Экскурсия в зимний лес.

Максименкова Татьяна Валерьевна

   Тема: Экскурсия в зимний лес

   Цель: наблюдение за изменениями в природе зимой.

   Задачи:

1.  Формировать умение наблюдать за зимними изменениями в природе;

2.  Уточнять и расширять знания о характерных признаках зимы;

3.  Развивать умение детей видеть красоту зимней природы, замечать богатую цветовую гамму снежного покрова и т.д.

4.  Прививать бережное отношение к окружающей природе.

      Предварительная работа: рассматривание картин про зиму, альбом с дикими животными, наблюдение на прогулке, беседы о правилах поведения во время экскурсии, технике безопасности в природе.

Содержание экскурсии:

В: — Ребята, а какое сейчас время года? А в какое еще время года мы с вами ходили на экскурсию в этот лес? (Осенью)

- А как мы с вами ласково называли осень? Вспомните? (Золотая)

- А почему мы ее так называли? (ответы детей)

В: Отгадайте загадку

Скатерть бела, все поле одела

(Ответы детей)

     В: — И правда, посмотрите, как будто одеялом все кругом укрыто. И деревья, и земля, поэтому все кругом стало бело.

В: Правильно. А вот еще одна загадка…

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет

(ответы детей)

      По дороге в лес воспитатель обращает внимание детей, на окружающую природу, как изменился лес. Повсюду снег лежит белый, кругом от снега светло, что по такому снегу хорошо бы покататься на лыжах, на санках, поиграть в снежки и т.д.

     В лесу обратить внимание ребят как вокруг красиво! Ровным слоем снег укрыл и деревья, и кусты и землю.

   В: -Дети, посмотрите вокруг и скажите, на что похожи деревья? (на сугробы)

- Подойдите поближе к деревьям и скажите, на что похожи их ветки? (на паутинки)

     Затем детям предложить посмотреть в глубину леса обратить их внимание на цвет снега — в глубине парка он темный.

    Отметить, что снег в глубине леса кажется темным, потому что туда не доходит свет. А рядом снег белый, потому что здесь много света.

    В: Ребята, послушайте стихотворение Сергея Есенина. Вот как он говорит о зиме…

«Белая береза, под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром…»

Предложить детям присесть и потрогать снег, слепить снежки, рассмотреть свои следы на снегу.

В: — Посмотрите на снег и скажите, с чем можно его сравнить? (с ватой, белой бумагой, с белой краской).

      Все деревья и растения укрыты снегом и будут спать до весны. Снег защищает их от холода и ветров в зимний период, как теплое одеяло. Снег укутал деревья, как будто в шубу одел; снег мягкий, пушистый, деревья похожи на большие сугробы.

     Предложить детям раскопать снег и найти травку, рассмотреть. Объяснить ,почему она сохранилась (снег укрыл ее от мороза). И снова закопать снежком.

    В: - А какие животные живут в лесу? (Заяц, лиса, волк, медведь)

- Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие, животные)

- А почему их называют диким? (Потому что у них нет хозяина и они живут в лесу, и сами себе добывают еду)

- Ребята, послушайте загадку

Маленький, беленький,

По лесу прыг-прыг,

По снежку тык-тык.

Это кто?  (Зайчик)           

  -Правильно.

- Ребята, а зайчик какой? (Шубка белая, хвост короткий)

Почему у него зимой шубка белая, вы не знаете? Потому что он прячется от врагов в снегу.

- Чем зайчик питается? Как вы думаете? Зайчик днём спит, а ночью ходит на кормёжку.

Зимой он питается корой молодых осинок, ив, берёз - корой деревьев.

- А сейчас мы поиграем в игру «Зайка беленький сидит».

 

- Молодцы! А вот другая загадка:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Проснется ото сна  (Медведь)

- А вот и мишка - спит под ёлочкой.

- Ребята, а когда просыпается медведь? (Когда наступит тепло. Весной)

- А где он спит? Чем питается? (сосёт лапу) Молодцы!

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Это кто?  (Лиса)

- Ребята, а как лиса зимует в лесу?

- Ходит она тихонько, не слышно. Питается мышами. Лиса слышит хорошо и поэтому слышит мышек под снегом. От холода ей помогает спасаться её тёплая пушистая, густая шубка.

Давайте походим как лисичка.

- Ребята, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей) Расскажите, где живёт белочка. (В дупле на дереве)

- Чем белочка питается зимой? (грибочками, орешками)

- Откуда она берёт их зимой? (Она собирала их летом и сушила)

- Зверей мы всех назвали. Посмотрите, кто это сидит на дереве? (Птицы)

- Каких птиц вы видите?

- Как называют птиц, которые живут зимой в лесу? (Зимующие птицы)

Птиц бывает много. Некоторые из них улетают в тёплые края, их называют перелётными.

Они питаются червяками и пауками. Эти птицы боятся холода, и когда у нас зима они улетают в тёплые края.

А как мы с вами должны заботиться о птицах? (Подкармливать хлебными крошками, семечками)

 

Мы пришли в зимний лес.(ходьба ).

Сколько здесь вокруг чудес!(разводят руки).

Справа – березка в шубе стоит,(руку отводят в указанную сторону),

Слева елка на нас глядит.(прослеживают взглядом).

Снежинки в небе кружатся,(движение фонарики и смотрят вверх).

На землю красиво ложатся.(кружатся, приседают).

Вот и зайка проскакал,(прыжки).

От лесы он убежал.

Это серый волк рыщет,(руки на поясе, наклоны в стороны).

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,(приседают, прячутся).

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит, (имитируют сон).

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири(имитируют полет).

Как красивы они!

В лесу красота и покой,(разводят руками).

        В заключении подвести итог, что снег легкий, искристый, мягкий, белоснежный, скрипучий, пушистый. От света он голубой, белый, в тени – серый, а на солнце – блестит, переливается, словно звездочки.

     Предложить ребятам походить по снегу, послушать, как под ногами хрустит, скрипит. А потом попросить прислушаться к тишине в зимнем лесу, насладиться его красотой и попрощаться с ним.