Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в прямых слогах и словах с использованием игры с песком.

Головлёва Наталья Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в прямых слогах и словах с использованием игры с песком.

Цель: автоматизация звука [л] в прямых слогах и словах.

Задачи:

  1. Коррекционно-обучающие:

-учить ребёнка давать полный ответ на вопросы;

-закреплять навык автоматизации звука [л] в  слогах, словах;

-закреплять понятие о звуке [л], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы;

-продолжать формировать умение определять наличие и место звука [л] в слове;

-формировать лексико-грамматический строй речи;

-знакомить с буквой Л, учить её графическому изображению.

  1. Коррекционно-развивающие:

-развивать логическое мышление, внимание, память;

-развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата.

  1. Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать доброту, отзывчивость, желание помочь друзьям

Оборудование: песочница с кинетическим песком, игрушки – Лунтик, божья коровка Мила; картинки с артикуляционными упражнениями (тесто, качели, часы с маятником, банка с вареньем, парусная лодка); предметные картинки (лось, ложка, лыжи, лопатка (зелёная), лопатка (жёлтая)); бумажная салфетка (1шт); коктейльная трубочка (1 шт); камешки; картинки с изображением лодочек (10 шт), деревянная палочка.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание картинок, показ приема графического изображения буквы Л;

Словесные: загадка, вопросы, объяснения педагога,  дидактические  и речевые игры, поощрение, оценка,  напоминание, указание, анализ занятия;

Практические: дыхательная, артикуляционная гимнастики, физкультминутка, помощь ребенку в выполнении упражнений по развитию мелкой моторики, графическом изображении буквы

 

Этапы занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Время на каждом этапе

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

-Сядь поудобней, выпрями спину, ноги поставь на пол. Сегодня тебя ждёт увлекательная игра с одним мультипликационным героем. А кто он - узнаешь, когда загадку отгадаешь:

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с луны –

Очень добрый, знаем мы. (Лунтик)

 

Ребёнок садится на стул, выпрямив спину.

Отгадывает загадку.

 

1 мин

2

Проблемная ситуация (или мотивация)

- Молодец! Ты правильно отгадал загадку. Лунтик вместе с друзьями играл в песочнице и потерял там свою любимую жёлтую лопатку. Как ты считаешь, сможем мы ему помочь? Что бы ты сделал?

Ребёнок предлагает ответы, педагог его направляет дополнительными вопросами, пока не приходят к выводу - поискать лопатку в песке.

1 мин

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Артикуляционная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательная гимнастика

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики

 

 

 

 

Автоматизация звука в прямых слогах

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

Автоматизация звука в словах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание «Развиваем память»

 

 

 

 

Звуко-слоговой анализ слова с графической записью

Подходят вместе с ребёнком к песочнице. В песке стоят картинки: тесто, качели, часы с маятником, банка с вареньем, парусная лодка.

 - Назови картинки, которые видишь. Что их объединяет?

 

 

 

 

- Давай с помощью артикуляционных упражнений покажем Лунтику каждое изображение на картинке. А наши пальчики нам в этом помогут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - А теперь давай поиграем с Лунтиком в футбол! Что понадобится нам для игры?

 

 

- Сделай из песка ворота. Лунтик будет вратарём. Возьми бумажную салфетку. Подумай, как из неё сделать мяч. Затем подуй на него через волшебную трубочку. Набирай воздух через нос, не поднимая плеч. Выдыхай медленно, плавно. Старайся дуть, чтобы воздушная струя была долгой!

 

 

- Молодец! А теперь проведи пальчиком дорожку к Лунтику и обратно и произнеси звук [л]. Сделай это сначала правой рукой, а потом – левой.

 

 - Ты ловко справился с заданием. А вот Лунтику тяжело идти по песку. Давай выложим для него дорожку из камешков.

 

 

- Теперь Лунтик может смело по ним шагать и напевать свою любимую песенку: ла-ла-ло, ло-лу-ла, лу-лэ-лы, лэ-лы-ла, лы-ло-лу. Попробуй вместе с Лунтиком прошагать по камешкам и спеть песенку.

А теперь представь, что Лунтику грустно и он поёт грустную песенку. А теперь ему очень весело, и он поёт весёлую песенку.

 

 - Прислушайся, кто-то плачет. Кто же это может быть? Давай поищем.

- Это Мила, подруга Лунтика. Она пришла на озеро поиграть с лодочками, но они все от неё  уплыли. Помоги Миле их все собрать и посчитать.

 

 

 

 

 

 

 

- Молодец! Ты быстро помог Миле собрать её лодочки. И она придумала для тебя игру.

Разгреби песчинки,

Поищи картинки.

Что увидишь – назови,

Только кисточку возьми.

 

- Кроме картинок, которые ты раскопал, в песочнице лежало много разных предметов. Вот они: ландыш, луковица, лампа, ласточка, лопух. Давай поиграем с ними в игру «Один-много».

 

 

 

 

- А вот новая игра  - «Чего не стало?». Запомни картинки, закрой глаза. Я уберу одну из них. Ты должен сказать, чего не стало.

- Молодец! А теперь вспомни начало занятия: кому мы помогаем? (Лунтику). Найди среди картинок предмет, который потерял Лунтик.

 - Назови слово, определи в нём количество слогов, найди место звука [л].

-С каким звуком мы сегодня работали? [л] На письме звук [л] обозначается буквой Л. Я напишу её палочкой на песке, а ты повтори.

-Одной букве Л скучно. Пригласим к ней букву А. буква Л подружилась с буквой А. какой слог получился? (ЛА). Давай допишем на песке слог ЛА.

- Найди картинку, в названии которой есть звук ЛА

 

 

 

Ребёнок называет картинки, объясняет, что они изображают артикуляционные упражнения

 

 

Ребёнок выполняет упражнения «Месим тесто», «Качели», «Часики», «Вкусное варенье», «Парус», сопровождая каждое из них движениями пальчиков по песку: месим тесто – ладошки шлёпают по песку, качели – пальчики скользят вверх и вниз, часики – пальчики двигаются вправо-влево, вкусное варенье – пальчики делают круговые движения по песку, парус – ладошку изогнув, поставить в песок.

 

Ребёнок отвечает, что для игры в футбол нужны ворота и мяч.

 

Ребёнок лепит из песка ворота, затем сминает бумажную салфетку в небольшой комочек – «мяч», дует на него через коктейльную трубочку по направлению к воротам

 

 

Скользит пальчиком по песку вперёд-назад (сначала правой рукой, потом – левой), длительно произносит звук [л]

 

Ребёнок выкладывает на песке дорожку из камешков.

 

 

 

Указательным и средним пальчиками «шагает» по камешкам, повторяет слоговые цепочки

 

Произносит слоги со сменой интонации.

 

 

Находят в комнате игрушку – божью коровку Милу.

Ребёнок  собирает разбросанные  на ковре лодочки и считает от 1 до 10: одна лодка, две лодки, три лодки, четыре лодки, пять лодок, шесть лодок, семь лодок, восемь лодок, девять лодок, десять лодок.

В это время педагог прячет в песочнице картинки.

 

С помощью кисточки ребёнок разгребает песок и находит картинки, называет их: лось, ложка, лыжи, лопатка (зелёная), лопатка (жёлтая).

 

 

Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и называет - ландыш, а ребёнок показывает  картинку с изображением нескольких предметов и называет – ландыши, луковица – луковицы, лампа – лампы, ласточка – ласточки, лопух – лопухи.

 

Ребёнок закрывает глаза. В это время педагог убирает одну картинку. Ребёнок должен вспомнить, какую картинку убрали.

 

Ребёнок находит среди картинок жёлтую лопатку.

 

 

 

Называет слово: лопатка, определяет количество слогов (3), находит место звука[л]  (начало слова)

 

Пишет палочкой на песке букву Л.

 

 

Педагог дописывает к своей букве Л букву А, ребёнок повторяет.

 

 

Ребёнок находит среди картинок и называет: лампа, ландыш, ласточка.

 

 

1 мин

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

1 мин

4

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия.

 - Тебе понравилось занятие? Кому мы помогли? Что для этого сделали? Что больше всего понравилось на занятии?

- Мне сегодня очень понравилось занятие, потому что все упражнения ты выполнял правильно, звук [л] произносил чётко. И я предлагаю нарисовать на песке своё настроение.

 

Ребёнок отвечает на вопросы, называет упражнения, которые понравились  в занятии.

Ребёнок рисует палочкой на песке своё настроение.

1 мин

 

 

Приложение.

Игры-задания с использованием технологии sand-play на логопедических занятиях:

  1. Развитие артикуляционного аппарата:

Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его ("горка", "трубочка", "блинчик", "чашечка" и т.д.);

  1. Развитие дыхания:

 «Выровняй дорогу». Педагог проводит небольшой машинкой по песку, оставляя следы. Ребёнок дует через коктейльную трубочку и выравнивает дорогу перед машинкой.

 «Что под песком?». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку поставить игрушку - лису. Необходимо «замести» (подуть через коктейльную трубочку) все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

  1. Автоматизация звуков:

Скользить, "ехать" по поверхности песка с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка - шипит, тигр - рычит);

 «Пройтись» по песку каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг можно проговаривать звук или слог;

Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук;

 «Археология». С помощью кисточки ребенок откапывает картинки, называет их.

  1. Обучение грамоте:

«Слепи букву, слог», «Отремонтируй букву» - лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;

Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.;

«Составь слово из букв» Найти спрятанные в песке буквы и составить из них слоги, слово.

  1. Совершенствование грамматического строя речи:

«Один, много» -  учить детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов); 

«Подбери слово» - подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).

  1. Дифференциация звуков:

"Горки". Ребенок строит две горки, расставляет фигурки в названии которых есть звук [с] - на одну горку, а в которых есть звук [ш] - на другую. Можно в каждую горку вставить флажок с буквой, чтобы ребенок не путался, и составить устный рассказ о получившемся городе и его жителях.

  1. Развитие связной речи:

«Отгадай загадку». Ребёнок лепит предмет, не показывая педагогу, описывает его.

«Придумай и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. 

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными либо напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_l.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

 Тема: «Использование игровых приёмов при автоматизации звука [Л]»

Цель:

повысить мотивацию к логопедическим занятиям и эффективность корригирующего воздействия посредством игры.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать навык нормативного произношения звука «Л» в словах и фразах. Развивать скоординированность артикуляционной моторики, укреплять мышцы языка. Развивать способность к зрительному гнозису, закреплять оптический образ буквы «Л». Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, мышление, память). Развивать способность понимать речевые инструкции педагога и адекватно реагировать на них.

Образовательные:

Активизировать словарный запас. Расширять и закреплять представления детей о временах года (весна). Закреплять знание артикуляционного уклада звука «Л». Совершенствовать навык согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

Воспитательные:

Воспитывать привычку к слуховому самоконтролю, стремление произносить звуки речи правильно. Воспитывать самостоятельность, произвольность поведения, взаимопомощь и коллективизм.

Методические приёмы:

Дидактические игры и упражнения. Демонстрация наглядных пособий, способов действия. Самостоятельная практическая и речевая деятельность детей. Художественное слово. Дифференцированный подход, учёт индивидуальных особенностей детей.

Предварительная работа:

Разучивание артикуляционной гимнастики «Два героя» (Кн. И.Л.Лебедевой «Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л-ЛЬ», с. 9).

Оборудование:

Фланелеграф, магнитная доска, карточки для игры «Разрезные буквы», предметные картинки на звук «Л», мелкие игрушки: солнышко, капелька, ландыш, птичка. Тактильная дорожка. «Чудесный» мешочек «Слон». Мультимедийное оборудование для проведения динамической паузы.

План занятия:

  1. Организационный момент:
  2. Основная часть:

- загадка про слона;

- сюрпризный момент;

- артикуляционная гимнастика;

- игра «Чудесный» мешочек;

- чистоговорки на звук «Л»;

- дидактическое упражнение на развитие словаря и автоматизацию звука «Л» - «Кого ласкает солнышко»;

- дидактическое упражнение «Что перепутал художник?»

- Физкультминутка;

- дидактическая игра «Желтяне и голубяне»;

- Фонетическое упражнение «Громко-тихо»;

- Упражнение на зрительный гнозис «Узнай букву»;

- Игра «Сложи букву из частей»;

- Сюрпризный момент;

  1. Заключительная часть.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Логопед: Дети, сегодня мы будем не заходить, а залетать в класс на самолётах. Вот так (показ движения и звука). Чтобы правильно спеть песенку самолётика давайте припомним куда мы ставим язык (Повторяем артикуляцию звука «Л»). После чего дети «залетают» в класс на самолётах, пропевая песенку звука «Лллл…» и садятся на стуья.

  1. Основная часть:

Логопед: Ребята, угадайте, кто к нам пришел сегодня на занятие…

Он огромней всех на суше.

У него большие уши.

Он чудесным шлангом–носом

Может с пальм срывать кокосы.

Издаёт он трубный глас.

С ним встречались вы не раз

В цирке или зоопарке.

А живёт он в странах жарких

И на острове Цейлон.

Угадали? Это (Слон).

Появляется игрушка слон в виде «чудесного» мешочка.

Логопед: Слон сказал, что видел охотников и очень боится их. Но он не знает, что те охотники сами большие трусишки. Чтобы успокоить нашего гостя давайте расскажем ему историю, которую мы знаем про охотников.

Артикуляционная гимнастика на звук «Л»:

Два «героя» на охоту

Шли по топкому болоту:

Прикусить зубами кончик языка и на длительном выдохе похлопать пальчиками по щекам так, чтобы слышался хлюпающий звук.

«Нам, героям, не страшны

Даже дикие слоны!»

Вытянуть губы вперед «хоботом», произнести звук «У-у-у-у…»

Шли , друг другу похвалялись.

Вдруг… лягушки испугались!

Длительно удерживать губы сомкнутыми и растянутыми в улыбке.

И по кочкам наутек

Побежали со всех ног.

Пошлепать широким, расслабленным языком по верхней губе.

Уж до дому добежали,

Но по-прежнему дрожали.

Многократно произносить на одном выдохе опорный звук Д-д-д-д…

«Ой! – сказал один «герой». –

Носорог скакал за мной,

Поцокать языком.

Он ружье мое отнял

И, как булку, разжевал!

«Пожевать» язык, выдвигая его вперёд-назад, многократно произнося при этом слог ЛА.

А когда я оглянулся,

Он так жадно облизнулся!»

Облизывать верхнюю губу широким языком сверху вниз.

«Ой! – сказал другой «герой». -

Коршун вился надо мной.

Страшно крыльями махал,

Двигать языком вверх – вниз, сочетая движения со взмахами рук в тех же направлениях.

Как индюк он «болботал».

Производить быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперед – назад.

И с тех пор «героям» что-то

На охоту неохота!

Обиженно оттопырить нижнюю губу.

Логопед:

Слон обрадовался, что ему не угрожает никакая опасность и за хорошую весть хочет нам что-то подарить. Сейчас вы по очереди будете доставать из слоновьего хобота подарки.

Дети достают мелкие игрушки: солнышко, хрустальная капелька, цветок, птичка и комментируют происходящее фразой: «Мне слон дал солнышко (капельку, ландыш, птичку)»

Логопед: Как вы думаете, почему слон подарил нам именно эти предметы?

Дети: Потому, что наступила весна и слоник поздравил нас с этим событием! Солнышко стало ярче, теплее, с крыш капают хрустальные капельки – капель. Скоро из тёплых краёв прилетят перелётные птицы, распустятся цветы. (Во время рассказа логопед по очереди берёт у детей подарки и размещает их на столике в виде весенней композиции).

Логопед: повторите за мной:

Ла – ла – ла, славные у нас дела,

Ло – ло – ло, стало тепло,

Ле– ле – ле, проталины везде,

Лы – лы – лы, скоро расцветут цветы.

Дидактическое упражнение на развитие словаря и автоматизацию звука «Л» - «Кого ласкает солнышко».

Логопед: Посмотрите на эту картинку (фланелеграф). Что здесь нарисовано? (Дети перечисляют предметы со звуком [Л]). Но здесь чего - то не хватает, как вы думаете, чего? (Лучей у солнца). Сейчас вы будете рисовать лучи солнышка и говорить кого оно ласкает. Первый лучик нарисую я (показываю способ действия): лучикласкает облачко. Затем дети самостоятельно проводят свои лучики от солнышка к понравившейся им картинке (ель, белка, ласточка, проталина, лиса и т.д.) и комментируют что (кого) они ласкают.

Логопед: У нас получилась очень красивая весенняя картинка. Но здесь есть ошибка. Может быть кто-то обратил на неё внимание? Кто заметил, что перепутал художник? (Яблоня с плодами. Это может быть только летом или осенью).

Динамическая пауза: Вы долго стояли около нашей картинки, давайте немного подвигаемся. Проводится физкультминутка с использованием ИКТ.

Дидактическая игра «Солнышки и облачка».

Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Здесь прикреплены два листа. Один – ярко-жёлтый как весеннее солнышко, другой – нежно-голубой как весеннее небо. Мы с вами разделимся на две группы: каждый игрок команд по очереди будет бросать кубик и забирать себе с листа соперников то количество картинок, которое выпало на грани кубика. Называют то, что изображено на картинке и размещают их на своём листе.

Например: была лодка голубая, стала – жёлтая; был стол жёлтый, стал – голубой.

Фонетическое упражнение «Где стоит звук?»

Логопед: Посмотрите на эту картинку и скажите где стоит звук [Л] в слове «Лодка»? и т.д. Дети определяют позицию звука в словах.

Фонетическое упражнение «Громко-тихо»;

А теперь давайте споём песенку звука [Л]. Поют в разных голосовых режимах: от громкого к тихому и обратно по образцу педагога.

Упражнение на зрительный гнозис «Узнай букву».

Логопед: посмотрите на буквы и найдите среди них все буквы «Л».

Дети находят все буквы «Л», написанные в разных графических стилях, снимают их с фланелеграфа и говорят фразу: «Я нашёл букву «Л».

Логопед: Молодцы, вы узнали и нашли все буквы «Л», хоть они и такие разные.

Физкультминутка:

Буквой «Л» расставим ноги,

Словно в пляске руки в боки,

Наклонитесь влево-вправо,

Получается на славу

Дети выполняют движения под текст стихотворения

Игра «Сложи букву из частей»

Логопед: А теперь к столу спеши, букву «Л» скорей сложи.

Дети составляют буквы из частей разрезных картинок (разного уровня сложности) и рассказывают, что у них получилось:

-У меня жёлтая буква «Л»; -У меня белая буква «Л»

-У меня зелёная буква «Л»; -У меня лиловая буква «Л»

  1. Заключительная часть.

Сюрпризный момент

Логопед:

Слону так понравилось у нас в детском саду, что он приготовил вам сюрприз, а достанет его из хобота слоника мальчик у которого в имени есть звук [Л]. Кто это? (Глеб).

Ребёнок достаёт из хобота пакетик с леденцами и угощает остальных детей.