Конспект логопедического занятия на тему "Предзимье"

Пономаренко Светлана Сергеевна

Составление повествовательного рассказа на тему "Предзимье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predzime.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Предзимье»

Задачи: 1.Учить составлять рассказы по картинке и пересказывать их.

2. Закрепить правила составления рассказа.

З. Развивать внимание, память, мышление, умение слушать.

Оборудование: картинка, схема

Ход занятия

1.Мотивация детей к деятельности.

Рябята, к нам сегодня гость спешит.

 Он в оранжевой рубашке, в шляпе голубой.

Мальчишка болтливый, ходит озорной.

Шиворот – навыворот у него дела,

 Голова без знания снова подвела.

Угадали кто это? (Незнайка)

Незнайка со своими друзьями жил в Цветочном городе. У них всегда стояло лето. Однажды умный коротышка  Знайка рассказал друзьям о далеких странах, где лето сменяется осенью, осень зимой. Но Незнайка все перепутал. Помогите составить правильные высказывания.

2.Постановка цели детьми.

Поможем. Расскажем об осени.

3.Совместная деятельность.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Исправь Незнайку»

-Осенью стало холодно , потому что люди оделись в теплую одежду.

-Что ты, Незнайка, разве так говорят? Наоборот люди оделись в теплую одежду , потому что  стало холодно.

-Насекомые исчезают, потому что птицы улетели в теплые страны.

-В ноябре садах и огородах собирают урожай.

-В сентябре выпадает первый снег.

Незнайка, запомни, ноябрь наступает перед зимой и называется предзимье. В ноябре осень с зимой борется. Ноябрь – ворота зимы.

-Ребята, чтобы Незнайка не говорил шиворот – навыворот, давайте отправимся с ним в осенний лес.

Дыхательная гимнастика. «Нюхаем воздух»

Мы сегодня так играем

Нюхать воздух начинаем

Вдох- вдох- вдох- вдох

Пахнет осенью ох –ох.

Ой, ребята замерзаем, плечи дружно обнимаем.

Логопед называет слово-предмет или словосочетание и предлагает детям подобрать слова-действия. Ответивший ребенок садится на свое место. Например:

Ветер (дует); листья ... (опадают); трава ... (завяла, пожухла);  река ... (замерзла); насекомые ... (уснули, спрятались); ель (сосна) (зеленеет); деревья (качаются); перелетные птицы ... (улетели);  ягоды рябины (краснеют) ; тучи (плывут); небо ... (хмурится).

 Игра «Отгадай-ка».

Облетел весь лист цветной. Как обидно!

 Утром на лужицах тонкий ледок. Листьев нет, лишь ветки видно.

В воздухе кружится первый снежок.

 О каком времени года эта загадка?

Выставить на наборное полотно картинку «Поздняя осень».  Попросить детей назвать по картинке признаки осени и определить, какая это часть осени: начало, середина или конец. Задать вопросы:

— Сколько осенних месяцев?

 Какой первый (второй, третий) месяц?

 Какой осенний месяц самый теплый (холодный)? Почему?

  Как вы думаете, какой месяц изображен на картинке?

 Перед каким временем года ноябрь?

 Вывод: ноябрь по-другому называется предзимье.

Беседа по картинке «Поздняя Осень».

Рассмотреть с детьми картинку и предложить ответить на вопросы, используя схему. Предварительно уточнить значение символов, — Каким стало небо? (Небо стало хмурым, серым, пасмурным.)

— Какие листья опали с деревьев? (Сухие осенние листья опали  с деревьев. )

- Какие стоят березы и клены? (Березы и клены стоят грустные и голые.)

-  А какими остались сосны И ели? (А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми.)

 — Какие ягоды краснеют на рябинах? (На рябинах краснеют спелые ягоды.)

— Что случилось с травой? (Трава пожелтела, поникла и пожухла.)

-Что происходит с водой в реке? (Вода в реке замерзает и покрывается льдом.)

-Какие птицы улетели на юг? (Перелетные птицы улетели

на тог.)

-К чему готовятся дикие животные? (Дикие животные готовятся

к холодной зиме .)

— Что это пришло? (Это пришла поздняя осень, предзимье.)

4.        Физкультминутка.

Ветер осенний щеки надул                Дети надувают щеки.

И на деревья сильно  подул.                     Делают сильный выдох.

Ветки качнулись и затрещали.              Качают поднятыми вверх руками,

Листья давно все на землю упали.      Приседают руки кладут на пол.

Медведи в берлогах скоро уснут.        Кладут под щеку руку.

Снежинки кружась, легко упадут.         Поднимаются, кружатся и приседают на корточки.

5.Упражнение «Расскажи по схеме». Предложить детям еще раз рассмотреть схему рассказа и по ней рассказать о поздней осени, предзимье:

•        каждое предложение;

•        весь рассказ (2—3 ребенка).

Предложить детям придумать название рассказу.

3. Итог занятия.