Экспериментирование

Павлова Юлия Сергеевна

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voydi_v_prirodu_drugom.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon seminar-praktimumeksperimentirovanie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Павлова Юлия Сергеевна

Ст. воспитатель

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №187»

Коминтерновский район

г. Воронеж

Мы педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали. Надо срочно что-то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

Основная задача экологического воспитания по предшкольной подготовке в детском саду – обеспечить ребенка знаниями о природе и о месте человека в окружающем мире, дать навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей.

Уровень экологической культуры нужно связывать со способностью в рамках семьи осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсом. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок. В экологическом воспитании дошкольника важным условием является обучение навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям; обучение бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни и семьи, включая здоровье и благополучие ее членов.

Знание основ экологии – это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог сможет побудить ребенка к развитию познавательных интересов, его эмоций, чувств, экологических представлений, познакомить с «языком» красок, форм, движений, музыки, поэзии.

Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и многое другое.

Воспитателям и педагогам дошкольных учреждений необходимо развивать у детей эмоционально – положительное отношение к природе посредством соответствующих  программ экологического воспитания.

Знание об окружающей среде закрепляются детьми в процессе дидактических  и подвижных игр. Проведение тематических вечеров, развлечений, разучивание стихов на экологическую  тематику, слушание рассказов об экологии оказывают эмоциональное воздействие на детей и укрепляют положительное отношение к природе.

Экологическое воспитание тем или иным образом соприкасается с различными областями  деятельности  дошкольное образовательного учреждения. Занятия в детском коллективе – весьма важный момент в процессе творческого развития ребенка. Наряду с рисованием, лепкой, конструированием и другими видами детского творчества, аппликация призвана развивать не только мелкую моторику рук ребенка, его творческий потенциал, но прежде всего формировать мышление, учить наблюдать за природой, ее красотой и неповторимостью, бережно относиться к ее дарам при использовании в собственных целях.

Экологическое воспитание необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитатель, если он проводит работу по экологическому развитию детей, должен сам хорошо разбираться в вопросах экологии.  Необходимо объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов – каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие.

Привлечение детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных способствует активному развитию у дошкольника таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой в будущей большой счастливой жизни.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Опытно – исследовательская  деятельность – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка – дошкольника к природе».

  1. Что такое опыт?

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотношение известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления. Выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать. Сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей.

Опыты должны строиться на основе имеющихся у детей представлений, которые  они получили в процессе наблюдений и труда.

Важно, чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждений результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

  1. Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с объектами живой природы.

Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, воспитатель организует разнообразные наблюдения с максимальным привлечением органов чувств. При этом решаются следующие задачи: дошкольники подводятся к пониманию того, что каждое животное – живое (оно двигается, дышит, питается. Растет. Дает потомство);устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, рот, уши, сердце); вызывается чувство радости от общения с живым существом.

Целесообразно ознакомить детей с миром природы в такой последовательности: «Человек и животное – живые существа», «Растение – живое существо». Такая последовательность определятся тремя важными моментами:

  • Ребенок легче понимает то, что связано с ним. Его чувствами, жизненными проявлениями и потребностями;
  • Усвоение им понятия «животное – живое существо» идет значительно быстрее, если происходит на основе сравнения со свойствами человека;
  • Тема «Человек – живое существо» включает в себя материал об органах чувств, их значении в жизни человека, необходимости бережно к ним относиться.

Тема «Человек и животное -  живые существа» включает представления об органах чувств животных и их сходстве с органами чувств человека, об общих, необходимых для жизни признаках человека и животных (питание, дыхание, движение).

При изучении этой темы рассматриваются правила ухода за животными.

При проведении занятий на тему «растение – живое существо» у дошкольников продолжают формировать представления о жизненно важных признаках растений (питание, рост. Развитие от семени до семени), знакомят детей с правилами ухода за растениями, отмечают зависимость состояния растения от отношения к нему человека.

  1. Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой.

Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. Дети способны познавать не только внешнюю сторону физических явлений,  но и некоторые несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ от одного состояния в другое (вода в твердом, жидком, газообразном состоянии), свойства воздуха (он есть повсюду, его можно обнаружить, он имеет вес, может сжиматься), свойства магнита притягивать к себе металлические предметы, способность песка пропускать через себя воду и т.д. Выявление скрытых свойств явлений неживой природы, которое происходит непосредственно под непосредственным руководством воспитателя, продолжительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе и составляет основу понимания более сложных физических явлений.

Фрагмент игры «Что? Где? Когда?»

Цель:

1. Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные).

2. Развивать познавательный интерес у педагогов.

3. Учить использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.

Девиз: «Все интересно, что неизвестно».

Плакат: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней».

Звучит муз. П.И.Чайковского «Времена года».

Для проведения конкурса разделиться на команды.

1 задание.

Предлагаем придумать эмблему каждой команде, но таким образом, чтобы ваши соперники могли по описанию узнать вашу эмблему:

  • Описание эмблемы «Узнай, о чем?»
  • Нарисовать эмблему;
  • Сочинить стишок о своей эмблеме.

2 задание (домашнее)

Придумать три оригинальных вопроса и задать их команде-сопернице.

3 задание.

Конкурс «Удивительные превращения».

В кого превратились и были заколдованы?

  • Князь Гвидон? (комара, муху, шмеля);
  • Великан – людоед из сказки Ш.Перо? (во льва, в мышь);
  • Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х.Андерсена (в лебедей);
  • Чудовище из сказки С.Аксакова? (в принца);
  • Гадкий утенок? (в лебедя).

4 задание.

    1. Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы?

В гору, у зайца передние лапы короткие, задние длинные, поэтому заяц бежит легко в гору, а с горы – кубарем (через голову).

     2. Чем кормят морских свинок?

        Овощи, фрукты, свежая трава, сухой хлеб, зерна овса,    пшеницы, немного воды или молока.

  1. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? Зрячими.

  1. Почему канарейка называется  канарейкой? По имени Канарских островов.

  1. Сколько ног у паука?  Восемь.

  1. Как узнать о приближении дождя по муравейнику? Муравьи прячутся и закрывают входы в муравейник.

  1. Дышит ли цыпленок в яйце? Да.

  1. Назовите три весенние приметы.

  1. Когда температура воробья ниже зимой или летом? Одинаковая.

10. Воде родится, а воды боится? Соль.

  1.  Написать за минуту как можно больше названий аквариумных рыб.

  1.  У кого уши на ногах? У кузнечика.

  1. Весной или летом цветет сирень?  Весной. Начало лета считается с отцветания сирени.

  1.  Что ест зимой жаба? Ничего, она спит.
  2.  Никто не пугает, а вся дрожит? Осинка.

5 задание.

Конкурс. «Нарисовать то, что вы представляете, слушая эту мелодию».

3 минуты.

Подведение итогов игры.

Награждение победителей.