Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра

Чаганова Любовь Владимировна

      За последние несколько лет в системе образования РФ произошли существенные изменения, связанные с принятием государственной думой 21 декабря 2012 года федерального закона «Об образовании в РФ», а также введением федеральных государственных образовательных стандартов. Так, например, дошкольное образование вошло в систему общего образования, узаконено и закреплено инклюзивное образование, впервые выделены позиции медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи и т.д. Кроме того, отдельная статья закона посвящена образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, согласно которой содержание и условия специального образования определяются адаптированной образовательной программой. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [3].

      Согласно нормативным требованиям, образовательные организации должны не только реализовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам, но и самостоятельно разрабатывать данные программы. Вопросы разработки АОП для детей с ОВЗ представлены в работах Яковлевой Г. В., Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С., Кузьмина А.Б., однако, в работах авторов не представлен последовательный алгоритм проектирования адаптированных программ. Кроме того, существующие методические рекомендации по разработке адаптированных программ в большинстве случаев ориентированы на школьную ступень образования. Стоит также отметить, что имеющиеся на сегодняшний день методические рекомендации носят универсальный характер, что ограничивает возможность их использования при проектировании адаптированной программы для конкретной категории лиц с ОВЗ. Неотъемлемой частью разработки адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья является проектирование коррекционной работы. Особую категорию детей в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья представляют дети с РАС, что в свою очередь обусловлено спецификой нарушения. По современным данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1 ребенок из 160 детей в мире страдает расстройством аутистического спектра.

        Расстройства аутистического спектра - возникают в детском возрасте, в разной степени сохраняются на протяжении всей жизни человека.

Триада нарушений

image

       Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [4].

     Термин «особые образовательные потребности» (ООП) (Special Educational Needs - SEN) впервые был применен в 1978 году в Лондоне, в докладе Комитета по проблемам образования детей-инвалидов и молодых инвалидов. Изначально понятие использовалось по отношению к детям с нарушениями развития и инвалидностью. Позже, этот термин приобрел более широкий смысл. Так например, в тексте ирландского Закона об образовании лиц с особыми образовательными потребностями (2004) было дано следующее определение ООП: «Ограничение возможностей индивида участвовать в образовательном процессе и извлекать из него пользу в связи с продолжительным физическим, психическим, сенсорным или интеллектуальным нарушением или трудностями в обучении, или любыми другими обстоятельствами, влияние которых обуславливает обучение этого индивида иначе, чем обучение лиц, не имеющих таких обстоятельств…» [2].             Термин «особые образовательные потребности» является неотъемлемой частью образовательной политики США, Канады и других стран Европы.      Данное понятие активно используется в специальных документах, индивидуальных планах обучения и отчетах образовательных организаций.

      В России понятие «особые образовательные потребности» появляется позже и не является прямым заимствованием западного термина. По мнению Д. Гжибовска, особые образовательные потребности главным образом проявляются в трудностях обучения. В.И. Лубовский определяет особые образовательные потребности как совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении.

      Такая помощь подразумевает создание условий, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных - владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире; энергетических - умственная активность и работоспособность; эмоционально-волевых, включая мотивационные - направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения [5].

       Как отмечает В.И. Лубовский, неудовлетворение особых образовательных потребностей, в силу недостаточного понимания их значимости, приводит к снижению возможной эффективности обучения. Н.Н.Малофеев отмечает, что особые образовательные потребности есть не только у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и у детей групп риска. В настоящее время ученые выделяют общие и специфические образовательные потребности.

       По мнению сотрудников Института Коррекционной Педагогики РАО, к общим для разных категорий детей с ОВЗ особым образовательным потребностям относятся:

· Потребность в совпадении сроков начала специального обучения и моментом определения первичного нарушения.

· Потребность во введении в содержание образования специальных разделов обучения, не предусмотренных программой, предназначенной для типично развивающихся детей.

· Потребность в использовании в процессе обучения специальных методов и средств, обеспечивающих построение «обходных путей».

· Потребность в более дифференцированном, «пошаговом» обучении.

· Потребность в особой пространственно-временной и смысловой организации образовательной среды с учетом индивидуальных особенностей. · Потребность в максимально возможном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

· Потребность в увеличении сроков освоения адаптированной образовательной программы (пролонгированность образовательного процесса).

· Потребность в согласованном участии в образовании квалифицированных специалистов разных профилей.

· Потребность во включение родителей ребенка в процесс его реабилитации средствами образования [4].

      О.С. Никольская, учитывая особенности развития детей, имеющих расстройства аутистического спектра, выделила следующие специфические образовательные потребности, характерные для данной категории детей: 

- потребность в постепенном, индивидуально дозированном включении ребенка в образовательное пространство учреждения, а также в группу детей; - потребность в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;

- потребность в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;

- потребность в особенно четкой и упорядоченной временно пространственной структуре образовательной среды;

 - потребность в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах;

 - потребность в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;

- потребность в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;

- потребность в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей; 

- потребность в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом;

 - потребность в индивидуализированной оценке достижений ребенка с учетом его особенностей;

- потребность в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения [1].

     Таким образом, для детей с расстройствами аутистического спектра характерны как общие образовательные потребности, присущие всем категориям детей с ОВЗ, так и специфические образовательные потребности, обусловленные спецификой нарушений. Кроме того, целесообразно выделять индивидуальные образовательные потребности, возникающие у конкретного обучающегося и обусловленные его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

      Пожалуйста, помните: ребёнок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования и социального статуса родителей.

      В том, что у ребёнка аутизм, нет ничьей вины. Раннее выявление аутизма и квалифицированная коррекция помогут ребёнку и его семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Алехина С.В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования / Российский научный журнал, 2013 - № 5 (36), с. 132-139.

2. Аршатская О. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей / Дошкольное воспитание, 2006 - № 8, с. 63-70.

3. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). - М.: Теревинф, 2007 – 108 с.

4.Гончарова Е.Л. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина / Альманах Института коррекционной педагогики, 2000- №1, с 34-52.

5.Лубовский  В.И. Особые образовательные потребности / Психологическая наука и образование, 2013 - № 5, с. 61-66.