Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

Мусаева Людмила Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа «Предшкольное образование детей 5-7 лет» социально - педагогической направленности. Программа модифицированная, направлена на подготовку обучающихся к обучению в школе, осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Данная программа помогает создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста перед поступлением в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ «ПЛАНЕТА ТАЛАНТОВ»

РЕКОМЕНДОВАНО

Экспертной комиссией

Протокол №__ от _____201__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБУ ДО «ЦТиР «Планета талантов»

_____________

Приказ №___ от ______201_ г.

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Предшкольное образование детей 5-7 лет»

(с опытно-экспериментальным уклоном)

возраст обучающихся с 5 до 7 лет

(срок реализации 2 года)

Разработала:

педагог дополнительного образования

                  Л.Н.  Мусаева

                 

                 

                 

Ачинск 2017

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Предшкольное образование детей 5-7 лет» социально - педагогической направленности. Программа модифицированная, направлена на подготовку обучающихся к обучению в школе, осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Данная программа помогает создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста перед поступлением в школу.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (5 -7 лет) - как возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования - начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций.

Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании. Разные возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в детских учреждениях немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений в подготовке ребёнка к школе является разностороннее развитие личности, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

В связи с вышесказанным, актуальным становится написание дополнительной общеразвивающей программы, с уклоном на опытно-экспериментальную деятельность. Именно через экспериментирование  особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления. Эта деятельность позволит любому ребенку дошкольного возраста, получить такой уровень развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.

Новизна данной программы заключается в том, что она состоит из трёх основных блоков «Развитие», «Обучение» и «Наука», каждый из которых имеет свою специфику.

           Содержание учебного материала блока «Развитие» направлено на развитие познавательных способностей, речи и мелкой моторики обучающихся.

Блок «Обучение» направлен на формирование у обучающихся элементарных математических представлений, обучение грамоте и знакомство с окружающим миром.

Блок «Наука» имеет своей главной задачей формирование естественно – научного мышления через знакомство с основами географии, экологии, культуры, астрономии, физике  и опытно-экспериментальной деятельности.        

Педагогическая целесообразность. Дополнительная общеразвивающая программа «Предшкольное образование детей 5-7 лет» рассчитана на детей дошкольного возраста. Содержание программы раскрывает процесс достижения результатов обучения по всем видам деятельности обучающихся: учебно - познавательная, учебно - поисковая, трудовая, творческая, коммуникативная. Процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, происходит самостоятельно или совместно со взрослым при помощи  метода экспериментирования. 

Процесс обучения выстроен с учетом используемых современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии проектной и экспериментальной деятельности. В соответствии с учебно-тематическим планом программы занятия разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Виды деятельности обучающихся отражены в предлагаемых формах организации обучения, что и определяет продолжительность по времени, динамическую структуру занятия, способы организации процесса обучения и его методическое оснащение.

В образовательных технологиях ведущее место занимают наглядный, практический и частично-поисковый метод обучения, обеспечивающие эффективное достижение поставленной цели обучения и отслеживание результативности обучения на всех этапах.

Обучение, основанное на частично-поисковом методе, направлено на формирование у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Данные методы позволяют на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведут к более глубокому ее усвоению. Занятия предполагают организацию как теоретической, так и практической работы с обучающимися.

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Предшкольное образование детей 5-7 лет» позволяют формировать интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных возможностей обучающихся, посредством овладения ими универсальных учебных действий (далее - УУД), предложенными Федеральными государственными стандартами начального общего образования.

Отличительные особенности программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Предшкольное образование детей 5-7 лет» разработана с учетом приоритетов обозначенных в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

При разработке программы были изучены:

- «Программа предшкольного образования детей» разработанная авторским коллективом: Огнева Н.Э., Фомичева Т.П., Раицкая Г.В., Евдокимова Т.В., Лопатина Л.Л., Шапкина О.А., Мещерякова СВ., Петрова И.В., Якушина Т.Е.;

- программа факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС), автор Л.В. Мищенкова, О.А. Холодова.;

- «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир;

- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией  Прохоровой;

Особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы является то, что её содержание не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний обучающегося, а на зону его ближайшего развития.

В программе используются технологии проектной и опытно-экспериментальной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы составляет 5-7 лет.

Группы комплектуются по одновозрастному принципу, без предварительной подготовки с любым уровнем сформированности интересов и мотивации к данному виду деятельности.

Принимаются все желающие, наполняемость группы 15-18 человек.

Сроки реализации и особенности организации образовательного процесса

Продолжительность обучения по данной программе составляет:

1

2

для обучающихся 5 (6) лет

количество часов в неделю по годам обучения

9

9

количество учебных часов по программе

324

324

для обучающихся 5 (6) лет

количество часов в неделю по годам обучения

-

9

количество учебных часов по программе

-

324

При переводе с первого года обучения на второй (для обучающихся 5 лет), при сохранности контингента менее 70% обучающихся от общей численности в группе возможно расформирование группы и перевод её на 1- годичную программу (для обучающихся 6 лет) обучения с дополнительным набором детей 6 лет.

Программой не предусмотрен каникулярный отдых.

Формы и режим занятий

Режим занятий составлен в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14. и годовым учебным календарным графиком Центра. Основной формой организации учебного процесса являются групповые занятия, которые проводятся 3 раза в неделю по 3 учебных часа продолжительностью по 30 минут с 10-минутным перерывом.

Основная форма проведения занятия – практикум.

Во время обучения применяются такие формы занятий:

- традиционные: беседа, рассказ, инструктаж, практикум, опрос и прочее.

- нетрадиционные: конкурс, соревнование, игра, опыт, эксперимент, творческий отчёт и прочее.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих УУД:

личностные УУД:

- осознаёт себя членом детского коллектива, понимает свою половую принадлежность;

- проявляет мотивационную готовность к школьному обучению;

- проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчивость;

познавательные УУД:

- умеет строить простые устные высказывания по заданной теме;

- любит экспериментировать;

- проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений;

- умеет объединять предметы в группы по заданным признакам в игровой и продуктивной деятельности;

- умеет сравнивать предметы в игровой и продуктивной деятельности;

- интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?) в игровой и продуктивной деятельности;

регулятивные УУД:

- выполняет инструкцию педагога, следует установленным правилам в игровой и продуктивной деятельности;

- планирует игровые действия согласно правилам игры с помощь взрослого и самостоятельно;

- адекватно принимает оценку родителей и педагогов;

- умеет оценивать результат собственной деятельности с помощью взрослого;

коммуникативные УУД:

- эмоционально позитивно относится к  процессу сотрудничества в игре и продуктивной деятельности;

- учитывает разные мнения и умеет обосновать собственное в игровой и продуктивной деятельности;

- умеет распределять роли в игре;

- способен осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания в игре и продуктивной деятельности с помощью взрослого;

Цели и задачи

Цель: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Задачи:

Обучающие:

- обучить грамоте;

- обучить элементарным математическим представлениям;

- дать представления основам географии, экологии, культуры, астрономии и физике и опытно-экспериментальной деятельности.

Развивающие:

- развить память, внимание, естественнонаучное и логическое  мышление, воображение, речь, наблюдательность, пространственную ориентацию, фонематический слух, мелкую моторику;

- развить речь и мелкую моторику;

- развить усидчивость, наблюдательность;

- развивать мотивацию к учению;

- развить познавательную активность;

Воспитательные:

- воспитать аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие, сознательную дисциплину;

- воспитывать интерес к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;

- воспитать самостоятельность, уверенность в себе;

- воспитать культуру поведения, уважение к Родине.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения данной дополнительной общеразвивающей программы обучающееся:

 будут знать: алфавит, отличие звука от буквы, ударный слог в слове, счёт в пределах 100, звуко-слоговой анализ слов, понятие фонематического слуха, звуковой культуры речи,  математические действия, название явлений природы, составные части Земли, правила этикета в различных жизненных ситуациях, название геометрических фигур и их отличительные особенности, животных и их виды, времена года, положения объектов и предметов относительно друг друга с помощью различных карт и схем. 

 будут уметь: считать в пределах 100, классифицировать гласный и согласный звук, выделять ударные слоги и звуки в словах, проводить звуковой анализ, пользоваться разговорной речью, изготавливать поделки в разных техниках из разных материалов, называть и изображать геометрические фигуры, дифференцировать звуки по признакам, рассказывать по картинке, пересказывать текст, соблюдать правила дорожного движения, пользоваться глобусом и картой, соблюдать правила этикета в зависимости от условий, уметь сравнивать, анализировать, обобщать, в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, уметь делать выводы.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

- начальный контроль (октябрь-ноябрь);

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

- промежуточный контроль (декабрь);

- итоговый контроль (апрель).

Контроль и оценка проводятся в различных формах:

- начальный контроль – собеседование, наблюдение;

- текущий контроль  - учебная игра, практикум;

- промежуточная (полугодовая) аттестация – тестирование;

- итоговая аттестация – тестирование.

Формы подведения итогов

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы пройдёт в форме тестирования.

2. КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

Программа рассчитана на 2 года обучения. При окончании первого года обучающийся 5 лет имеет возможность перехода на второй год обучения. Переход на второй год обучения для обучающихся 6 лет не предусмотрен.

 Также предусмотрен набор обучающихся 6 лет на 1 год обучения.

По завершению обучения выпускникам выдается документ установленного образца – сертификат.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1 год обучения (обучающиеся с 5 (6) лет)

I.

Развитие

144

48

96

1.1.

Развитие познавательных способностей

72

24

48

1.2.

Развитие речи

36

12

24

1.3.

Развитие мелкой моторики

36

12

24

II.

Обучение

72

24

48

2.1.

Элементарные математические представления

36

12

24

2.2.

Обучение грамоте

36

12

24

III.

Наука

108

30

78

3.1.

География

18

6

12

3.2.

Экология

36

12

24

3.3.

Культура

18

6

12

3.4

Занимательные опыты

(опытно-экспериментальная деятельность)

36

6

30

                                                                 ИТОГО:

324

102

222

2 год обучения (обучающиеся с 5 (6) лет)

I.

Развитие

108

36

72

1.1.

Развитие познавательных способностей

36

12

24

1.2.

Развитие речи

36

12

24

1.3.

Развитие мелкой моторики

36

12

24

II.

Обучение

108

48

72

2.1.

Элементарные математические представления

72

24

48

2.2.

Обучение грамоте

36

24

24

III.

Наука

108

18

78

3.1.

Астрономия

24

6

16

3.2.

Физика

24

6

16

3.3

Культура

24

6

16

3.4

Занимательные опыты

(опытно-экспериментальная деятельность)

36

6

30

                                                                  ИТОГО:

324

102

222

2 год обучения (обучающиеся с 6 лет)

I.

Развитие

108

36

72

1.1.

Развитие познавательных способностей

36

12

24

1.2.

Развитие речи

36

12

24

1.3.

Развитие мелкой моторики

36

12

24

II.

Обучение

144

48

96

2.1.

Элементарные математические  представления

72

24

48

2.2.

Обучение грамоте

72

24

48

III.

Наука

72

18

54

3.1.

Астрономия

18

6

12

3.2.

Физика

18

6

12

3.3

Занимательные опыты

(опытно-экспериментальная деятельность)

36

6

30

ИТОГО:

324

102

222

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (обучающиеся с 5 (6) лет)

Задачи данного года обучения:

Обучающие:

- обучить грамоте;

- обучить элементарным математическим представлениям;

- дать представления основам географии, экологии, культуры, астрономии и физике и опытно-экспериментальной деятельности.

Развивающие:

- развить память, внимание, естественнонаучное и логическое  мышление, воображение, речь, наблюдательность, пространственную ориентацию, фонематический слух, мелкую моторику;

- развить речь и мелкую моторику;

- развить усидчивость, наблюдательность;

- развивать мотивацию к учению;

- развить познавательную активность;

Воспитательные:

- воспитать аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие, сознательную дисциплину;

- воспитывать интерес к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;

- воспитать самостоятельность, уверенность в себе;

- воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- воспитать культуру поведения, уважение к родному городу.

Содержание дополнительной программы:

I. Развитие

1.1.Развитие познавательных способностей.

Теория: Формировать и развивать разные виды памяти, логику, внимания, воображения, умение обобщать, доказывать, опровергать.

Практика: Работа по рабочим тетрадям Л. В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников».

Упражнения по классификации и обобщению предметов: «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Найди лишний предмет», «Назови одним словом», «Запомни и найди», «Шапка для размышления».

1.2 Развитие речи

Теория: Формировать и развивать две взаимосвязанные области:

1.обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике);

2.способам применения языка в познавательной деятельности и общении.

Практика:

Упражнения по правильному использованию слов, обозначающих название предметов быта, природы. Умение применять в единственном и множественном числе слов по назначению. Игра «Один-много», «Мама и детёныши», «Город-деревня».

Упражнения по установлению речевых контактов со взрослыми и сверстниками. Игра «Назови соседа по имени», «Где я живу?».

Упражнения по различию литературных жанров (сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение). Игра «Послушай и назови», «Расскажи соседу».

Рассказ по сюжетной картинке.

1.3 Развитие мелкой моторики.

Теория:  Разные техники декоративно - прикладного искусства. Цветоведение.

Практика: Инструктаж по технике безопасности. Обследование формы предмета, вычленение характерных черт. Приёмы работы с ножницами. Способы лепки предметов.  Приемы работы с бумагой: аппликация, работа с трафаретом, оригами.

II. Обучение

2.1 Элементарные математические  представления

Теория: Свойства предметов. Сравнение групп предметов. Отношения: равенство - неравенство, целое - часть. Пространственные отношения. Математические действия (вычитание, сложение). Числовой ряд. Состав чисел. Геометрические фигуры. Формы предметов.

Практика: Работа по рабочим тетрадям Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз - ступенька. Два - ступенька...» 1 часть.

  Счёт до 10. Работа с числовым отрезком. Отсчитывание предметов по образцу и названному числу. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, равно). Сравнение чисел – соседей. Преобразования равенство – неравенство. Деление предметов на несколько частей. Определение длины и ширины предметов. Выделение формы предмета. Составление узоров и предметов. Рисование по шаблону. Работа с геометрическими фигурами (точка, линия, отрезок, угол). Упражнения на пространственные отношения.

2.2. Обучение грамоте

Теория: Звуки и буквы. Слова. Гласные и согласные звуки. Слоги. Твёрдые и мягкие согласные. «Дружные» звуки.

Практика: Работа по рабочим тетрадям Р.Н. Бунеев, Е,В, Бунеева, О.В.Пронина «Наши прописи» 1 часть.

Выделение звука в словах и  слогах. Определение положения звука в слове (в начале, в середине, конце). Чтение слогов. Выделение ударных слогов и звуков в слове.

2.3. Окружающий мир

Теория: Улица. Город. Страна. Производство пищевых продуктов. Производство предметов. Профессии. Транспорт. Правила дорожного движения. Календарь. Средства связи (ТВ, телефон, радио, интернет). Природные стихии. Свойства предметов природы. Здоровье человека.

Практика: Экскурсия в парк, библиотеку, в театр, в музей. Зимние игры. Просмотр мультипликационных фильмов. Игра «Дни недели». Чтение сказок. Наблюдение за природными изменениями. Уход за растениями. Посадка и наблюдение за посаженным луком, веточкой в воде.

III. Наука

3.1. География

Теория: Значение термина. Земля и её составные части. Климат. Население.

Практика: Работа с картой. Работа с глобусом. Просмотр видеофильма.

3.2. Экология

Теория: Дать представления о значении природы в жизни человека, о разнообразии животного и растительного мира, расширить знания о правилах поведения в лесу, дать представления о природе Красноярского края и её особенностях. Животные. Птицы. Взаимодействие живых организмом между собой и окружающей средой.

Практика: Наблюдение за природой, климатом, животными, растениями. Эксперименты с водой, воздухом. Опыты с песком, глиной, камнями. Исследовательская работа: «Расскажи о животных Красноярского края».

3.3. Культура

Теория: Знакомство с разнообразием культуры: театры, музеи, библиотеки, цирк. Достопримечательности нашего города. Знать имя, фамилия, отчество своё и своих близких. Адрес проживания.  Этикет общения. Этикет внешнего вида. Правила этикета. Правила поведения за столом, в общественных местах. Взаимоотношения в коллективе.

Практика: Экскурсии в библиотеку, музей. Поход в театр (кукольный, драматический).  Игра «Телефон». Игра «В магазине». Игра «Трамвайчик». Раскрашивание картинок. Тренинги на сплочение.

3.4. Занимательные опыты (опытно-экспериментальная деятельность)

Теория: Знакомство с факторами окружающей среды (свет (яркость, скорость преломление, отражение), вод (состояния, запах, цвет, вкус, текучесть), воздух (запах, цвет, прозрачность, расширение/сжатие), почва (типы, состав, пористость, влагоёмкость).

             Практика: Эксперименты с водой, воздухом, песком, глиной, камнями: «Ветер невидимка», «Влияние солнца на растение», «Звезды кружатся повсюду», «Как обнаружить воздух», «Когда льется, когда капает», «Солнечные зайчики» и другие.

По результату освоения обучающимся данной дополнительной общеразвивающей программы к концу первого года обучения обучающиеся будут знать:

блок «Развитие»:

- название и последовательность дней недели, месяцев, времен года;

- название геометрических фигур и их отличительные особенности;

- животных и их виды;

- звуки и буквы;

- игры на внимание, воображение, логику и память;

- правила поведения со взрослыми и сверстниками;

- правила работы с ножницами;

- приёмы работы с бумагой;

блок «Обучение»:

- пространственные отношения;

- математические действия;

- будут знать количественный и порядковый счет в пределах до 100 как в прямом, так и в обратном порядке;

- образование чисел первого десятка;

- геометрические фигуры;

- название своего города и столицы Родины;

- профессии;

- виды транспорта;

- средства связи;

- вредные привычки человека;

- название явлений природы;

блок «Наука»:

- составные части Земли;

- особенности взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой;

- разнообразие культуры;

- достопримечательности нашего города;

- технологию опытов (экспериментов);

- правила этикета.

Будут уметь:

блок «Развитие»:

- обобщать, доказывать, опровергать;

- классифицировать предметы;

- различать животных по видам;

- ориентироваться в пространстве;

- называть звуки и буквы;

- выделять ударные слоги и звуки в словах;

- проводить звуковой анализ;

- пользоваться разговорной речью;

- изготавливать поделки в разных техниках из разных материалов;

блок «Обучение»:

- уметь сравнивать количество элементов в двух множествах путем установления взаимно однозначного соответствия или пересчитывания элементов;

- называть и изображать геометрические фигуры;

- дифференцировать звуки по признакам;

- рассказывать по картинке;

- пересказывать текст;

- соблюдать правила дорожного движения;

- пользоваться средствами связи;

- вести здоровый образ жизни;

блок «Наука»:

- правильно вести себя по отношению к миру природы и миру вещей, находясь в разных условиях;

- пользоваться глобусом, картой;

- соблюдать правила этикета в зависимости от условий;

- проводить опыты с песком, камнями, с водой;

- отличать театр, музей, библиотеку;

- анализировать, раздумывать, размышлять, устанавливать причинно-следственные связи;

- знать правила поведения в различных ситуациях.

2 год обучения (обучающиеся с 5 (6) лет)

Задачи данного года обучения:

Обучающие:

- обучить грамоте;

- обучить элементарным математическим представлениям;

- обучить основам астрономии, физики, культуры;

    - дать представления о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

    - дать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).

Развивающие:

- развить познавательные способности, речь, мелкую моторику;

- развить память, внимание, естественно – научное и логическое  мышление, воображение, речь, наблюдательность, пространственную ориентацию, фонематический слух, мелкую моторику;

- развить волевые качества;

- развивать мотивацию к учению;

- развить познавательную активность.

Воспитательные:

- воспитать аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие, сознательную дисциплину;

- воспитать самостоятельность, уверенность в себе;

    - воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- воспитать культуру поведения.

Содержание дополнительной программы:

I. Развитие

1.1. Развитие познавательных способностей

Теория: Формирование  умения  анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие; формирование умения сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной  развивающей среды (внимание); развитие мышления ребенка, формируя умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Практика: Загадки, ребусы, головоломки. Игры на сравнение, угадывание по запаху и на ощупь, запоминание, поиск отличий. Работа с трафаретами. Упражнения на развитие произвольной  памяти, мышления, умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Задания на выделение самого существенного  в предметах, на соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Использование различных схем и планов. Упражнения на развитие ориентировки в пространстве. Выполнение графических диктантов различной сложности.

1.2. Развитие речи

Теория: Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения). Работа над правилами построения  самостоятельной речи детей. Развитие связной монологической  речи: обучение  составлению  повествовательных  рассказов по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.

Практика: Речевые упражнения на обогащение словарного  запаса детей. Составление рассказов, пересказ художественной  литературы. Отгадывание  и загадывание загадок. Разучивание пословиц и поговорок. Рассказ по картинке. Упражнения на развитие фонематического слуха (называние слов на букву …, словотворчество, подбери рифму). Упражнения для развития грамматических навыков (закончи фразу, найди ошибку, пропавшие слова, ит.п.). Упражнения для развития словарного запаса (называние слов на заданную тему, слова – приятели, объяснялки, закончи слово). Разыгрывание самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.

1.3. Развитие мелкой моторики

Теория: Знакомство с отдельными видами искусства, особенностями разных техник декоративно - прикладного искусства. Формирование  технических умений и навыков  в работе с различными материалами: природные (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами. Работа над инструктажем по технике безопасности. Цветоведение. Природный материал. Бумагопластика. Изготовление поделок по принципу оригами. Декорирование.

Практика: Приёмы работы с бумагой, природным материалом. Поделки их природного, бросового материала. Изготовление аппликаций (бумага, ткань, фольга). Конструирование из бумаги. Сложная аппликация с элементами рисования. Игры с мозаикой, конструкторами. Изготовление поделок с использованием круп и зерен. Конструирование по образцам, по условию, по замыслу.

II. Обучение

2.1. Элементарные математические  представления

Теория: Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии).

Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. Свойства предметов. Сравнение групп предметов. Отношения: равенство - неравенство, целое - часть. Пространственные отношения. Математические действия (вычитание). Числовой ряд. Состав чисел. Геометрические фигуры. Формы предметов. Меры длины. Меры веса. Меры объёма. Меры площади. Сложение и вычитание. Пространственные фигуры. Символы.

Практика: Упражнения на увеличение объема внимания и памяти. Игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.). Работа с числовым рядом. Сравнение дины. Сравнение массы. Эксперименты с объемами тел. Сравнение площадей. Упражнения на сложение и вычитание. Распознавание пространственных фигур (куб, шар, параллелепипед, конус, пирамида, цилиндр). Работа с таблицами.

2.2. Обучение грамоте

Теория: Звуки и буквы. Слова. Гласные и согласные звуки. Слоги. Твёрдые и мягкие согласные. «Дружные» звуки. Свистящие звуки. Шипящие согласные. Азбука.

Практика: Работа над построением сложных предложений разных видов. Составление рассказов по серии картин. Нахождение  слов с определенным звуком. Составление сказок, используя модели букв. Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками.

Разгадывание  ребусы, кроссвордов. Членение на слоги двух-, трехсложных слов с открытыми слогами. Составление  слова из слогов. Звуко - буквенный анализ слов.

Изучение  букв алфавита. Составление схемы слов, предложений. Упражнения на установление порядка звуков в слове. Упражнения с использованием слоговых таблиц.

Местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах.

Дифференциация звуков. Выполнение заданий в рабочей тетради: Бунеев Р.Г., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Наши прописи» 2 часть.

III. Наука

3.1. Астрономия

Теория: Дать представление о вселенной, законах ее существования и особенностями нашей планеты. Знакомство с расположением, движениемстроением, происхождением и развитием небесных тел.

Практика: Работа с картой звёздного неба. Просмотр фильма о солнечной системе. Работа с телескопом. Изготовление макета солнечной системы. Дидактические игры. Опыт с использованием телескопа. Упражнения на расширение и углубление знаний о Солнечной системе. Практические задания на умение узнавать планеты по внешнему виду или описанию. Геозадания на отгадывание кроссвордов, загадок.

3.2. Физика

Теория: Знакомство с простейшими и общими законами природы, о её материи, структуре и движении. Представление о многообразии физических явлений, о взаимосвязи и взаимозависимости явлений окружающего мира.

Практика: Проведение простых опытов, которые дают представление об устройстве окружающего мира. Работа с простейшими измерительными приборами. Проведение экспериментов и описывание результатов. Представление результатов экспериментов и исследований в виде рисунков, схем. Задания на разгадывание секрета «фокусов» природы.

3.3. Культура

Теория: Представления о правилах  поведения в театре, кино, музее/выставке, в гостях. Знакомство с  правилами гигиены и ухода за своим телом. Дать представления о наиболее опасных факторах риска для здоровья и жизни. Представление  о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите. Знакомство с этикетом.

Практика: Экскурсия в театр, кино, музей, библиотеку. Выполнение творческих заданий на формирование  осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Ролевые игры на заданную тему курса. Обыгрывание мини сценок. Детско – родительский капустник.

3.4. Занимательные опыты (опытно-экспериментальная деятельность)

Теория: Дать представления о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость), об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).

Практика: Эксперименты: «Свойства песка», «Удивительный песок», «Свойства воздуха», «Сухая и влажная почва», «Таяние снега зависит от температуры», «Танец горошин» и другие.

К концу второго годов обучения обучающиеся будут знать:

блок «Развитие»:

            - знать и называть все буквы алфавита;

            - устанавливать порядок звуков в слове;

- свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают;

- домашний адрес, номер домашнего телефона;

- режим дня;

- правила гигиены;

- название текущего месяца, последовательность дней недели;

- название геометрических фигур и их отличительные особенности;

- знаки «+», «-», «=», «<»; и «>»;

- животных и их виды;

- артикуляторные и акустические характеристики звука;

- что такое интонация (должен пользоваться ею для выражения своих эмоций);

- пословицы, поговорки;

- наизусть выученные стихотворения, несколько сложных и больших по объему произведений;

- правила  обращения с инструментами.

блок «Обучение»:

- числовой ряд, состав чисел;

- количественный и порядковый счет, прямой и обратный счет;

- простые математические действия;

- меры длины, веса, объёма, площади;

- пространственные фигуры;

- символы;

- дифференциацию звуков;

- состав чисел первого десятка;

-  предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы;

- геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб;

- геометрические тела: куб, шар, цилиндр, пирамида;

блок «Наука»:

- строение Солнечной системы;

- Солнце, звёзды, название планет;

   -  физические свойствах окружающего мира:

   -  различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

    -основные физические явления (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- основные законы природы;

- правила этикета;

- звонить по телефону;

- уметь вести себя за столом;

- самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи;

- застегивать пуговицы, завязывать шнурки;

- следить за прической, за ногтями и состоянием одежды;

- о правилах поведения на дорогах, в умении применять свои знания на практике.

Будут уметь:

блок «Развитие»:

- соблюдать режим дня;

- соблюдать правила личной гигиены;

- различать животных по видам;

- ориентироваться в пространстве;

- называть звуки и буквы;

- выделять ударные слоги и звуки в словах;

- проводить звуковой анализ;

- пользоваться разговорной речью;

- использовать пословицы и поговорки;

- находить  несколько отличий между предметами и между двумя рисунками;

- копировать узор или движение;

- пересказывать  рассказы, сказки, стихи, содержание картинок;

- определять последовательность событий по картинкам;

- изготавливать сложные поделки в разных техниках из разных материалов;

- находить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов;
           - находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов;
           - составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ;
           - делить предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак;

             - отличать побудительное, повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения, уметь их использовать;
            - формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить;
            - вести диалог и монолог.

блок «Обучение»:

- сравнивать множества путем пересчитывания их элементов;

- изображать геометрические фигуры;

- называть звуки и буквы по заданным характеристикам;

-  решать простейшие задачки и головоломки;

- вычитать и прибавлять к числу;

- определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз;

- считать предметы в пределах 100 на основе действий с множествами;

- сравнивать числа: равенства - неравенства, больше – меньше;

- понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

- состав чисел первого десятка;

- анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;

- различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- разделить круг, квадрат на две и четыре равные части;

- рассказывать с выражением.

блок «Наука»:

- пользоваться телескопом;

- применять правила этикета;

- ориентироваться в окружающем пространстве, устанавливать последовательность событий, рассуждать и давать причинные объяснения;

   -  знает о физических свойствах окружающего мира:

   -  знает о различных  свойствах  веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

    - ориентируется в основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- знает основные законы природы;

- выполняет  правила техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- звонить по телефону;

- застегивать пуговицы, завязывать шнурки;

- следить за прической, за ногтями и состоянием одежды;

- правильно использовать элементарные правила дорожного движения.

1 год обучения (обучающиеся с 5 (6) лет)

Задачи данного года обучения:

Обучающие:

- обучить грамоте;

- обучить элементарным математическим представлениям;

- дать представления по основам астрономии, физике;

- обучить простейшим навыкам работы с различным материалом (бумага, пластилин, тесто, крупа и прочее).

Развивающие:

- развить познавательные способности, речь, мелкую моторику;

- развить память, внимание, естественно – научное и логическое  мышление, воображение, речь, наблюдательность, пространственную ориентацию, фонематический слух;

- развить волевые качества;

- развивать мотивацию к учению;

- развить познавательную активность;

Воспитательные:

- воспитать аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие, сознательную дисциплину;

- воспитать самостоятельность, уверенность в себе;

- воспитать культуру поведения.

Содержание дополнительной программы:

I. Развитие

1.1. Развитие познавательных способностей

Теория: Формирование  умения  анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие; формирование умения сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной  развивающей среды (внимание); развитие мышления ребенка, формируя умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Практика: Загадки, ребусы, головоломки. Игры на сравнение, угадывание по запаху и на ощупь, запоминание, поиск отличий. Работа с трафаретами. Упражнения на развитие произвольной  памяти, мышления, умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Задания на выделение самого существенного  в предметах, на соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Использование различных схем и планов. Упражнения на развитие ориентировки в пространстве.

1.2. Развитие речи

Теория: Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения). Работа над правилами построения  самостоятельной речи детей. Развитие связной монологической  речи: обучение  составлению  повествовательных  рассказов по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.

Практика: Речевые упражнения на обогащение словарного  запаса детей. Составление рассказов, пересказ художественной  литературы. Отгадывание  и загадывание загадок. Разучивание пословиц и поговорок. Рассказ по картинке. Упражнения на развитие фонематического слуха (называние слов на букву …, словотворчество, подбери рифму). Упражнения для развития грамматических навыков (закончи фразу, найди ошибку, пропавшие слова, ит.п.). Упражнения для развития словарного запаса (называние слов на заданную тему, слова – приятели, «объяснялки», закончи слово). Разыгрывание самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.

1.3. Развитие мелкой моторики

Теория: Знакомство с отдельными видами искусства, особенностями разных техник декоративно - прикладного искусства. Формирование  технических умений и навыков  в работе с различными материалами: природные (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами. Работа над инструктажем по технике безопасности. Цветоведение. Природный материал. Бумагопластика. Изготовление поделок по принципу оригами. Декорирование.

Практика: Приёмы работы с бумагой, природным материалом. Поделки их природного, бросового материала. Изготовление аппликаций (бумага, ткань, фольга). Конструирование из бумаги. Сложная аппликация с элементами рисования. Игры с мозаикой, конструкторами. Изготовление поделок с использованием круп и зерен. Конструирование по образцам, по условию, по замыслу.

II. Обучение

2.1. Элементарные математические  представления

Теория: Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии).

Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. Свойства предметов. Сравнение групп предметов. Отношения: равенство - неравенство, целое - часть. Пространственные отношения. Математические действия (вычитание). Числовой ряд. Состав чисел. Геометрические фигуры. Формы предметов. Меры длины. Меры веса. Меры объёма. Меры площади. Сложение и вычитание. Пространственные фигуры. Символы.

Практика: Упражнения на увеличение объема внимания и памяти. Игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.). Работа с числовым рядом. Сравнение дины. Сравнение массы. Эксперименты с объемами тел. Сравнение площадей. Упражнения на сложение и вычитание. Распознавание пространственных фигур (куб, шар, параллелепипед, конус, пирамида, цилиндр). Работа с таблицами.

2.2. Обучение грамоте

Теория: Звуки и буквы. Слова. Гласные и согласные звуки. Слоги. Твёрдые и мягкие согласные. «Дружные» звуки. Свистящие звуки. Шипящие согласные. Азбука.

Практика: Работа над построением сложных предложений разных видов. Составление рассказов по серии картин. Нахождение  слов с определенным звуком. Составление сказок, используя модели букв. Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками.

Разгадывание  ребусы, кроссвордов. Членение на слоги двух-, трехсложных слов с открытыми слогами. Составление  слова из слогов. Звуко - буквенный анализ слов.

Изучение  букв алфавита. Составление схемы слов, предложений. Упражнения на установление порядка звуков в слове. Упражнения с использованием слоговых таблиц.

 Местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах.

Дифференциация звуков.

III. Наука

3.1. Астрономия

Теория: Дать представление о вселенной, законах ее существования и особенностями нашей планеты. Знакомство с расположением, движениемстроением, происхождением и развитием небесных тел.

Практика: Работа с картой звёздного неба. Просмотр фильма о солнечной системе. Работа с телескопом. Изготовление макета солнечной системы. Дидактические игры. Опыт с использованием телескопа. Упражнения на расширение и углубление знаний о Солнечной системе. Практические задания на умение узнавать планеты по внешнему виду или описанию. Геозадания на отгадывание кроссвордов, загадок.

3.2. Физика

Теория: Знакомство с простейшими и общими законами природы, о её материи, структуре и движении. Представление о многообразии физических явлений, о взаимосвязи и взаимозависимости явлений окружающего мира.

Знакомство с факторами окружающей среды (свет (яркость, скорость преломление, отражение), воды (состояния, запах, цвет, вкус, текучесть), воздуха (запах, цвет, прозрачность, расширение/сжатие), почвы (типы, состав, пористость, влагоёмкость). «Три состояния вещества», «Почему предметы падают на землю», «Астероиды», «Почему светит Солнце». 

Практика: Проведение простых опытов, которые дают представление об устройстве окружающего мира. Работа с простейшими измерительными приборами. Проведение экспериментов и описывание результатов. Представление результатов экспериментов и исследований в виде рисунков, схем. Задания на разгадывание секрета «фокусов» природы.

Эксперименты: «Чудесные спички», «Крашеные цветы», «Живое зеркало», «Лава-лампа», «Рисуем магнитом» , «Рисует солнце» и другие.

К концу обучения обучающиеся будут знать:

блок «Развитие»:

            - знать и называть все буквы алфавита;

            - устанавливать порядок звуков в слове;

- свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают;

- домашний адрес, номер домашнего телефона;

- режим дня;

- правила гигиены;

- название текущего месяца, последовательность дней недели;

- название геометрических фигур и их отличительные особенности;

- знаки «+», «-», «=», «<»; и «>»;

- животных и их виды;

- артикуляторные и акустические характеристики звука;

- что такое интонация (должен пользоваться ею для выражения своих эмоций);

- пословицы, поговорки;

- наизусть выученные стихотворения, несколько сложных и больших по объему произведений;

- инструктаж по технике безопасности.

блок «Обучение»:

- числовой ряд, состав чисел;

- количественный и порядковый счет, прямой и обратный счет;

- простые математические действия;

- меры длины, веса, объёма, площади;

- пространственные фигуры;

- символы;

- дифференциацию звуков;

- состав чисел первого десятка;

-  предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы;

- геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб;

- геометрические тела: куб, шар, цилиндр, пирамида;

блок «Наука»:

- строение Солнечной системы;

- Солнце, звёзды, название планет;

- основные законы природы;

    - физические свойствах окружающего мира:

    -  различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

     - основные физические явления (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- правила этикета;

- звонить по телефону;

- уметь вести себя за столом;

- самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи;

- застегивать пуговицы, завязывать шнурки;

- следить за прической, за ногтями и состоянием одежды;

- элементарные правила дорожного движения.

Будут уметь:

блок «Развитие»:

- соблюдать режим дня;

- соблюдать правила личной гигиены;

- различать животных по видам;

- ориентироваться в пространстве;

- называть звуки и буквы;

- выделять ударные слоги и звуки в словах;

- проводить звуковой анализ;

- пользоваться разговорной речью;

- использовать пословицы и поговорки;

- находить  несколько отличий между предметами и между двумя рисунками;

- копировать узор или движение;

- пересказывать  рассказы, сказки, стихи, содержание картинок;

- определять последовательность событий по картинкам;

- изготавливать сложные поделки в разных техниках из разных материалов;

- находить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов;
           - находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов;
           - составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ;
           - делить предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак;

             - отличать побудительное, повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения, уметь их использовать;
            - формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить;
            - вести диалог и монолог.

блок «Обучение»:

- сравнивать множества путем пересчитывания их элементов;

- изображать геометрические фигуры;

- называть звуки и буквы по заданным характеристикам;

-  решать простейшие задачки и головоломки;

- вычитать и прибавлять к числу;

- определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз;

- считать предметы в пределах 100 на основе действий с множествами;

- сравнивать числа: равенства - неравенства, больше – меньше;

- понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

- состав чисел первого десятка;

- анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;

- различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- разделить круг, квадрат на две и четыре равные части;

- рассказывать с выражением.

блок «Наука»:

- пользоваться телескопом;

- применять правила этикета;

- ориентироваться в окружающем пространстве, устанавливать последовательность событий, рассуждать и давать причинные объяснения;

    - определять физические свойства окружающего мира:

    -  различать свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

     - определять основные физические явления (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- выполнять  правила техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- звонить по телефону;

- самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи;

- застегивать пуговицы, завязывать шнурки;

- следить за прической, за ногтями и состоянием одежды;

- правильно использовать правила дорожного движения.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для организации и проведения занятий по данной программе необходимо следующее информационно – методическое обеспечение:

- Бунеев Р.Г., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Наши прописи. Тетрадь для дошкольников 5-6 лет в 2-х частях. Ч. 1, 2. – М.:Баласс, 2008;

- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для дошкольников, часть 1. – М.: Излательсов РОСТ, 2012. – 56 с.;

- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два ступенька… Математика для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2. – М.: Ювента, 2014;

- Холодова О.А. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет): Рабочая тетрадь. М.: Издательство РОСТ, 2013. – 80 с.));

- дидактический материал (схемы, плакаты, таблицы, раздаточный материал, репертуарные сборники, макеты, муляжи, видео-аудио фонд, комплексы упражнений, рабочие тетради);

- тесты диагностики уровня знаний (тест Керна-Йерасека: «Словарная мобильность»,  Л. А. Венгер: «Найди такой же», «Собери бусы», «Собери картинку»). 

материально-техническое обеспечение 

- магнитно – маркерная доска, акустическая система, стол учительский, столы и стулья ученические, игровая зона;

-  приборы – помощники: увеличительные стекла, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки, акварельные краски, глобус, карта и прочее;

- природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть и прочее;

- бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки и прочее;

информационное обеспечение:

-  учебные издания, фильмы;

- интернет – ресурсы;

- мультимедийные презентации.

Методы и приемы, используемые на занятиях

Для реализации данной программы используются такие методы и приёмы:

- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, дискуссия;

- наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация;

- практические: опыт, эксперимент, исследования, упражнение, работа по образцу;

- работа с книгой: чтение, изучение, изложение, рассказ;

6. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Эффективность реализации программы будет оцениваться, основываясь на постепенно возрастающий уровень мастерства обучающихся, на приобретаемые ими познания и навыки работы по двум критериям – общему и специальному. Общий критерий определяется методом наблюдения педагога дополнительного образования в течение года. По каждому параметру выставляется уровень (высокий, средний, низкий).

1 год обучения (обучающиеся с 5(6) лет)

Общий критерий.

Теоретическая подготовка обучающихся.

1. Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;

Высокий: Теоретическими знаниями овладел в полном объёме. Знает  режим дня; правила гигиены; название и последовательность дней недели, месяцев, времен года; название геометрических фигур и их отличительные особенности; животных и их виды; звуки и буквы; артикуляторные и акустические характеристики звука; выполняет инструктаж по технике безопасности;

Средний:  Объём знаний не полный. В терминологии путается.

Низкий: Без помощи педагога не может ответить на поставленный вопрос.

2. Широта кругозора в данной образовательной области.

Высокий: Демонстрирует широкий кругозор.

Средний: Объём знаний не полный. Излагает мысли по вопросам педагога.

Низкий: Самостоятельно, без педагога не работает.

3. Свобода восприятия теоретической информации.

Высокий: Теоретическую информацию воспринимает свободно. Использует её на занятиях.

Средний: Не может использовать информацию в полном объёме.

Низкий: Самостоятельно и с помощью педагога информацией не пользуется.

Практическая подготовка обучающихся.

1.Соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям.

Высокий: Практические умения и навыки соответствуют программным требованиям.  Соблюдает режим дня, правила личной гигиены; различает животных по видам; ориентируется в пространстве; называет звуки и буквы; выделяет ударные слоги и звуки в словах; проводит звуковой анализ; пользуется разговорной речью; изготавливает поделки в разных техниках из разных материалов.

Средний:  Объём знаний не полный. На половину вопросов не может ответить самостоятельно, выполняет работу под контролем педагога и с его помощью.  

Низкий: Практические умения и навыки не соответствуют программным требованиям.

2. Качество выполнения практического задания.

Высокий: Практическое задание выполняет самостоятельно, без помощи взрослого.

Средний: Задания выполняет с помощью педагога.

Низкий: Практическое задание не выполняет, даже с помощью педагога.

Воспитанность обучающихся.

1.Культура поведения:

Высокий: Владеет высокой культурой поведения: уважает старших, хорошо общается со сверстниками, в большинстве случаев ведет за собой коллектив. Соблюдает нравственно-этические нормы.

Средний: Владеет культурой поведения. Сам не проявляет активность.

Низкий: Не владеет культурой поведения (требует напоминания педагога).

2.Культура межличностных отношений.

Высокий: Владеет высокой культурой межличностных отношений: проявляет уважение, такт, не конфликтен, хорошо пристраивают отношения в игре.

Средний: Владеет культурой отношений, но не всегда справляется с эмоциям. Не активен, работает под наблюдением педагога.

Низкий: Не владеет культурой межличностных отношений.

3. Культура организации практической деятельности.

Высокий: Демонстрирует высокую культуру практической деятельности. Работает самостоятельно, правильно сидит за столом, выполняет инструкции.

Средний: Владеет культурой практической деятельности, выполняет задания с помощью педагога.

Низкий: Самостоятельно не владеет культурой организации практической деятельности.

Критерии оценки уровня развития детей.

1.Творческое отношение к выполнению практического задания.

Высокий: Выполняя практическое задание самостоятельно привносит своё творчество.

Средний: Выполняя задание не проявляет самостоятельности, творчество не проявляет.

Низкий: Без помощи педагога задание не выполняет.

2.Развитие специальных способностей.

Высокий: Проявляет свои способности в зависимости от своих интересов. Работает самостоятельно, находя интересные и неординарные решения. Задания выполняет творчески.

Средний: Работает самостоятельно, но направляет педагог. Задание выполнят с интересом.

Низкий: Специальные способности отсутствуют.

Специальный критерий.

1.Развитие моторики.

Высокий: Самостоятельно выполняет определённые действия: шнурует обувь, одевается, складывает мозаику, пазлы, умеет правильно держать карандаш, чертит фигуры.

Умеет правильно держать ручку и чертить прямые ровные линии (вертикальные и горизонтальные). Правильно и легко выполняет упражнения пальчиковой гимнастики.

Способен манипулировать мелкими предметами (складывать мозаику, собирать бусины, пуговицы в коробку, складывать пазлы и т.п.)

Средний: Выполняет определённые действия с помощью педагога.

Низкий: Не проявляет самостоятельности. Без педагога не работает.

2.Словарный запас.

Высокий: Речь развита. Словарный запас- 100-150 слов. Речь распространённая.

Средний: Словарный запас- 100-80 слов. Работает с текстом по вопросам педагога.

Низкий: Словарный запас- 80-50 слов. Речь не развита. Логопедические проблемы.

3. Опытно-экспериментальный навык.

Высокий: Любознателен. Постоянно стремиться к эксперименту.  Желает  самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Средний: Работает самостоятельно, но направляет педагог. Задание выполнят с интересом.

Низкий: Не проявляет самостоятельности. Без педагога не работает.

2 год обучения (обучающиеся с 5(6)  лет)

Общий критерий.

Теоретическая подготовка обучающихся.

1. Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.

Высокий:  Теоретическими знаниями овладел в полном объёме. Знает и называет все буквы алфавита; свое имя, фамилию, сколько ему лет; домашний адрес; правила гигиены; название геометрических фигур и их отличительные особенности ;животных и их виды ;наизусть выученные стихотворения. Называет числовой ряд; простые математические действия ;пространственные фигуры; предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы. Имеет представление, что такое Солнце, звёзды, название планет, правила этикета; для чего нужен светофор.

Средний:  Объём знаний не полный. В названии основных понятий путается. Геометрические фигуры, тела называет частично.

Низкий: Без помощи педагога не может ответить на поставленный вопрос.

2. Широта кругозора в данной образовательной области.

Высокий: Демонстрирует широкий кругозор. Легко ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность событий, рассуждает и дает причинные объяснения.

Средний: Объём знаний не полный. На половину вопросов не может ответить самостоятельно.

Низкий: Без помощи педагога не может ответить на поставленный вопрос.

3. Свобода восприятия теоретической информации.

Высокий: Теоретическую информацию воспринимает свободно. Использует информацию в ходе занятия. Свободно пользуется разговорной речью.

Средний:  Не может использовать полученную информацию в полном объёме.

Низкий:  Без помощи педагога не может ответить на поставленный теоретический вопрос.

Практическая подготовка обучающихся.

1. Соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям.

Высокий: Практические умения и навыки  соответствуют программным требованиям. Владеет  основами  грамоты и чтения. Ориентируется в пространстве. Проводит звуковой анализ слова. Копирует узор или движение. Пересказывает  рассказы, сказки, стихи, содержание картинок. Делит предметы на две группы и находит для каждой группы общий признак. Способен к обобщению и классификации (находит общее, различие предметов, явлений, процессов; способен выделить лишний предмет). Способен сделать простой, логический вывод. Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в жизни). Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

Средний:  Практические умения и навыки  соответствуют программным требованиям не в полном объёме.

Низкий: Практические умения и навыки  не соответствуют программным требованиям.

2. Качество выполнения практического задания.

Высокий: Практическое задание выполняет на высоком уровне. Владеет знанием предметного окружения.

Средний: Практическое задание выполняет на среднем уровне. Наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.

Низкий: Практическое задание выполняет на низком уровне.

Воспитанность обучающихся.

1. Культура поведения.

Высокий:  Демонстрирует высокую культуру поведения: владеет игровыми  умениями и навыками. Толерантен. Проявляет активность и желание участвовать в делах детского коллектива. Соблюдает нравственно-этические нормы.

Средний:  Демонстрирует среднюю культуру поведения.

Низкий: Демонстрирует низкую культуру поведения.

2. Культура межличностных отношений.

Высокий: Демонстрирует высокую культуру межличностных отношений. Умеет  взаимодействовать с другими членами коллектива. Умеет играть рядом, не мешая друг другу, одновременно создавая желание к общению в играх.

Средний: Демонстрирует среднюю культуру межличностных отношений.

Низкий: Демонстрирует низкую культуру межличностных отношений.

3. Культура организации практической деятельности. 

Высокий: Демонстрирует высокую культуру организации практической деятельности. Правильно сидит за столом во время занятий (принимает правильную позу, не сутулится, не стремится лечь на стол, не сидит с перекошенной спиной).Воспринимает инструкцию (задание) и по инструкции выполняет действие. Не торопится, не суетиться, доводит работу до конца. Способен работать самостоятельно. Способен оценить качество своей работы (найти ошибки и исправить их).

Средний: Демонстрирует среднюю культуру организации практической деятельности. Принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание, не отказывается продолжать работу.

Низкий: Демонстрирует низкую культуру организации практической деятельности.

4. Творческое отношение к выполнению практического задания.

Высокий: К выполнению практического задания относится творчески.

Средний:  Практическое задание выполняет с подсказками педагога.

Низкий: Без помощи педагога не может выполнить задание, не проявляет самостоятельность.

5. Развитость специальных способностей.

Высокий: Развитость специальных способностей на высоком уровне. Воспринимает предметы и их качества. Владеет действиями наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Находит оригинальные способы и средства решения задач, придумывает сказку или историю, создает замысел игры или рисунка.

Средний: Развитость специальных способностей на среднем уровне.

Низкий: Специальные способности не развиты.

Специальный критерий.

1. Словарный запас.

Высокий: Достаточный словарный запас (до 3500 слов). Умеет самостоятельно рассказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам. Способен к простейшему звуковому анализу слов (может выделить звук в начале, середине и конце слова). Обладает хорошим словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, ответить на вопрос, задать вопрос и т.п. Грамматически правильно строит предложения, правильно использует предлоги, приставки, союзы. Способен правильно произносить все звуки родного языка.

Средний: Достаточный словарный запас (до 3500 слов).  В речи присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. Владеет  грамматическими правилами изменения слов и соединения их в предложении.

Низкий: Без помощи педагога не может выполнить задание, не проявляет самостоятельность.

2. Развитие моторики и графических умений.

Высокий: Уверенно владеет навыками графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также навыками развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности).

Средний:  Достаточно сформированы навыки графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним).

Низкий:  Недостаточно сформирован двигательный компонент навыка графической деятельности. Низкий уровень развития произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.

 4. Логическое мышление.

Высокий: Устанавливает аналогии между элементами системы, демонстрирует высокий темп работы. Продумывает свои решения.

Средний: Умеет устанавливать аналогии между элементами системы со 2-3 ей попытки. Показывает средний темп работы.

Низкий: Испытывает трудности в умении дифференцировать основные элементы, не раскрывает связи между ними. Работает в низком темпе.

3. Опытно-экспериментальный навык.  

Высокий: Самостоятельно находит ответы на вопросы, делает предположения, использует различные средства и способы для их проверки, осуществляет проверку и делает адекватные выводы.

Средний: Работает самостоятельно, но направляет педагог. Задание выполнят с интересом.

Низкий: Не проявляет самостоятельности. Без педагога не работает.

1 год обучения (обучающиеся с 5 (6) лет)

Общий критерий.

Теоретическая подготовка обучающихся.

1. Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.

Высокий:  Теоретическими знаниями овладел в полном объёме. Знает и называет все буквы алфавита; свое имя, фамилию, сколько ему лет; домашний адрес; правила гигиены;  название геометрических фигур и их отличительные особенности; животных и их виды; наизусть выученные стихотворения. Называет числовой ряд; простые математические действия; пространственные фигуры; предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы. Имеет представление, что такое Солнце, звёзды, название планет; правила этикета; для чего нужен светофор.

Средний:  Объём знаний не полный. В названии основных понятий путается. Геометрические фигуры, тела называет частично.

Низкий: Без помощи педагога не может ответить на поставленный вопрос.

2. Широта кругозора в данной образовательной области.

Высокий: Демонстрирует широкий кругозор. Легко ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность событий, рассуждает и дает причинные объяснения.

Средний:  Объём знаний не полный. На половину вопросов не может ответить самостоятельно.

Низкий: Без помощи педагога не может ответить на поставленный вопрос.

3. Свобода восприятия теоретической информации.

Высокий: Теоретическую информацию воспринимает свободно. Использует информацию в ходе занятия. Свободно пользуется  разговорной речью.

Средний:  не может использовать полученную информацию в полном объёме.

Низкий :  Без помощи педагога не может ответить на поставленный теоретический вопрос.

Практическая подготовка обучающихся.

1.Соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям.

Высокий: Практические умения и навыки  соответствуют программным требованиям. Владеет  основами  грамоты и чтения. Ориентируется в пространстве. Проводит звуковой анализ слова. Копирует узор или движение. Пересказывает  рассказы, сказки, стихи, содержание картинок. Делит предметы на две группы и находит для каждой группы общий признак. Способен к обобщению и классификации (находит общее, различие предметов, явлений, процессов; способен выделить лишний предмет). Способен сделать простой, логический вывод. Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в жизни). Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

Средний:  Практические умения и навыки  соответствуют программным требованиям не в полном объёме.

Низкий: Практические умения и навыки  не соответствуют программным требованиям.

2. Качество выполнения практического задания.

Высокий:  Практическое задание выполняет на высоком уровне. Владеет знанием предметного окружения.

Средний:  Практическое задание выполняет на среднем уровне. Наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.

Низкий: Практическое задание выполняет на низком уровне.

Воспитанность обучающихся.

  1. Культура поведения.

Высокий:  Демонстрирует высокую культуру поведения: владеет игровыми  умениями и навыками. Толерантен. Проявляет активность и желание участвовать в делах детского коллектива. Соблюдает нравственно-этические нормы.

Средний:  Демонстрирует среднюю культуру поведения.

Низкий: Демонстрирует низкую культуру поведения.

2. Культура межличностных отношений.

Высокий:  Демонстрирует высокую культуру межличностных отношений. Умеет  взаимодействовать с другими членами коллектива. Умеет играть рядом, не мешая друг другу, одновременно создавая желание к общению в играх.

Средний:  Демонстрирует среднюю культуру межличностных отношений.

Низкий: Демонстрирует низкую культуру межличностных отношений.

3. Культура организации практической деятельности.

Высокий:  Демонстрирует высокую культуру организации практической деятельности. Правильно сидит за столом во время занятий (принимает правильную позу, не сутулится, не стремится лечь на стол, не сидит с перекошенной спиной). Воспринимает инструкцию (задание) и по инструкции выполняет действие. Не торопится, не суетиться, доводит работу до конца. Способен работать самостоятельно. Способен оценить качество своей работы (найти ошибки и исправить их).

Средний:  Демонстрирует среднюю культуру организации практической деятельности. Принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание, не отказывается продолжать работу.

Низкий: Демонстрирует низкую культуру организации практической деятельности.

4. Творческое отношение к выполнению практического задания.

Высокий: К выполнению практического задания относится творчески.

Средний:  Практическое задание выполняет с подсказками педагога.

Низкий: Без помощи педагога не может выполнить задание, не проявляет самостоятельность.

5. Развитость специальных способностей.

Высокий: Развитость специальных способностей на высоком уровне. Воспринимает предметы и их качества. Владеет действиями наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Находит оригинальные способы и средства решения задач, придумывает сказку или историю, создает замысел игры или рисунка.

Средний: Развитость специальных способностей на среднем уровне.

Низкий: Специальные способности не развиты.

Специальный критерий.

1. Словарный запас.

Высокий: Обладает хорошим словарным запасом. Грамматически правильно строит предложения, правильно использует предлоги, приставки, союзы.

Средний: При помощи педагога понимает смысл и последовательность событий. Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, но не умеет ими пользоваться.

Низкий: Не может без помощи педагога выполнить задание.

2. Развитие моторики и графических умений. 

Высокий: К выполнению практического задания относится творчески. Правильно и легко выполняет упражнения пальчиковой гимнастики. Умеет правильно держать карандаш и чертить прямые ровные линии (вертикальные и горизонтальные). Уверенно владеет всеми бытовыми действиями.

Средний:  Практическое задание выполняет с подсказками педагога.

Низкий: Без помощи педагога не может выполнить задание, не проявляет самостоятельность.

3. Пространственное ориентирование.

Высокий: Уверенно копирует  фигуры, буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов. Способен находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме). Различает пространственное расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости. Способен срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов.

Средний:  Практическое задание выполняет с подсказками педагога.

Низкий: Без помощи педагога не может выполнить задание, не проявляет самостоятельность.

4. Опытно-экспериментальный навык.

  Высокий:  Уверенно определяет  различные  свойства  веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость). Ориентируется в основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение). Выполняет  правила техники безопасности при проведении физических экспериментов;

Средний:  Демонстрирует среднюю культуру организации опытно-экспериментальной деятельности. Принимает помощь взрослого, с подсказкой выполняет задание.

Низкий: Без помощи педагога не может выполнить задание, не проявляет самостоятельность.

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. Москва: - Айрис пресс, 2004.
  2. Акулова О.В., Бабаева Т.И., Березина Т.А., Вербенец А.М., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Ивченко Т.А., Никонова Н.О, Ничипоренко Л.К., Новицкая В.А., Михайлова З.А., Полякова М.Н., Солнцева О.В., Сомкова О.Н., Яфизова Р.И. «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования -Санкт-Петербург, 2014.
  3. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. М., 2009.
  4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. - Воронеж: «Учитель», 2004.
  5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Математика. - Воронеж: «Учитель», 2006.
  6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Познавательное развитие. - Воронеж, 2008.
  7. Выготский Л. С. Развитие устной речи. Москва, 2010.
  8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2011.
  9. Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий. - Москва: Аркти, 2007.
  10. Козлина А.В. Уроки ручного труда – Москва: «Синтез», 2005.
  11. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. - Москва: «Сфера», 2005.
  12. Морозова И. А., Пушкарёва М. А. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
  13. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2012.
  14. Селихова Л.Г. Интегрированные занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи. - Москва: «Мозаика-синтез», 2005.
  15. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Скрипторий. Москва: 2008.
  16. Юрчишина В.Д. Вижу-читаю-пишу. Система работы по обучению грамоте к школе группы. М: Гном-пресс, 2007.
  17.  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  18.  О. В. Дыбиной «Ребёнок в мире поиска»;
  19. Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
  20.  Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;
  21. Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
  22. Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»)