Реализация проектов в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО »

Окрушко Валентина Владимировна

Метод проектной деятельности, является одним из самых перспективных методов, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

    Например, реализация проекта «Волшебница – вода » позволила:

•         сформировать у детей представления о роли воды в природе, о ее свойствах;

•         научить родителей и детей – бережно, экономно относиться к воде.

Проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. Участие родителей в реализации проектов  помогает:

•         заинтересовать взрослых, вовлечь в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе;

•         создать условия для развития у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирования знаний детей в опытах;

•         убедить родителей изменить свое отношение к поведению детей во время прогулок: чаще давать им свободу, поощрять исследовательский инстинкт, любознательность, стараться не отмахиваться от вопросов ребенка.

     При реализации проекта использую различные методы и приемы: исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними, беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры, отгадывание и составление загадок,  слушание музыкальных произведений,  различная продуктивная деятельность.

    Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов детей. Коллективная работа детей дает возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

    Реализация проекта «Волшебница – вода» осуществлялась в игровой форме, с включением детей в практические полезные дела, различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды. На этапе разработки проекта была  продумана и организована развивающая предметно пространственная среда: в книжном уголке была выставлена литература о воде: «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);

- «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);

- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);

- Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка);

- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;

- «Сказка о ручейке» Эстер Адам;

Стихотворения:

- «Я по воде могу ходить» С. Олегова;

- «Ручеек и речка» С. Олегова;

- «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;

- «Берегите воду» С. Олегова;

- «Разговор» С. Погореловский;

- «Ручеек» Т. Жиброва;

- «Дождик» В. Минькова;

- «Какой дождь» О. Григорьев;

- «Снежок и Алешка» Е. Андреева

- «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.

Загадки, половицы и поговорки о воде;

 в познавательном центре дидактические игры экологической тематики: «Я иду искать», «Снег и лёд», «Какой бывает вода?», «Собери картинку», «Доскажи словечко», «Кто больше назовет», «Потому что…», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Небо. Земля. Вода»   

     Проект реализовывался в период с декабря по март и предусматривал проведение мероприятий в двух направлениях:

Совместная деятельность с детьми:

1. Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме «Вода в природе».

2. Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме «Что такое вода?».

3. Интерактивные игры.

4. Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками,

отгадывание загадок о воде.

5. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей из цикла «звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».

6. Выполнение детских творческих работ по теме проекта.

7. Наблюдения за явлениями, связанными с водой.

8. Опыты с водой.

Взаимодействие с родителями, социумом:

1. Знакомство с содержанием стендовой информации.

2. Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.

3. Проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения воды».

    Одним из этапов метода проекта является исследовательская деятельность, которая вызывает огромный интерес у детей. Экспериментирование проводилось в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Чтобы поддержать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, задания предлагались от имени игрового персонажа.

     Одним из этапов создания методической системы стало формирование картотеки по разделу «Детское экспериментирование» по разным возрастным группам.

      Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Она дает детям возможность экспериментировать,  синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ребенку успешно адаптироваться к периоду школьного обучения. Проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный настрой, формируя познавательные интересы, что в целом соответствует  Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования.

 

 

Комментарии

Орлова Елена Борисовна

Спасибо за подборку литературы по теме.