«Ловкие пальчики» «Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников от 4-х до 7 лет»

Бабинцева Наталья Алексеевна

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, дошкольные педагоги, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь - кулак - ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. О значении и содержании пальчиковой гимнастики имеется  много разнообразной литературы. Что дает пальчиковая гимнастика детям?

  1. Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  2. Помогает развивать речь.
  3. Повышает работоспособность коры головного мозга.
  4. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  5. Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому пальчиковые игры,  упражнения,  пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы - самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Итак, для чего же нужна пальчиковая гимнастика?

  • Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений.
  • Развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи
  • Развивается память ребенка
  • Развивается воображение и фантазия
  • Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять
  • Кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.
  • Дети увереннее ловят мяч и отбивают его пол.

Приложение 1.

Пальчиковая гимнастика для средней группы

«Гости»»

И Иван приди, и Стеша приди,           дети вращают кисти рук к себе

И Матвей приди, и Сергей приди,        выполняют поочередный массаж

А Никитушка –ну, пожалуйста!»          кончиков пальцев правой руки

Стала Маша гостей угощать:                 затем левой

И Ивану блин, и Степану блин,

А Никитушке – мятный пряничек.

Комплекс 1:

«Шмель». Вращать указательным пальцем правой, а затем левой руки.

«Пчелы». То же упражнение выполняется двумя руками одновременно.

«Лодочка». Концы пальцев направить вперед, прижать

руки друг к другу, слегка согнув пальцы.

«Солнечные лучи». Скрестить пальцы, поднять руки

вверх, расставить пальцы.

«Пассажиры в автобусе». Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.

«Игра-потешка». Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

- Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

Комплекс 2:

«Замок». На счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» пальцы соединяются в «замок».

«Л и с а и заяц». Лиса крадется, все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигается назад.

«Паук». Пальцы согнуты, медленно передвигается по столу.

«Бабочка». Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе (бабочка машет крыльями).

«Счет до четырех». Большой палец соединяется поочередно со всеми остальными.

Игра – потешка «Братцы»:

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, сжатой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

«Цветок»:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь - вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Приложение 2. Пальчиковая гимнастика для старшей группы

«Пироги» (русская народная потешка)

Пеку, пеку пироги            дети поочередно прихлопывают одной ладонью по

С пылу с жару из печи     другой

Оладушки румяные           выполняют круговые растирательные движения

С маслицем, сметаною.      Одной ладони по другой

Комплекс 1:

«Флажок». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

«Синички». Поочередно большой палец соединяется с остальными.

«Гнездышко». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

«Ромашка». То же, но пальцы разъединить.

«Корни растений». Прижать кисти рук тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

- Игра-потешка «Дружные пальчики». Пальцы одной руки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький,

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот - средний, длинный,

Он как раз посередине.

Комплекс 2:

«Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулаки,

большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.

«Стол». Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Кресло». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

«Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

«Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

Потешка «По грибы». Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот веток натаскал,

Этот пальчик все поел,

Оттого и потолстел.

Комплекс 3:

«Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

«Тюльпан». Полусогнутые пальцы обеих рук, образуя чашечку цветка, соединить.

Сжимание-разжимание кистей рук на счет «раз-два».

Потешка «Алые цветы». Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания «головкой» цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Комплекс 4:

«Улитка с усиками». Положит, правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

«Р а к о в и н а улитки». Правая рука на столе, левую руку положить сверху.

«Ежик». Ладони соединены, прямые пальцы выставить вверх.

«Кот». Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.

«Волк». Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

Приложение 3. Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы

«Мастера»

Все что только захотим,    дети лепят снежки (сверху то одна рука, то

Мы из снега мастерим       другая

Лепит Саша колобок         соединяют и округляют пальцы рук

А Наташа теремок              соединяют под прямым углом  над головой      

Лена лепит разных рыб      прижимают ладони друг к другу и покачивают

А Иринка – белый гриб.      Пальцы одной руки сжимают в кулак,

Прикрывают сверху ладонью другой руки

Комплекс 1:

«Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.

«Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.

«Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук.

«Волчонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

«Пожарные». Упражнение с предметом: используется игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.

Потешка «Прятки». Сжимание и разжимание рук в ритме стиха:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так -

Так головки убирали.

Комплекс 2:

«Птички летают». Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

«Птица, высиживающая птенцов». Пальцы одной руки слегка прикрыты и согнуты, другая рука покоится между большим и указательным пальцами.

«Птички клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

«Полет птицы». Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

Комплекс 3:

«Ушастый зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому пальчику.

«Большой зайчик». Руки на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперед, два последних загнуты.

«Бежит собачка». Рука на столе ладонью вниз, указательный палец вытянут вперед, остальные «бегут» по столу.

«Собачка». Локоть левой руки на столе, рука сжата в кулак, указательный и большой пальцы вытянуты вверх, локоть двигается вперед - бегущая собака. Правая рука изображает собачку.

Комплекс 4:

«Цветок». Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены.

«Корень растения». Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз.

«Росток». Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, затем они медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца.

«Елка». Пальцы обеих рук скрещены.

«Малыш взбирается на дерево». Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены - дерево. Два пальца левой руки взбираются вверх по предплечью.

«Сжимание и разжимание кулачков»

  1. «Зарядка для пальчиков»

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение 2-3 раза

  1. «Ежик».

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

Дети том на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторить 2-3 раза.

  1. «Лягушки»

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на колени пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (руки будто подпрыгивают над коленями) и кладут ладони на колени. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на колени.

«Растягивание»

  1. «Кто сильней»

«Я сильней наверняка!»,-

Молвит правая рука.

«Почему же? Вот и нет!»,-

Спорит левая в ответ.

Дети сцепляют руки в «замок» и тянут в разные стороны. Повторяют четверостишье 2-3 раза, меняя руки местами.

  1. «Настоящие борцы»

Тренируются весь день

И бороться им не лень.

Вот какие молодцы,

Настоящие борцы!

Дети сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. Повторяют четверостишье несколько раз, меняя руки местами.

Ожидаемый результат интегративных качеств у детей от 4 до 7 лет:  

- Физически развитый:  проявляют интерес, активность в выполнении физических упражнений.

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: принимают  общую цель и условия,  действуют согласованно, выражают  живой интерес  к общему результату.

- Эмоционально  отзывчивый: правильно понимают эмоциональное состояние других людей, активно выражают  готовность помочь, проявляют сочувствие.

      - Любознательный, активный:   самостоятельно действуют в игровой деятельности.

- Способный управлять своим поведением: проявляет терпение, настойчивость, способность сдерживаться.

 

Список используемой литературы:

Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г

Узорова О.В., Нефедова Е. А.. Пальчиковая гимнастика. Москва. АСТ. Астрель. 2002 г. 127 с.