Развитие мелкой моторики рук дошкольников.

Кислицына Анастасия Ивановна

Вопрос развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. 

При стимуляции мелкой моторики, активизируются процессы определенных участков головного мозга, улучшается кровообращение, и питание ткани мозга, увеличивается скорость передачи нервного импульса. Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на развитие таких психических процессов, как: мышление, воображение, внимание, речь, зрительную и двигательную память, а так же наблюдательность, координацию ребёнка. 

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от 
любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. 
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте, а уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. 
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с раннего возраста.
Педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят его к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. 
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать следующим требованиям: 
- работа должна быть систематичной и постоянной 
- работа должна проводиться постепенно от простого к сложному 
- работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка, 
- работа должна соответствовать возрастным требованиям 
- работа должна приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомлени
Средства развития мелкой моторики 
Самое распространённое средство, традиционное средство - Пальчиковая гимнастика. Гимнастика с речевым сопровождением превращается в веселую игру. Самые известные и эффективные упражнения, благодаря которым сенсомоторное развитие происходит в интересной и увлекательной форме. Проводится со всеми детьми или индивидуально. Упражнения подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Пальчиковый театр – так же увлекательная игра с персонажами, которые дети с большим удовольствием одевают на кончики пальцев, это отличное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. 
Средством, которое способствует не только подвижности кистей рук но и оздоравливает организм - это массаж, самомассаж. Он организовывается со всеми детьми или индивидуально. Зоны кистей так же как и зоны ушей, относятся к участкам тела, где имеются представительство всего организма. 
Любое прикосновение к рукам (их растирание, надавливание на поверхность) это воздействие на весь организм. Массаж может проводиться с предметами (карандаш, массажный шарик, щетка, су-джоки) и без них. По длительности проводится от 3до 5 мин.
Игры с сыпучими материалами, сухой бассейн - Работа с песком, крупами помогает ребенку проявить себя, раскрыть творческий потенциал, успокоить нервную систему. Можно, к примеру, взять небольшую игрушку, и спрятать игрушку в песок (крупу), после этого попросите ребенка найти спрятанный предмет. Со временем количество игрушек можно увеличить. Рисовать пальчиком различные фигуры на песке (манке) также очень увлекательно и помогает детям раскрыть их творческий потенциал. 
Игры с различным дидактическим  материалом. Существует в продаже ряд фабричных дидактических игр: это лабиринты, шнуровка, коврограф, вкладыши, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и др. 
А также есть нестандартное оборудование которое можно использовать в работе с детьми по мелкой моторике: пуговицы, прищепки, камешки марблс, пробки, природный материал, бусы, пипетки, счетные палочки и др. 
Большое влияние на развитие мелкой моторики оказывает продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, конструирование - дети взаимодействуют с различным материалом и оборудованием. Накапливается опыт тактильных ощущений. 
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.