Современные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников

Подлесная Светлана Федоровна

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, полноценное развитие личности ребенка осуществляется по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Если пронаблюдать за детьми в детском саду, то можно заметить, что многие из них сталкиваются с трудностями в общении со сверстниками. Часто они не умеют слушать собеседника, выражать свои переживания, подбирать нужные слова и решать конфликтные ситуации. Многим детям трудно адаптироваться в коллективе, найти себе друзей. На данный момент детей интересуют телевизор и компьютер. Из-за этого они мало общаются с родителями и между собой, а ведь живое общение является источником различных эмоций и ощущений, которые обогащают жизнь ребенка. В связи с этой проблемой, появляются дети с низким уровнем коммуникативных навыков.

Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста – это одна из наиболее приоритетных задач, которую ставит перед собой педагог. В настоящее время для организации воспитательного процесса большую роль играет инновационная деятельность. Переход дошкольного образования на новый уровень не может осуществляться без внедрения инновационных технологий, которые активно используются на практике [4].

На данный момент существуют здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, метод наглядного моделирования, метод проектов.

Игры представляют собой серьезное образовательное средство. С помощью игрового сюжета можно проиграть возможные способы решения проблем, найти выход из возникших проблемных ситуаций. Благодаря этому, ребенок лучше чувствует ситуацию [5, с.171].

Игра — это ведущий вид деятельности дошкольников. Она имеет социальную основу. Наблюдая за игрой детей, мы каждый раз убеждаемся в том, что она связана с миром взрослых. К.Д. Ушинский считал, что игра обеспечивает вхождение ребенка в окружающий его мир и все его сложности [3,с.260].

Каждый вид игры по-своему полезен. Выделяют следующие функции игры как педагогического феномена культуры.

1. Социокультурное назначение. Игра – это средство социализации ребенка, которое включает в себя процессы целенаправленного воздействия на формирование личности, усвоение ею знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, а также спонтанные процессы, которые влияют на становление человека.

2. Благодаря игре, у ребенка есть возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к негативных проявлениях, например, агрессии. Игры учат разнообразию эмоций в восприятии всего, что существует в жизни.

3. Важной функцией является функция самореализации человека через игру. Через игру он реализует себя как личность. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкуренция или достижение какой-либо цели.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены игры в парах, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные. Сюжетно-ролевые игры являются важным средством социально-коммуникативного развития дошкольников. Они помогают ребенку овладеть определёнными умениями и социальными навыками, усвоить нормы и правила поведения в обществе. Дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и другие. В процессе игры они примеряют на себя различные роли, моделируют ситуации разного характера. Это поможет им быстрее справиться с реальными проблемами в будущем. Чтобы формировать коммуникативный опыт у детей, воспитатель должен уметь создавать в совместных играх условия, которые помогут преодолеть отрицательные эмоции, устранить влияние на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость [1,с.109-110].

Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игровые технологии формируют у ребенка субъектную позицию по отношению к его собственной деятельности, к самому себе и общению со сверстниками. Через отношения в игре активизируется творческий потенциал, возможности личности, возникает интерес искать новые пути решения проблем [2].