Использование фольклора с детьми младшего возраста

Ковальчук Валентина Александровна

Работая в детском саду, я пришла к выводу, что использование фольклора в работе с детьми младшего возраста, имеет огромное значение. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью педагог легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ведь мы помним слова В. А. Сухомлинского о том, что сказки, потешки, песенки являются неизменным средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, проявлением яркой индивидуальности.

Наблюдая за детьми поняла, что ласковый говорок прибауток, потешек, вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Произносимые взрослым короткие и ритмические фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Используя интонацию голоса, педагог должен помнить, в одних случаях она успокаивает ребенка, а в других-бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы-«Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали», вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Наша страна многонациональная. С самого раннего возраста дети должны понимать, что нет языка лучше или хуже- все языки способны отражать окружающую действительность. И не важно на каком языке будет звучать колыбельная, для детей она будет понятна. Не зря говорят: сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек-в этом высказывании заключается великая мудрость. Ведь с языком усваивается история и культура народа.  Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок начинает понимать мир, когда запоминает слова маминой колыбельной песни.

В нашем детском саду мы уделяем большое внимание русскому языку. Приходя в детский сад, ребенок слышит попевки, поговорки, потешки, первые художественные произведения. Знакомство с ними на русском языке, обогащает чувство и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.

В своей работе широко использую народное творчество в воспитании детей. В повседневной жизни для родителей малыша использую рекомендации по применению фольклора дома.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в детском саду. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не умеет обращаться с другими детьми, взрослыми. Вот именно в этот момент хорошо подобранная с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку-воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Воспитатель, особенно в адаптационный период, использует различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань мой Юрочка.

 

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка –хороший!

Сашенька- пригожий!

 

Куй, куй, сапожок,

Подай, баба, молоток:

Не подашь молотка-

Не подкую сапожка.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для речевых навыков, побуждает ребенка с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

         Педагог должен помнить, что произведения народного творчества должны отражать доступный для малыша мир предметов, вещей, и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас малышей невелик и реальный мир ребенком воспринимается своеобразно. Подбирая материал, педагог должен помнить о том, что песенки, колыбельные, потешки должны соответствовать уровню развития детей данного возраста. Интонация воспитателя при произношении потешки должна быть понятна. Часто воспитателем используются потешки, чтобы малыш мог подвигаться, а так же получить эмоциональный заряд. Например:

         Киска, киска, киска, брысь!

         На дорожку не садись. 

         Наша деточка пройдет,

         Спотыкнется, упадет!

        

         Встань, малыш, ещё разок,

         Сделай маленький шажок.

         То-топ!

         Ходит мальчик наш с трудом,

         Первый раз обходит дом.

         Топ-топ!

Удачно подобранная потешка помогает педагогу и во время кормления. Даже те дети, которые зачастую отказываются от еды, начинают есть с удовольствием. Например:

         Травка-муравка со сна поднялась,

         Птица-синица за зерна взялась.

         Зайка-за капустку,

         Мышка-за корку,

         Детки- за молоко.

Или:

         Умница, Катенька,

         Ешь кашку сладеньку,

         Вкусную, пушистую,

         Мягкую, пушистую.

Во время подготовки ко сну необходимо использовать потешки:

         Вот и люди спят,

         Вот и звери спят.

         Птицы спят на веточках,

         Лисы спят на горочках,,

         Зайцы спят на травушке,

         Утки на муравушке,

         Детки все по люлечкам…

         Спят-поспят, всему миру спать велят.

Также можно использовать потешки во время одевания на прогулку:

         Вот они сапожки:

         Этот с левой ножки,

         Этот с правой ножки.

         Если дождичек пойдет,

         Наденем калошки;

         Этот-с правой ножки,

         Этот с левой ножки.

         Вот так хорошо.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок постепенно овладевает речью, а также приобщается к красоте и самобытности слова. Простота и звучания потешек помогают детям запоминать их. Постепенно дети вводят народные потешки  в свои  игры – во время кормления куклы или укладывания её спать.

         Очень большое значение имеет потешка для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «не плачь, не плачь, куплю тебе калач!»

         Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры-забавы с использованием фольклора. Педагог должен постараться ввести в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность детям проявить речевую активность. Например в игре-забаве с куклой «Дочки-матери» дети могут использовать уже знакомые им «Баюшки-баюшки-баю», «Катя-Катя-маленька…», а также:

         Гу-гу-гу!

         Гу-гу-гу!

         Вари кашку круту,

         Подливай молочка,

         Покорми козачка!

В развлечении можно использовать потешку «Солнышко, загляни в окошечко»:

         Солнышко-солнышко,

         Загляни в окошечко.

         Ждут тебя детки,

         Ждут малолетки.

 

         Дождик, дождик,

         Полно лить

         Малых детушек мочить!

        

Солнышко-ведрышко!

Освети, обогрей-

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.

Особенно вызывают интерес у малышей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосом животных и очень конкретно описываются повадки животных. В таких потешках малыши улавливают доброе , гуманное отношение ко всему живому.

         Петушок, петушок,

         Золотой гребешок,

         Что так рано встаешь,

         Деткам спать не даешь?

 

         Наши уточки с утра:

         Кря-кря-кря.

         Наши гуси у пруда:

         Га-га! Га-га! Га-га!

         Наши курочки в окно:

         Ко-ко-ко, ко-ко-ко…

 

\        На дубочке, на дубочке

         Тут сидят два голубочка,

         У них шейки голубые,

         У них перья золотые.

При чтении потешек педагогу особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение произведений народного творчества. Ребёнок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

         Организуя эту работу в группе, я проанализировала речь детей. Результаты показали, что многие малыши с удовольствием повторяли и выучили потешки, прибаутки, песенки. А те, которые плохо владели речью, они только называли персонажей.

         Я поставила перед собой задачу систематизировать перед собой работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитании гуманных чувств. Продолжая эту работу, я подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умение самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместила книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки. Здесь же поместила фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические игры по мотивах знакомых произведений. Всё это сразу привлекло внимание ребятишек. Они с удовольствием любят находится в уютном книжном уголке, рассматривая картинки, книги. Делятся своим мнением об увиденном.

         Малые формы фольклора очень помогли мне при формировании навыков самообслуживания и гигиены. показ трудового действия старалась сопровождать песенкой или потешкой. Например, обучая мыть руки, показала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо полотенцем, побуждать малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение , сопровождала процесс умывания словами: «Чистая водичка, моет Даше личко, ладошки и пальчики Антошке», Или: «Водичка, водичка, умой мое личко». Все это помогло малышам запомнить последовательность процедуры.

         Практиковала использование словесных игр по мотивам народного творчества.

         Таким образом, я пришла  к выводу, что использование целенаправленно и систематически повседневно малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает им овладевать первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельностью.