Организация методического сопровождения развития творческого потенциала педагогов ДОО в современных условиях

Подлесная Светлана Федоровна

Современное дошкольное образование развивается в режиме инновационного поиска, в сложившихся условиях методической службе ДОО необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов. Работа в инновационном режиме невозможна без профессионального развития педагога, развития его творческой деятельности и повышения его профессиональной компетенции.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного педагогом опыта, психолого-педагогических знаний, а так же новых идей, умений и навыков, усвоенных в результате саморазвития. Без творчества невозможно выработать педагогическое мастерство, которое является обязательной составляющей овладения педагогической профессией и её совершенствования.

Проблема роли развития творческого потенциала личности – далеко не новый предмет научных исследований. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой цивилизации. В течение ряда лет к вопросу развития творчества педагогов обращались многие авторы: Корепанова М.В., Кравчук П.Ф., Загвязинский В.И. и др. Макаренко А.С. особое значение придавал творчески работающему слаженному педагогическому коллективу, подчеркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого.

Объектом нашего исследования является развитие творческого потенциала педагога ДОО в современных условиях

Предмет исследования: педагогические условия организации методического сопровождения развития творческого потенциала педагогов ДОО в современных условиях

В своей работе мы поставили перед собой цель, в которой бы хотели в ходе обобщения опыта подтвердить эффективность педагогических условий, направленных на организацию методического сопровождения развития творческого потенциала педагогов ДОО в современных условиях на базе МБДОУ «ЦРР детский сад № 68» г. Владимира.

Гипотеза нашего исследования состояла в предположении о том, что организация методического сопровождения развития творческого потенциала педагогов ДОО в современных условиях будет эффективна при соблюдении ряда педагогических условий, а именно:

— формирование положительной мотивации педагогов к профессиональной деятельности и оказание им дифференцированной психолого-педагогической и методической поддержки;

— ориентация содержания методического сопровождения на современную нормативно-правовую документацию и научные исследования в области дошкольного образования;

— использование современных форм методической работы, стимулирующих у педагогов активность и творчество.

Сроки обобщения опыта работы: сентябрь2015г. – май2017г.

На первом этапе обобщения опыта мы реализовали выдвинутые нами в гипотезе педагогические условия:

1. «Формирование положительной мотивации педагогов к профессиональной деятельности и оказание им дифференцированной психолого-педагогической и методической поддержки». В ходе работы мы дифференцировали педагогов в зависимости от уровня образования, а также уровня готовности к восприятию новшеств и инноваций. Изучение коллектива позволило нам определить цель и основные задачи работы с разными группами педагогов. Нами был составлен план индивидуальной работы с педагогами, оказана методическая поддержка и помощь. На базе ДОО мы организовали школу молодого специалиста и наставничество, как форму непрерывного повышения квалификации через систему внутреннего обучения. Нами была разработана «Карта творческой самореализации педагога», позволяющая каждому педагогу осознать свои возможности, возрастающие с увеличением стажа и повышением эффективности работы в нашей образовательной организации. Процесс подготовки к аттестации служил положительным мотивом участия педагогов в конкурсах, выставках, методических мероприятиях разного уровня.

2. «Ориентация содержания методического сопровождения была на современную нормативно-правовую документацию и научные исследования в области дошкольного образования». Нами был сформирован банк данных нормативно-правовой документации, разработан план методического сопровождения; сформирован информационно-методический пакет из наработанных материалов по реализации ФГОС ДО в деятельность ДОО.

3. «Использование современных форм методической работы, стимулирующих у педагогов активность и творчество». Мы использовали современные формы методической работы, стимулирующие педагогов проявить активность и творчество, а именно: провели теоретические семинары, семинары-практикумы, деловые игры, дискуссии, открытые мероприятия и конкурсы, выставки, педагогические советы; организовали работу творческих групп; провели методические объединения; создали совет по инновациям; организовали работу стажировочной площадки; разработали программу стажировочной площадки, план проведения мероприятий, который реализовался в форме исследовательских проектов, семинаров, круглых столов, мастер-классов, обеспечивая консультативную поддержку педагогам со стороны представителей науки, стимулирование и развитие педагогического творчества, обобщение педагогического опыта, создание методических разработок и их распространение (публикации); сформировали банк информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической, наглядной) на бумажных и электронных носителях посредством создания медиатеки, с опытом инновационной деятельности других организаций и педагогов (диски); педагоги ДОО приняли участие в мероприятиях различного уровня.

С целью выявления эффективности методического сопровождения развития творческого потенциала педагогов в современных условиях на базе МБДОУ «ЦРР детский сад № 68» г. Владимира проводилась оценка развития творческого потенциала педагогов и результатов их деятельности в динамике, за период с 2015 по 2017 годы.