Эссе "Я - педагог"

Козык Мария Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27 станицы Анастасиевской»

муниципального образования Славянский район

 

Козык Мария Александровна, воспитатель

Эссе «Я - педагог»

«-Чтобы позабавить ребёнка –не надо самой

впадать в детство.

-Надо! Если сам не поверишь

в игру – ребёнок не поверит тебе.»

С. Калиничев

   С самого детства меня увлекал мир книг. Фантазии, появляющиеся от прочитанного, были настолько яркими, что я не нуждалась ни в иллюстрациях, ни тем более в просмотре экранизаций полюбившихся мне произведений. Всё это было так тускло по сравнению с тем, что представляла себе я! Книги увлекали в чудесный мир, где творились диковинные вещи, порой не совсем ведомые моему ещё детскому сердцу.

   Мои фантазии помогали мне сначала играть в домашних сценках, затем в школьных постановках. Позже этот опыт помог мне преодолеть страх публичных выступлений: сначала был школьный конкурс «Ученик года», затем 2 место в конкурсе «Лучший соцработник», теперь я пробую свои силы на педагогическом поприще. Может быть, именно благодаря этому я находила общий язык с детьми. Мне с ними всегда было легко и интересно. Ведь дети так нестандартно мыслят: их маленькие головки ещё не забиты терабайтами ненужной информации, они не научились пока навешивать ярлыки, осуждать и сплетничать! В этом смысле я восхищаюсь самим феноменом детства: ребёнок своей чистотой напоминает мне библейского святого, вспомним хотя бы: «…если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 18:3). Именно поэтому и удивителен так труд педагога!.. От нас зависит то, что будет в этих маленьких головках, чем будут наполнены эти удивительно чистые глаза. Дети своим доверием дают нам полный карт-бланш. Неудивительно, что суждения старшего (педагога в нашем случае) они воспринимают как свои собственные. И именно от нас зависит не только общая осведомлённость ребёнка об окружающем мире, но и его самооценка.

   Воспитатель, работая в микроколлективе (отдельно взятой группе детского сада), не только определяет отношение ребят к различным явлениям мира, но и друг к другу, и к самому себе в первую очередь. Я глубоко убеждена в том, что у каждого ребёнка с самого раннего детства необходимо формировать положительную самооценку. И пусть лучше она будет немного завышена, нежели наоборот: поверьте, в течении жизни найдётся немало «доброжелателей», нарочно или невольно пытающихся понизить её. Положительная самооценка – это принятие самого себя, это залог успешного будущего. И ничто не влияет на неё лучше, чем положительная оценка ребёнка старшими (родителями или воспитателем) и товарищами. Человек, которого принимают таким, какой он есть с раннего детства, счастлив в будущем. И немалую роль в этом играет человеческая фантазия. Она позволяет нам представить себя кем угодно: от храброго льва до трусливого мышонка, например. И то, как это будет преподнесено детскому коллективу педагогом, играет немаловажную роль для самооценки каждого ребёнка.

   Эти педагогические принципы я сначала использовала в своей семье (у меня трое дочерей), а затем и в работе. Оглядываясь в прошлое, я часто вспоминаю, как меня приглашали работать воспитателем в детский сад, куда пошла моя старшая дочь ещё 12 лет назад. К этой профессии я шла долго. Мой путь начинался от простого социального работника, который не может не проявлять милосердие к старым и немощным. Затем было отделение социальной помощи семье и детям, которые нуждались в нас, социальных работниках, не меньше, чем в членах своих непростых семей.

   В педагогику я пришла совсем недавно, чуть более 2 лет назад Это был осознанный, зрелый выбор. Почему же всё-таки дошкольная педагогика? Здесь всё достаточно просто. Работа воспитателем даёт мне возможность оставаться ребёнком, почувствовать себя героем сказки, искренне радоваться тому, что радует моих детей (воспитанников моей группы), каждый день удивляться чему-то новому. Ведь, как говорил автор моей любимой книги, которого я процитировала вначале, Станислав Калиничев, не впадая в детство, невозможно играть с ребёнком. Работа с детьми эмоционально даёт нам,
 педагогам, ничуть не меньше, чем мы отдаём им. Играя с детьми, мы сами становимся детьми, мы можем открыто проявлять свои эмоции, фантазировать.

   Теперь, в зрелом возрасте, я всё более убеждаюсь в том, что собственная фантазия ребёнка гораздо более продуктивна, ярка и богата, нежели визуальная картинка, которую мы можем ему предложить. Фантазия позволяет додумывать продолжение истории, представлять себе какие-либо детали, наконец, это удивительно волшебный способ сделать так, чтобы у одной и той же истории каждый раз был разный конец. Беседуя с детьми, я не раз в этом убеждалась. А во взрослом мире фантазия – это двигатель прогресса. Мечтая, люди изобретают невероятные для своего времени вещи! А ведь всё это идёт с нами из детства. Сначала мы фантазируем на тему сказок, затем фантазируем в игре, перенося образ персонажа на себя. Затем мы, фантазируя, представляем себя в различных ситуациях успеха и неуспеха. Это даёт бесценный опыт и уверенность в себе. Именно поэтому научить ребёнка принимать и любить себя, принимать и уважать других я считаю главной идеей воспитания. Именно поэтому я – воспитатель.