Если ребенок часто обманывает

Павлова Юлия Сергеевна

Если ребенок часто обманывает

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_iz_bumagi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушки из бумаги

Среди множества материалов, которые могут использоваться в создании персонажей кукольного театра, бумага занимает почетное место как универсальный и доступный материал.

Однако большинство поделок из бумаги ребенок не может сделать самостоятельно: воспитатель должен научить его определенным приемам, показать, как бумагу – плоский материал – модно перевести в объемный. Только когда малыш научится элементарным приемам сгибания, надрезывания, склеивания бумаги, он сумеет сложить одну из самых простых игрушек.

 При работе над более сложными конструкциями рекомендуется разделить действия детей на несколько стадий. Например, чтобы сделать домик, надо согнуть квадрат пополам и проследить за точным совпадением противоположных уголков. Для изготовления крыши квадрат нужно согнуть по диагонали. Объяснение взрослого следует обязательно сопровождать показом, а при воспроизведении детьми продемонстрированных приемов помочь им понять. Почему надо делать именно в той последовательности, которая предложена воспитателем, а не иначе.

Рассказ ребенка о проделанной работе позволяет ему глубже осмыслить производимые действия. С другой стороны, чем яснее и образнее расскажет воспитатель, тем успешнее справятся дети с выполнением задания. Умеренный темп показа, проигрывание каждого этапа, сопровождаемое инструкцией-рассказом, а иногда и сказкой, - залог успеха.

Однако обучение приемам работы с бумагой на первых порах совершенно не означает, что ваш подопечный должен всегда буквально воспроизводить образец. Образцы используются лишь как способ быстрого и продуктивного усвоения конструктивных приемов, как средство развития пространственного мышления, инициативы, стремления к экспериментированию.

Изготовление симметричных фигурок.

Для такого занятия много и не нужно: лист цветной или белой бумаги и ножницы с тупыми концами.

Квадрат бумаги 15*15 см. складываем пополам по прямой линии, совмещая стороны и углы. От того, как мы сгибаем бумагу, зависит устойчивость фигурок. Карандашом намечаем контур туловища будущей игрушки и вырезаем его. Иногда в дополнение используем квадратики, полоски для головы, хвоста, лапок, крыльев. Их вырезаем отдельно и приклеиваем к основе.

Когда ребенок начинает работать ножницами, он вырезает внешний контур фигуры или детали: обращаем внимание на то, что поворот делает рука, в которой мы держим бумагу за сгиб, в то время как рука с ножницами остается на месте.

Вырезанный из сложенной вдвое бумаги и расправленный рисунок принимает очертания целой фигуры. Это явление радует и удивляет ребенка – он открывает для себя свойство симметрии.

Возможен и такой вариант: фигурки вырезаются из сложенной в гармошку бумажной полоски. Затем полоска растягивается, превращается в декорацию (улицу, деревья, цветы и т.д.).

Сложенный пополам лист бумаги может быть основой – подставкой для нарисованной с одной стороны (или с обеих) куклы, но без вырезания по контуру. Такие фигурки более устойчивы.

Объемные игрушки из цилиндров  конусов.

Веселые и образные игрушки с туловищем-цилиндром или туловищем-конусом легко устанавливаются на опоре и не требуют много времени для изготовления. Конусы и цилиндры разной величины и в разном сочетании и положении станут туловищем, ножками, ручками, головкой, могут выступать как в роли основы, так ив качестве дополнительных деталей, могут сочетаться с плоскими изображениями.

Для создания одной игрушки можно обойтись листом бумаги средней плотности. От листа отрезают часть прямоугольной или квадратной формы и закручивают ее в цилиндр, который в зависимости от формы и положения туловища ставят вертикально или располагают горизонтально, дополняя деталями.

Конус может быть разной высоты и ширины. Низкий конус делают из круга, надрезанного по радиусу. При закручивании полукруга получают высокий конус. Фигурка зверя, птицы может состоять из нескольких конусов разных размеров, в том числе и из надрезанного конуса, из конуса и цилиндра: например, головка из высокого конуса может быть прикреплена к туловищу из низкого конуса или цилиндра.

В объемных фигурках можно сделать надрезы и в них продеть плоские детали. Загнутые соответствующим образом они станут лапками, ушками, бородкой.

Способы соединения, оформления игрушки самые разные. Детям будет интересно увидеть широкие возможности использования  одной основы для создания разных персонажей.

Игрушки оригами.

Искусство оригами зародилось в Японии более тысячи лет назад. И не каждый теперь вспомнит, что любимые детьми лодочки, пароходики, кошельки, защищающие от солнца пилотки – все из страны Оригами.

Интересное и полезное занятие складывания-сгибания бумаги в определенной последовательности («ори» - сгибать, «гамии» - бумага) развивает усидчивость, наблюдательность, память, воображение, пространственное мышление, тонкие движения пальцев рук, глазомер. Сгибать бумагу нужно точно и аккуратно, иначе игрушки могут не получиться.

Процесс изготовления фигурок способом оригами может сам по себе превратиться в театральное действо, которое будет построено на образном восприятии каждого промежуточного этапа. Складывание листа бумаги идет параллельно с проговариванием сказочного сюжета, с акцентом на определенный момент изготовления игрушки, совпадающий с действием героя.

Игрушки по мотивам белорусской вытинанки

В конце 18 века на землях Беларуси у простого народа приобрело большую популярность искусство вырезания ажурных узоров из бумаги. Бумага перегибалась различными способами в несколько слоев и по краям сгибов вырезались геометрические фигуры, фрагменты растений. Лист разворачивался – и из повторяющегося узора возникла композиция вдоль всей формы – полоски, внутри треугольника, круга. 

В отдельных регионах поделка эта получила разное название – вытинанка, вырезанка, выразки, выстрыганка.

Вытинанками украшали стены, окна, полки, шкафы. Век бумажного изделия недолог. Вытинанка служила своеобразным календарем. Ее хватило на год – от Коляды до Коляды (от зимы до зимы).

Народное искусство вытинанки близко детям своей условностью, сказочностью, привлекает доступностью материала. Бумага и ножницы всегда под рукой, а опыт вырезания симметрических фигурок – снежинок уже, как правило, приобретен.

Процесс обучения вырезанию начинаем по образцу. Например, взрослый берет лист зеленой бумаги, складывает его пополам и, комментируя свои действия, вырезает елочку, вернее – ее половинку. Дети наблюдают за движением его руки.

Затем воспитатель раздает ребятам полоски зеленой бумаги, предлагает сложить их пополам и попробовать самим вырезать елочку.

Для устойчивости вытинанку наклеивают на плотный картон нейтрального цвета и устанавливают на подставку.