Психологические особенности детей из неполных семей

Лысякова Мария Александровна

Семья - это среда, в котором полноценно развивается ребенок. Семьи сталкиваются с различными проблемами. Некоторые проблемы препятствуют адаптации семьи в обществе. Такой проблемой является нарушение структуры семьи или неполная семья.

 Неполной семье очень сложно выживать в современных условиях. Многие  неполные семьи зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения. Они нуждается, не только в государственной поддержке, но и в социально-педагогической помощи.

 Именно в семье закладываются характер и личность ребенка. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом.

Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье.

В неполной семье отсутствует главное — пример брачных отношений, что в дальнейшем оказывает большое влияние на становление и развитие ребенка, отсутствует определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. 

Жизнь и условия воспитания ребенка без отца существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается какими-либо способами дополнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она не может быть одновременно матерью и отцом.

И.С. Кон, выявил, что дети, выросшие без отца, часто имеют высокий уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчикам тяжело общаться со сверстниками, плохо усваивают мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Ребенок из неполной семьи чаще ссорится с матерью, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым.

Недостаток любви, конфликты в семье, смерть одного из родителей либо развод могут оказывать сильное психологическое влияние. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом. Последствия разводов — это рост числа неполных семей и возникновение проблемы одиноких людей.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Некоторые исследования показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.

Дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам.

Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи.

У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.

 Оставшись только с одним родителем, ребенок боится потерять и любовь второго родителя, поэтому особенно важно поддерживать в нём уверенность в родительских чувствах.

Необходимо стремиться к созданию доверительных отношений в семье, личностно значимых перспектив жизни и деятельности ребенка, к формированию чувства взаимопомощи, следует вовлекать детей в дела и заботы семьи. Им необходимо ощущение защищённости, сознание того, что в любой момент они могут опереться на родителя, всегда найдут у него защиту и понимание. Следует уделять ребёнку как можно больше внимания.