Игры и упражнения для формирования и коррекции лексико-грамматического строя речи.

Головлёва Наталья Владимировна

Игры и упражнения для формирования  и коррекции лексико-грамматического строя речи.

 

 

1.          Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

·        Игра «Один-много»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа в именительном падеже.

Ход игры: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве и назвать ее. Картинки подбираются с учетом изучаемой в данный момент лексической темы. Логопед показывает картинку и называет: ЯБЛОКО. - А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке? Ответ ребенка: У меня на картинке ЯБЛОКИ. Таким образом, предлагается назвать все картинки (груша –груши, персик – персики, банан-бананы, гранат – гранаты, слива – сливы и др). Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.

 ·        Игры «Лови и называй»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа в именительном падеже.

Ход игры:  Логопед дает ребенку такую инструкцию: «Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов». Эта игра напоминает нам правила игры «Один-много». Слова подбираются с учетом изучаемых лексических тем. Например: логопед бросает мяч ребенку, называя слово «кот»;  ребенок возвращает мяч, называя слово «коты». Игра учит  ребенка сочетать движение со словом. Логопед во время игры называет от пяти до восьми слов. Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.

 ·        Игра «Чего не стало»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные множественного числа в родительном падеже.

Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки, на которых изображены по нескольку предметов и называют их. Логопед может попросить ребенка самого назвать все эти предметы. Затем логопед предлагает ребенку отвернуться, убирает одну картинку и спрашивает: «Чего не стало?» Ребенок должен ответить полным предложением: «Не стало кукол».  Если ребенок ответил правильно, спрятанная картинка возвращается на место, и игра продолжается с другой картинкой. При неправильном ответе, логопед помогает ребенку, но оставляет картинку у себя. Картинки подбираются согласно изучаемым лексическим темам. Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.

         Игра «Какие это вещи?»

Цель игры: Научить детей согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку несколько разноцветных картинок, на которых нарисованы разные предметы одного цвета. Логопед спрашивает: «Ключ какой?» Ребенок должен ответить: «Ключ желтый». Логопед спрашивает: «Солнце какое?» Ребенок отвечает: «Солнце желтое». Логопед спрашивает: «Кружка какая?» Ребенок отвечает: «Кружка желтая». Начинать игру можно с основных цветов и их оттенков: черный, белый, синий, зеленый, красный, желтый, голубой, фиолетовый, оранжевый, розовый. Затем можно использовать качественные прилагательные более сложной формы сероватый, синеватый, розоватый, красноватый, зеленоватый, желтоватый. Во время игры у ребенка тренируется не только умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, но и происходит запоминание цветов.

 

 

       ·     Игра «Посчитай»

Цель игры: Научить детей согласовывать имена числительные с существительными.

Ход игры:  Ребенку предлагают картинку с цифрой и изображенными на ней предметами. Нужно правильно посчитать предметы, согласуя имена числительные с существительными. Выигрывает тот, кто не ошибется. Например: «Один заяц – два зайца – три зайца – четыре зайца – пять зайцев». Игру проводят на материале лексических тем.

 ·        Игра «Жадина»

Цель игры: Научить детей согласовывать в роде и числе местоимения с существительными (мой, моя, моё, мои).

Ход игры: На игровое поле выкладываются картинки по изучаемой лексической теме. Играют двое-трое детей или ребенок и логопед. Логопед дает ребенку такую инструкцию: «Возьми картинку, которая тебе нравится и скажи про нее, что она ТВОЯ». Если ребенок не понимает задания, логопед показывает. Например: «Это МОЯ кофта».  Ребенок берет следующую картинку и говорит: «Это МОИ брюки». Если ребенок согласовал местоимение с существительным правильно, то забирает картинку себе. Если ошибся – оставляет ее на игровом поле. Выигрывает тот, у кого больше собрано картинок. 

 ·        Игра «Кто что делал вчера?»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи глаголы мужского и женского рода прошедшего времени.

Ход игры: На игровом поле раскладываются картинки с изображением людей, которые что-то делают. Логопед предлагает ребенку рассмотреть эти картинки и составить предложения, кто чем занимается. Например: «Папа читает газету». Затем логопед предлагает ребенку, представить, что папа это делал вчера, задает вопрос: «А что папа делал вчера». Ребенок должен составить предложение: «Вчера папа ЧИТАЛ газету». Если ребенок сказал правильно – он забирает картинку себе, если нет – оставляет ее на игровом поле.

·        Игра «Вместе делать веселей»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи глаголы единственного и множественного числа настоящего времени.

Ход игры: Ребенку предлагают картинки с изображением  одного или нескольких людей (животных), которые заняты одним и тем же делом. Логопед говорит: «Я сейчас расскажу тебе про то, что делает один человек (животное), а ты мне расскажешь про то, что они делают все вместе, ведь вместе делать веселее».

Например: логопед говорит: «Мальчик ПОЁТ», а ребенок должен составить предложение: «Дети ПОЮТ».

 ·        Игра «Дай задание игрушкам»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Для игры можно взять различные куклы или мягкие игрушки. Логопед говорит ребенку: «Придумай для куклы Маши задание». Ребенок должен составить предложение, используя в речи глаголы повелительного наклонения, например: «Маша, кушай кашу!» или «Маша, возьми в руки книгу!» Если ребенок затрудняется придумать задание, можно использовать картинки, на которых изображены какие-либо действия, производимые людьми или животными. 

·        Игра «Кому нужны эти предметы?»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в дательном падеже.

Ход игры: Для игры детям предлагается 2 группы картинок-паззлов, которые нужно правильно совместить. На одних нарисованы люди различных профессий, на других – те предметы, которые нужны этим людям для работы. Логопед дает ребенку задание: «Найди пары картинок и скажи, кому нужны эти предметы». Ребенок совмещает паззлы и строит предложения: «Кастрюля нужна ПОВАРУ» или «Ножницы нужны ПАРИКМАХЕРУ» и т.п.

·        Игра «Кто чем?»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в творительном падеже.

Ход игры: Для игры детям предлагается 2 группы картинок-паззлов, которые нужно правильно совместить. На одних нарисованы люди различных профессий, на других – те предметы, которые нужны этим людям для работы. Логопед дает ребенку задание: «Найди пары картинок и скажи, кто чем работает». Ребенок совмещает паззлы и строит предложения: «Дворник метет дорогу МЕТЛОЙ» или «Парикмахер подстригает людей НОЖНИЦАМИ» и т.п.

·        Игра «О ком заботятся люди?»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в предложном падеже.

Ход игры: На игровом поле перед детьми раскладываются картинки различных домашних животных. Логопед спрашивает: «О ком заботятся люди?» Дети попеременно берут понравившуюся картинку и составляют предложения: «Люди заботятся о коровах» или «Люди заботятся о лошадях» и т.п. Если ребенок составил предложение правильно и верно употребил в речи существительное в предложном падеже, он забирает картинку себе. Если ошибся – оставляет ее на игровом поле. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок.

2.          Грамматическая категория – ЛЕКСИКА

·        Игра «Назови одним словом»

Цель игры: Формирование обобщающих понятий.

Ход игры: Игру можно проводить разными способами. Самый простой – предложить ребенку рассмотреть и назвать несколько картинок из одной группы, а затем ответить на вопрос: «Как можно назвать все эти предметы одним словом?». Если ребенок с легкостью выполняет это задание, можно усложнить игру. Ребенку предлагается несколько картинок с такой инструкцией: «Раздели все картинки на 2 (3,4) группы и скажи, почему ты их так разделил? Как можно назвать одним словом картинки из одной группы?»

Лексический материал:

обобщения – фрукты, овощи, игрушки, одежда, обувь, головные уборы, профессии, птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, дикие животные, домашние животные, грибы, ягоды, транспорт, посуда, продукты питания, мебель, бытовые приборы, насекомые, цветы и др.

·        Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: Формирование слов-антонимов.

Ход игры: Игру можно проводить как на материале картинок, так и на материале слов (без картинного сопровождения) в зависимости от уровня развития ребенка. Ребенку дается задание: «Сейчас я тебе скажу слово, а ты скажи наоборот!»  Логопед говорит и показывает «день», а ребенок подбирает картинку и говорит «ночь» и т.п.

Лексический материал:

Большой – маленький, высокий – низкий, теплый – холодный, широкий – узкий, стоять – лежать, вешать – снимать, день – ночь, лето – зима, длинный – короткий, добрый – злой, говорить  - молчать, правда – ложь, толстый – тонкий, хороший – плохой, черный – белый и др.

·        Игра  «Кто больше назовет игрушек (фруктов и т.д.)?»

Цель игры: Расширение словаря имен существительных.

Ход игры: Игра проводится между 2-3 детьми или между логопедом и ребенком. Логопед дает задание: «Играем в игру «Кто больше назовет игрушек – называем по цепочке». Дети начинают вспоминать и называть разные игрушки, или же ребенок с логопедом попеременно называет разные игрушки – имена существительные.  Тот, кто не смог больше придумать ни одной игрушки – проигрывает и выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался последним. Игра проводится постоянно на материале всех лексических тем.

Лексический материал:

Все изучаемые лексические темы:  фрукты, овощи, игрушки, одежда, обувь, головные уборы, профессии, птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, дикие животные, домашние животные, грибы, ягоды, транспорт, посуда, продукты питания, мебель, бытовые приборы, насекомые, цветы и др.

 ·        Игра  «Какие бывают собаки» (яблоко, кукла и т.д.)?»

Цель игры: Расширение словаря имен прилагательных.

Ход игры:  На начальном этапе обучения игра проводится на материале картинок. Перед ребенком на игровом поле раскладывается несколько картинок с разных изображением одного и того же предмета. Логопед спрашивает у ребенка: «Посмотри внимательно на картинки и расскажи, какие бывают собаки?» Ребенок должен подобрать к слову СОБАКИ как можно больше прилагательных: РЫЖИЕ, ЧЕРНЫЕ, БЕЛЫЕ, ДОРЫЕ, ЗЛЫЕ, МОХНАТЫЕ, ВЫСОКИЕ, НИЗКИЕ, БОЛЬШИЕ, МАЛЕНЬКИЕ и др.  Игра проводится постоянно при изучении большинства лексических тем.

 ·        Игра  «Что делает ветер?» (и др.)

Цель игры: Расширение словаря глаголов.

Ход игры:  Игру проводят с 2-3 детьми одновременно. Им предлагается вспомнить, например, что делает ветер, и придумать как можно больше слов-действий. Например: ветер дует, листья срывает, воет, пыль поднимает, парус надувает, освежает, тучи подгоняет и др.  Игру проводят постоянно при изучении большинства лексических тем. Например: «Что делают птицы?» или «Что делает кошка?»  или «Что делают муравьи?». Выигрывает тот, кто придумает больше слов-действий.

 

3.          Грамматическая категория – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

·        Игра  «Назови ласково»

Цель игры: Научить детей  образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры: Для игры используются 2 набора картинок, на которых нарисованы одни и те же предметы разных размеров. Логопед показывает ребенку большой предмет и говорит: «Это стол». Ребенок должен найти картинку с таким же предметом, но меньшего размера и назвать ее ласково. Если ребенок затрудняется, логопед уточняет: « Большой – стол, а маленький? Как мы его ласково назовем?»  Ребенок отвечает: «Столик» и т.п.

Лексический материал:

Стол – столик, стул – стульчик, коробка – коробочка, ухо – ушко, глаз – глазик, нос – носик, ковер –коврик, гнездо – гнездышко, рука – ручка, яблоко – яблочко, кошка – кошечка, мяч – мячик, огурец – огурчик, скворец – скворушка, птенец – птенчик, и др.

 ·        Игра  «Угадай, чьи это вещи»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи притяжательные  прилагательные.

Ход игры:  Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, дочка в шубе, папа в шляпе, дедушка в пиджаке  и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, пиджак  и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет, например: Это платок бабушки – это бабушкин платок; Это халат мамы – это мамин халат; Это шуба дочки – это дочкина шуба и т.д.).

·        Игра  «Угадай, чей это хвост»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи притяжательные  прилагательные.

Ход игры: На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Дети должны правильно составить предложение: «Это хвост лисы, значит это лисий хвост» или «Это хвост зайца, значит, это заячий хвост» и т.д.

·        Игра  «У кого кто или найди маму для детеныша»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи названия детенышей животных.

Ход игры: Ребенку предлагается от 8 до 16 картинок, на которых изображены взрослые животные (дикие или домашние) и их детеныши. Логопед дает ребенку задание: «Найди маму для детеныша и скажи, у кого кто?» Ребенок совмещает правильно картинки и говорит: «У кошки – котенок» и т.д.

Лексический материал:

Кошка – котенок, собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, свинья – поросенок, овца – ягненок, крольчиха – крольчонок, волчица – волчонок, лиса – лисенок, медведица – медвежонок, зайчиха – зайчонок, львица – львенок, тигрица – тигренок, лягушка – лягушонок, ежиха – ежонок, мышь – мышонок, верблюдица – верблюжонок и др.

·        Игра  «Большой – еще больше»

Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с пренебрежительно-увеличительными суффиксами.

Ход игры: Для игры используются 2 набора картинок, на которых нарисованы одни и те же предметы разного размера. Логопед показывает ребенку любой предмет и говорит: «Это большой хвост». Ребенок находит аналогичную картинку, на которой изображен тот же предмет, но большего размера. «А этот хвост еще больше». Логопед показывает, как правильно нужно образовать слова: ХВОСТ – ХВОСТИЩЕ. Далее ребенок должен сам образовывать слова с пренебрежительно-увеличительными суффиксами: КУЛАК – КУЛАЧИЩЕ, НОГА – НОЖИЩА, РУКА – РУЧИЩА, НОС – НОСИЩЕ и т.д. Если ребенок назвал картинку правильно, он забирает ее себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

·        Игра  «Эхо»

Цель игры: Научить детей образовывать сложные слова.

Ход игры: Ребенку предлагается образовать новые слова от двух других слов, например,листья падают –листопад;  сам ходит –самоход;  снег падает –снегопад;  мед носит –медонос;  вода падает –водопад;  звонит попусту –пустозвон;  звезды падают –звездопад; сено косит –сенокос;  разводит сады –садовод;  везде ходит –вездеход;  разводит леса –лесовод;  база для нефти –нефтебаза;  перевозит лес –лесовоз;  ходит на атомной энергии –атомоход;  сам летит –самолет;  пыль сосет –пылесос;  воду возит –водовоз.

·        Игра  «Как назвать того, кто…»

Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные  мужского рода с суффиксами  –щик-, –чик-женского рода с суффиксами –ниц-, -иц.

Ход игры: Для игры ребенку предлагаются картинки с изображением людей разных профессий. Логопед показывает ребенку на одну из картинок и спрашивает: «Как назвать человека, который варит металл?» Ребенок отвечает: «СВАРЩИК».  «Как назвать женщину, которая чертит?» Ребенок отвечает: «ЧЕРТЕЖНИЦА» и т.п. Если ребенок ответил правильно, он забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Лексический материал:

Сварщик, стекольщик, кровельщик, летчик, разведчик, компьютерщик, экскаваторщик, разносчик, бетонщик, буфетчица, чертежница, танцовщица,  разведчица, дрессировщик, дрессировщица,  и др.

·        Игра  «Найди действие»

Цель игры: Научить детей дифференцировать глаголы настоящего времени с приставками.

Ход игры: Ребенку предлагается серия картинок, где совершаются разные действия, которые обозначаются глаголом с одним корнем, но разными приставками. На начальном этапе игры логопед просит ребенка просто правильно показать действие. Например, логопед говорит ребенку: «Покажи, где мальчик подходит к дому», или «Покажи, где мальчик выходит из дома»  и т.п. На втором этапе игры ребенок может сам составлять предложения о совершаемых действиях.

Лексический материал:

1.     Подъехал, приехал, уехал, переехал, отъехал, заехал.

2.     Подошел, пришел, ушел, перешел, отошел, зашел.

3.     Подбежал, прибежал, убежал, перебежал, отбежал, забежал.

·        Игра  «Что из чего сделано?»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи относительные прилагательные.

Ход игры: Для игры используются картинки предметов, сделанных из разных материалов. Играют от 2 до 4 детей. Ребенку предлагается выбрать понравившуюся картинку и сказать,  из чего она сделана, например: «Это стакан из стекла, значит, это стеклянный стакан» и т.д. Если ребенок правильно образует относительные прилагательные, то он забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Лексический материал:

Стакан из стекла – стеклянный стакан, Шуба из меха – меховая шуба;

Стол из дерева – деревянный стол, Ложка из железа – железная ложка,

Стул из пластмассы – пластмассовый стул, Конверт из бумаги – бумажный конверт и др.

·        Игра  «Назови листья»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи относительные прилагательные.

Ход игры: Для игры используются 2 набора картинок. На одних из них нарисованы различные деревья. На других – листья от этих деревьев. Играют от 2 до 4 человек. Ребенку предлагается найти дерево и лист от него (совместить паззл) и сказать, какой это лист. Например: «Это лист березы, значит, это березовый лист» и т.д. Если ребенок называет лист правильно, то забирает картинку себе, если ошибается – оставляет ее для других игроков. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Лексический материал:

Лист березы – березовый лист, Лист клена – кленовый лист,

Лист осины – осиновый лист, Лист дуба – дубовый лист,

Лист липы – липовый лист, Лист яблони – яблоневый лист,  

Лист тополя – тополиный лист и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_na_korrektsiyu.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для формирования  и коррекции лексико-грамматического строя речи.

 

1.          Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

        Игра «Один-много»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа в именительном падеже.

Ход игры: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве и назвать ее. Картинки подбираются с учетом изучаемой в данный момент лексической темы. Логопед показывает картинку и называет: ЯБЛОКО. - А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке? Ответ ребенка: У меня на картинке ЯБЛОКИ. Таким образом, предлагается назвать все картинки (груша –груши, персик – персики, банан-бананы, гранат – гранаты, слива – сливы и др). Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.

•∙        Игры «Лови и называй»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа в именительном падеже.

Ход игры:  Логопед дает ребенку такую инструкцию: «Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов». Эта игра напоминает нам правила игры «Один-много». Слова подбираются с учетом изучаемых лексических тем. Например: логопед бросает мяч ребенку, называя слово «кот»;  ребенок возвращает мяч, называя слово «коты». Игра учит  ребенка сочетать движение со словом. Логопед во время игры называет от пяти до восьми слов. Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.

•∙        Игра «Чего не стало»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные множественного числа в родительном падеже.

Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки, на которых изображены по нескольку предметов и называют их. Логопед может попросить ребенка самого назвать все эти предметы. Затем логопед предлагает ребенку отвернуться, убирает одну картинку и спрашивает: «Чего не стало?» Ребенок должен ответить полным предложением: «Не стало кукол».  Если ребенок ответил правильно, спрятанная картинка возвращается на место, и игра продолжается с другой картинкой. При неправильном ответе, логопед помогает ребенку, но оставляет картинку у себя. Картинки подбираются согласно изучаемым лексическим темам. Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.

        Игра «Какие это вещи?»

Цель игры: Научить детей согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку несколько разноцветных картинок, на которых нарисованы разные предметы одного цвета. Логопед спрашивает: «Ключ какой?» Ребенок должен ответить: «Ключ желтый». Логопед спрашивает: «Солнце какое?» Ребенок отвечает: «Солнце желтое». Логопед спрашивает: «Кружка какая?» Ребенок отвечает: «Кружка желтая». Начинать игру можно с основных цветов и их оттенков: черный, белый, синий, зеленый, красный, желтый, голубой, фиолетовый, оранжевый, розовый. Затем можно использовать качественные прилагательные более сложной формы сероватый, синеватый, розоватый, красноватый, зеленоватый, желтоватый. Во время игры у ребенка тренируется не только умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, но и происходит запоминание цветов.

 

 

            Игра «Посчитай»

Цель игры: Научить детей согласовывать имена числительные с существительными.

Ход игры:  Ребенку предлагают картинку с цифрой и изображенными на ней предметами. Нужно правильно посчитать предметы, согласуя имена числительные с существительными. Выигрывает тот, кто не ошибется. Например: «Один заяц – два зайца – три зайца – четыре зайца – пять зайцев». Игру проводят на материале лексических тем.

•∙        Игра «Жадина»

Цель игры: Научить детей согласовывать в роде и числе местоимения с существительными (мой, моя, моё, мои).

Ход игры: На игровое поле выкладываются картинки по изучаемой лексической теме. Играют двое-трое детей или ребенок и логопед. Логопед дает ребенку такую инструкцию: «Возьми картинку, которая тебе нравится и скажи про нее, что она ТВОЯ». Если ребенок не понимает задания, логопед показывает. Например: «Это МОЯ кофта».  Ребенок берет следующую картинку и говорит: «Это МОИ брюки». Если ребенок согласовал местоимение с существительным правильно, то забирает картинку себе. Если ошибся – оставляет ее на игровом поле. Выигрывает тот, у кого больше собрано картинок. 

•∙        Игра «Кто что делал вчера?»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи глаголы мужского и женского рода прошедшего времени.

Ход игры: На игровом поле раскладываются картинки с изображением людей, которые что-то делают. Логопед предлагает ребенку рассмотреть эти картинки и составить предложения, кто чем занимается. Например: «Папа читает газету». Затем логопед предлагает ребенку, представить, что папа это делал вчера, задает вопрос: «А что папа делал вчера». Ребенок должен составить предложение: «Вчера папа ЧИТАЛ газету». Если ребенок сказал правильно – он забирает картинку себе, если нет – оставляет ее на игровом поле.

        Игра «Вместе делать веселей»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи глаголы единственного и множественного числа настоящего времени.

Ход игры: Ребенку предлагают картинки с изображением  одного или нескольких людей (животных), которые заняты одним и тем же делом. Логопед говорит: «Я сейчас расскажу тебе про то, что делает один человек (животное), а ты мне расскажешь про то, что они делают все вместе, ведь вместе делать веселее».

Например: логопед говорит: «Мальчик ПОЁТ», а ребенок должен составить предложение: «Дети ПОЮТ».

•∙        Игра «Дай задание игрушкам»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Для игры можно взять различные куклы или мягкие игрушки. Логопед говорит ребенку: «Придумай для куклы Маши задание». Ребенок должен составить предложение, используя в речи глаголы повелительного наклонения, например: «Маша, кушай кашу!» или «Маша, возьми в руки книгу!» Если ребенок затрудняется придумать задание, можно использовать картинки, на которых изображены какие-либо действия, производимые людьми или животными. 

        Игра «Кому нужны эти предметы?»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в дательном падеже.

Ход игры: Для игры детям предлагается 2 группы картинок-паззлов, которые нужно правильно совместить. На одних нарисованы люди различных профессий, на других – те предметы, которые нужны этим людям для работы. Логопед дает ребенку задание: «Найди пары картинок и скажи, кому нужны эти предметы». Ребенок совмещает паззлы и строит предложения: «Кастрюля нужна ПОВАРУ» или «Ножницы нужны ПАРИКМАХЕРУ» и т.п.

        Игра «Кто чем?»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в творительном падеже.

Ход игры: Для игры детям предлагается 2 группы картинок-паззлов, которые нужно правильно совместить. На одних нарисованы люди различных профессий, на других – те предметы, которые нужны этим людям для работы. Логопед дает ребенку задание: «Найди пары картинок и скажи, кто чем работает». Ребенок совмещает паззлы и строит предложения: «Дворник метет дорогу МЕТЛОЙ» или «Парикмахер подстригает людей НОЖНИЦАМИ» и т.п.

        Игра «О ком заботятся люди?»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в предложном падеже.

Ход игры: На игровом поле перед детьми раскладываются картинки различных домашних животных. Логопед спрашивает: «О ком заботятся люди?» Дети попеременно берут понравившуюся картинку и составляют предложения: «Люди заботятся о коровах» или «Люди заботятся о лошадях» и т.п. Если ребенок составил предложение правильно и верно употребил в речи существительное в предложном падеже, он забирает картинку себе. Если ошибся – оставляет ее на игровом поле. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок.

2.          Грамматическая категория – ЛЕКСИКА

        Игра «Назови одним словом»

Цель игры: Формирование обобщающих понятий.

Ход игры: Игру можно проводить разными способами. Самый простой – предложить ребенку рассмотреть и назвать несколько картинок из одной группы, а затем ответить на вопрос: «Как можно назвать все эти предметы одним словом?». Если ребенок с легкостью выполняет это задание, можно усложнить игру. Ребенку предлагается несколько картинок с такой инструкцией: «Раздели все картинки на 2 (3,4) группы и скажи, почему ты их так разделил? Как можно назвать одним словом картинки из одной группы?»

Лексический материал:

обобщения – фрукты, овощи, игрушки, одежда, обувь, головные уборы, профессии, птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, дикие животные, домашние животные, грибы, ягоды, транспорт, посуда, продукты питания, мебель, бытовые приборы, насекомые, цветы и др.

        Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: Формирование слов-антонимов.

Ход игры: Игру можно проводить как на материале картинок, так и на материале слов (без картинного сопровождения) в зависимости от уровня развития ребенка. Ребенку дается задание: «Сейчас я тебе скажу слово, а ты скажи наоборот!»  Логопед говорит и показывает «день», а ребенок подбирает картинку и говорит «ночь» и т.п.

Лексический материал:

Большой – маленький, высокий – низкий, теплый – холодный, широкий – узкий, стоять – лежать, вешать – снимать, день – ночь, лето – зима, длинный – короткий, добрый – злой, говорить  - молчать, правда – ложь, толстый – тонкий, хороший – плохой, черный – белый и др.

        Игра  «Кто больше назовет игрушек (фруктов и т.д.)?»

Цель игры: Расширение словаря имен существительных.

Ход игры: Игра проводится между 2-3 детьми или между логопедом и ребенком. Логопед дает задание: «Играем в игру «Кто больше назовет игрушек – называем по цепочке». Дети начинают вспоминать и называть разные игрушки, или же ребенок с логопедом попеременно называет разные игрушки – имена существительные.  Тот, кто не смог больше придумать ни одной игрушки – проигрывает и выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался последним. Игра проводится постоянно на материале всех лексических тем.

Лексический материал:

Все изучаемые лексические темы:  фрукты, овощи, игрушки, одежда, обувь, головные уборы, профессии, птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, дикие животные, домашние животные, грибы, ягоды, транспорт, посуда, продукты питания, мебель, бытовые приборы, насекомые, цветы и др.

•∙        Игра  «Какие бывают собаки» (яблоко, кукла и т.д.)?»

Цель игры: Расширение словаря имен прилагательных.

Ход игры:  На начальном этапе обучения игра проводится на материале картинок. Перед ребенком на игровом поле раскладывается несколько картинок с разных изображением одного и того же предмета. Логопед спрашивает у ребенка: «Посмотри внимательно на картинки и расскажи, какие бывают собаки?» Ребенок должен подобрать к слову СОБАКИ как можно больше прилагательных: РЫЖИЕ, ЧЕРНЫЕ, БЕЛЫЕ, ДОРЫЕ, ЗЛЫЕ, МОХНАТЫЕ, ВЫСОКИЕ, НИЗКИЕ, БОЛЬШИЕ, МАЛЕНЬКИЕ и др.  Игра проводится постоянно при изучении большинства лексических тем.

         Игра  «Что делает ветер?» (и др.)

Цель игры: Расширение словаря глаголов.

Ход игры:  Игру проводят с 2-3 детьми одновременно. Им предлагается вспомнить, например, что делает ветер, и придумать как можно больше слов-действий. Например: ветер дует, листья срывает, воет, пыль поднимает, парус надувает, освежает, тучи подгоняет и др.  Игру проводят постоянно при изучении большинства лексических тем. Например: «Что делают птицы?» или «Что делает кошка?»  или «Что делают муравьи?». Выигрывает тот, кто придумает больше слов-действий.

3.          Грамматическая категория – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

        Игра  «Назови ласково»

Цель игры: Научить детей  образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры: Для игры используются 2 набора картинок, на которых нарисованы одни и те же предметы разных размеров. Логопед показывает ребенку большой предмет и говорит: «Это стол». Ребенок должен найти картинку с таким же предметом, но меньшего размера и назвать ее ласково. Если ребенок затрудняется, логопед уточняет: « Большой – стол, а маленький? Как мы его ласково назовем?»  Ребенок отвечает: «Столик» и т.п.

Лексический материал:

Стол – столик, стул – стульчик, коробка – коробочка, ухо – ушко, глаз – глазик, нос – носик, ковер –коврик, гнездо – гнездышко, рука – ручка, яблоко – яблочко, кошка – кошечка, мяч – мячик, огурец – огурчик, скворец – скворушка, птенец – птенчик, и др.

•∙        Игра  «Угадай, чьи это вещи»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи притяжательные  прилагательные.

Ход игры:  Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, дочка в шубе, папа в шляпе, дедушка в пиджаке  и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, пиджак  и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет, например: Это платок бабушки – это бабушкин платок; Это халат мамы – это мамин халат; Это шуба дочки – это дочкина шуба и т.д.).

        Игра  «Угадай, чей это хвост»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи притяжательные  прилагательные.

Ход игры: На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Дети должны правильно составить предложение: «Это хвост лисы, значит это лисий хвост» или «Это хвост зайца, значит, это заячий хвост» и т.д.

        Игра  «У кого кто или найди маму для детеныша»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи названия детенышей животных.

Ход игры: Ребенку предлагается от 8 до 16 картинок, на которых изображены взрослые животные (дикие или домашние) и их детеныши. Логопед дает ребенку задание: «Найди маму для детеныша и скажи, у кого кто?» Ребенок совмещает правильно картинки и говорит: «У кошки – котенок» и т.д.

Лексический материал:

Кошка – котенок, собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, свинья – поросенок, овца – ягненок, крольчиха – крольчонок, волчица – волчонок, лиса – лисенок, медведица – медвежонок, зайчиха – зайчонок, львица – львенок, тигрица – тигренок, лягушка – лягушонок, ежиха – ежонок, мышь – мышонок, верблюдица – верблюжонок и др.

        Игра  «Большой – еще больше»

Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с пренебрежительно-увеличительными суффиксами.

Ход игры: Для игры используются 2 набора картинок, на которых нарисованы одни и те же предметы разного размера. Логопед показывает ребенку любой предмет и говорит: «Это большой хвост». Ребенок находит аналогичную картинку, на которой изображен тот же предмет, но большего размера. «А этот хвост еще больше». Логопед показывает, как правильно нужно образовать слова: ХВОСТ – ХВОСТИЩЕ. Далее ребенок должен сам образовывать слова с пренебрежительно-увеличительными суффиксами: КУЛАК – КУЛАЧИЩЕ, НОГА – НОЖИЩА, РУКА – РУЧИЩА, НОС – НОСИЩЕ и т.д. Если ребенок назвал картинку правильно, он забирает ее себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

        Игра  «Эхо»

Цель игры: Научить детей образовывать сложные слова.

Ход игры: Ребенку предлагается образовать новые слова от двух других слов, например,листья падают –листопад;  сам ходит –самоход;  снег падает –снегопад;  мед носит –медонос;  вода падает –водопад;  звонит попусту –пустозвон;  звезды падают –звездопад; сено косит –сенокос;  разводит сады –садовод;  везде ходит –вездеход;  разводит леса –лесовод;  база для нефти –нефтебаза;  перевозит лес –лесовоз;  ходит на атомной энергии –атомоход;  сам летит –самолет;  пыль сосет –пылесос;  воду возит –водовоз.

        Игра  «Как назвать того, кто…»

Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные  мужского рода с суффиксами  –щик-, –чик-женского рода с суффиксами –ниц-, -иц.

Ход игры: Для игры ребенку предлагаются картинки с изображением людей разных профессий. Логопед показывает ребенку на одну из картинок и спрашивает: «Как назвать человека, который варит металл?» Ребенок отвечает: «СВАРЩИК».  «Как назвать женщину, которая чертит?» Ребенок отвечает: «ЧЕРТЕЖНИЦА» и т.п. Если ребенок ответил правильно, он забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Лексический материал:

Сварщик, стекольщик, кровельщик, летчик, разведчик, компьютерщик, экскаваторщик, разносчик, бетонщик, буфетчица, чертежница, танцовщица,  разведчица, дрессировщик, дрессировщица,  и др.

        Игра  «Найди действие»

Цель игры: Научить детей дифференцировать глаголы настоящего времени с приставками.

Ход игры: Ребенку предлагается серия картинок, где совершаются разные действия, которые обозначаются глаголом с одним корнем, но разными приставками. На начальном этапе игры логопед просит ребенка просто правильно показать действие. Например, логопед говорит ребенку: «Покажи, где мальчик подходит к дому», или «Покажи, где мальчик выходит из дома»  и т.п. На втором этапе игры ребенок может сам составлять предложения о совершаемых действиях.

Лексический материал:

1.     Подъехал, приехал, уехал, переехал, отъехал, заехал.

2.     Подошел, пришел, ушел, перешел, отошел, зашел.

3.     Подбежал, прибежал, убежал, перебежал, отбежал, забежал.

        Игра  «Что из чего сделано?»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи относительные прилагательные.

Ход игры: Для игры используются картинки предметов, сделанных из разных материалов. Играют от 2 до 4 детей. Ребенку предлагается выбрать понравившуюся картинку и сказать,  из чего она сделана, например: «Это стакан из стекла, значит, это стеклянный стакан» и т.д. Если ребенок правильно образует относительные прилагательные, то он забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Лексический материал:

Стакан из стекла – стеклянный стакан, Шуба из меха – меховая шуба;

Стол из дерева – деревянный стол, Ложка из железа – железная ложка,

Стул из пластмассы – пластмассовый стул, Конверт из бумаги – бумажный конверт и др.

        Игра  «Назови листья»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи относительные прилагательные.

Ход игры: Для игры используются 2 набора картинок. На одних из них нарисованы различные деревья. На других – листья от этих деревьев. Играют от 2 до 4 человек. Ребенку предлагается найти дерево и лист от него (совместить паззл) и сказать, какой это лист. Например: «Это лист березы, значит, это березовый лист» и т.д. Если ребенок называет лист правильно, то забирает картинку себе, если ошибается – оставляет ее для других игроков. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Лексический материал:

Лист березы – березовый лист, Лист клена – кленовый лист,

Лист осины – осиновый лист, Лист дуба – дубовый лист,

Лист липы – липовый лист, Лист яблони – яблоневый лист,  

Лист тополя – тополиный лист и др.