Конспект логопедического занятия на тему "Предзимье"
Составление повествовательного рассказа на тему "Предзимье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predzime.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Предзимье»
Задачи: 1.Учить составлять рассказы по картинке и пересказывать их.
2. Закрепить правила составления рассказа.
З. Развивать внимание, память, мышление, умение слушать.
Оборудование: картинка, схема
Ход занятия
1.Мотивация детей к деятельности.
Рябята, к нам сегодня гость спешит.
Он в оранжевой рубашке, в шляпе голубой.
Мальчишка болтливый, ходит озорной.
Шиворот – навыворот у него дела,
Голова без знания снова подвела.
Угадали кто это? (Незнайка)
Незнайка со своими друзьями жил в Цветочном городе. У них всегда стояло лето. Однажды умный коротышка Знайка рассказал друзьям о далеких странах, где лето сменяется осенью, осень зимой. Но Незнайка все перепутал. Помогите составить правильные высказывания.
2.Постановка цели детьми.
Поможем. Расскажем об осени.
3.Совместная деятельность.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Исправь Незнайку»
-Осенью стало холодно , потому что люди оделись в теплую одежду.
-Что ты, Незнайка, разве так говорят? Наоборот люди оделись в теплую одежду , потому что стало холодно.
-Насекомые исчезают, потому что птицы улетели в теплые страны.
-В ноябре садах и огородах собирают урожай.
-В сентябре выпадает первый снег.
Незнайка, запомни, ноябрь наступает перед зимой и называется предзимье. В ноябре осень с зимой борется. Ноябрь – ворота зимы.
-Ребята, чтобы Незнайка не говорил шиворот – навыворот, давайте отправимся с ним в осенний лес.
Дыхательная гимнастика. «Нюхаем воздух»
Мы сегодня так играем
Нюхать воздух начинаем
Вдох- вдох- вдох- вдох
Пахнет осенью ох –ох.
Ой, ребята замерзаем, плечи дружно обнимаем.
Логопед называет слово-предмет или словосочетание и предлагает детям подобрать слова-действия. Ответивший ребенок садится на свое место. Например:
Ветер (дует); листья ... (опадают); трава ... (завяла, пожухла); река ... (замерзла); насекомые ... (уснули, спрятались); ель (сосна) (зеленеет); деревья (качаются); перелетные птицы ... (улетели); ягоды рябины (краснеют) ; тучи (плывут); небо ... (хмурится).
Игра «Отгадай-ка».
Облетел весь лист цветной. Как обидно!
Утром на лужицах тонкий ледок. Листьев нет, лишь ветки видно.
В воздухе кружится первый снежок.
О каком времени года эта загадка?
Выставить на наборное полотно картинку «Поздняя осень». Попросить детей назвать по картинке признаки осени и определить, какая это часть осени: начало, середина или конец. Задать вопросы:
— Сколько осенних месяцев?
Какой первый (второй, третий) месяц?
Какой осенний месяц самый теплый (холодный)? Почему?
Как вы думаете, какой месяц изображен на картинке?
Перед каким временем года ноябрь?
Вывод: ноябрь по-другому называется предзимье.
Беседа по картинке «Поздняя Осень».
Рассмотреть с детьми картинку и предложить ответить на вопросы, используя схему. Предварительно уточнить значение символов, — Каким стало небо? (Небо стало хмурым, серым, пасмурным.)
— Какие листья опали с деревьев? (Сухие осенние листья опали с деревьев. )
- Какие стоят березы и клены? (Березы и клены стоят грустные и голые.)
- А какими остались сосны И ели? (А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми.)
— Какие ягоды краснеют на рябинах? (На рябинах краснеют спелые ягоды.)
— Что случилось с травой? (Трава пожелтела, поникла и пожухла.)
-Что происходит с водой в реке? (Вода в реке замерзает и покрывается льдом.)
-Какие птицы улетели на юг? (Перелетные птицы улетели
на тог.)
-К чему готовятся дикие животные? (Дикие животные готовятся
к холодной зиме .)
— Что это пришло? (Это пришла поздняя осень, предзимье.)
4. Физкультминутка.
Ветер осенний щеки надул Дети надувают щеки.
И на деревья сильно подул. Делают сильный выдох.
Ветки качнулись и затрещали. Качают поднятыми вверх руками,
Листья давно все на землю упали. Приседают руки кладут на пол.
Медведи в берлогах скоро уснут. Кладут под щеку руку.
Снежинки кружась, легко упадут. Поднимаются, кружатся и приседают на корточки.
5.Упражнение «Расскажи по схеме». Предложить детям еще раз рассмотреть схему рассказа и по ней рассказать о поздней осени, предзимье:
• каждое предложение;
• весь рассказ (2—3 ребенка).
Предложить детям придумать название рассказу.
3. Итог занятия.