О призвании...

Иваненко Анна Ивановна

Эссе «Будущее педагогической профессии в информационном обществе».

 

Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама.
Джованни Руффини.


         Кто-то из мудрецов сказал, что человек может бесконечно долго смотреть на три вещи: звездное небо, горящее пламя и текущую воду. В каждой из этих стихий есть что-то завораживающее, пленительно чарующее… С какой из этих стихий можно сравнить работу учителя, наставника?   Мне хочется ответить такой притчей…

    Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. Первая сказала:
- Я - Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!
И огонек этой свечи погас. Вторая сказала:
- Я - Вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.
Подул легкий ветерок и загасил свечу. Опечалившись, третья свеча произнесла:
- Я Любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких. И эта свеча угасла…. Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- Что вы делаете?! вы должны гореть - я боюсь темноты!
Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:
- Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три

свечи: я – Надежда.

      С этой притчей у меня ассоциируется именно образ педагога – учителя, воспитателя, который может стать той самой четвертой свечой, которая зажигает в душах воспитанников  огонь веры, надежды, любви. Кроме того, только человек,  полный этих светлых чувств, может посвятить свою жизнь детям.
       Мир вокруг стремительно меняется. Современные дети отличаются от тех, что были двадцать, десять и даже пять лет назад. С каждым годом в образовательных учреждениях применяется все  больше современных технологий. Происходит процесс информатизации. Оборудование и программное обеспечение становится устаревшим очень быстро.  И педагог будущего должен уметь правильно пользоваться самыми современными устройствами. Он обязан быть готовым к любой форме общения – посредством электронной почты, "скайпа", социальных сетей или мессенджеров и т.д. Только такой человек, который идет в ногу со временем, может быть интересен детям. Преподаватель должен не просто уметь использовать те или иные гаджеты, но и быть способным освоить их новые версии.

            Но не только умение применять современные технологии на занятиях, не только наши знания, а прежде всего наша доброта, любовь, понимание, искренность нужны детям. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим ребятам, которые бывают нередко лишены внимания занятых, усталых родителей. Вот и получается, что только учитель, только воспитатель  может сказать ребенку: «Не бойся! Я рядом, я с тобой, я помогу тебе!» И от них зависит, какими станут наши будущие поколения: черствыми и бездушными или же верящими в силу добра и милосердия. Моего педагогического опыта было достаточно, чтобы убедиться, что фраза о том, что педагог должен «сеять разумное, доброе, вечное» не затертый штамп, а истина.

Педагог в детском саду, на мой взгляд, одна из профессий, принцип которой – любовь, взаимодоверие и взаимопонимание. Превыше всего в своей работе я ценю желание детей приходить ко мне на занятия снова и снова, их  открытые и чистые сердца, их любовь, которой дети с неимоверным восторгом обмениваются со мной. Для меня это и есть самая высокая благодарность и свидетельство  верности выбора профессии.

      Да, педагогу  необходимо идти в ногу со временем, но даже совершенные знания, новейшие методики и техническое оборудование не заменят терпения и любви, педагогического таланта, таланта быть человеком. Прежде всего, необходимо обогатить содержание наших уроков душевным, чутким отношением к нашим детям. Нельзя забывать о том, что мы получаем от наших учеников то, что мы сами им отдаем. Если мы, педагоги, будем это помнить, то мы сможем достичь успеха на этом поприще.
И хочется пожелать, чтобы свечи спокойствия, веры, любви и надежды освещали жизни наши и наших воспитанников и сегодня в век информатизации.