. Это не так! Воспитатель – это прежде всего специалист в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. А любовь к детям это все таки, процесс интимный, личный. И требовать любви от незнакомых друг к другу людей это утопия. Вот, интерес, понимание и сопереживание, желание помогать в становлении и вопситании – да! Старайтесь устанавливать положительные контакты и говорить воспитателю о своих переживаниях в отношении своего ребенка, он обязательно поможет, это его работа помогать родителям в воспитании детей, но не воспитывать их.

Приведу пример из практики, девочка-малышка тяжело, со слезами и отказом от сна и еды переживала адаптацию в детском саду: мамочка средних лет, дойдя до кабинета психолога, рассказала, поплакав о том, как она дорожит своей малышкой и как тяжело она ей досталась, как сложно сейчас её поднимать одной без мужа. Оказалось, что напряжение по поводу отношения к ребенку в саду было именно из-за этого и поняв, что здесь ей только помогут в воспитании любимой дочери, мама успокоилась и ситуация начала меняться в лучшую сторону.

Помните! Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Ваша задача на данном этапе справиться со своим беспокойтсвом и тревогой! Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. Создавайте и сохраняйте позитивное отношение ко всему, что касается детского сада

А если сынишка  плачет и не желает идти в сад, он имеет на это полное право. Находить компромисс и оставаться дома с детьми, посвящая им всё свое время, это не лучший выход, это жертвоприношение и тема для отдельного разговора. Принимайте их слезы и недовольства, говорите, что вы видите, как им сейчас больно, плохо, говорите о том, что вы чувствуете! Говорите, что вы переживаете в момент вашего раставания: «Я чувствую отчаяние, когда ты плачешь и что мне делать в эти моменты я не знаю!». Это честно! Это важно! И что интересно, возможно ваш малыш сам предложит выход из сложившейся ситуации, очень простой и дельный.

Именно эти моменты будут создавать ваше эмоциональное поле, это то, что будет вас с ребенком объединять. И он не затаит обиду на вас и детский сад, в который ему все же придётся ходить целых 5 лет!

И не по принципу стерпится-слюбится, а с удовольствием!

Спокойствия и удачи вам в приняти верных решений!