Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию

Степанова Виктория Анатольевна

Проект по теме "Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию"

Воспитатель: Степанова Виктория Анатольевна.

Детский сад комбинированного вида №16 "Медвежонок".

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью и совместные усилия можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Задачи: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
  • Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
  • Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями.

Дошкольный возраст – самый важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

  • физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
  • эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
  • условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников являетсяодной из составных частей работы нашего детского сада. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка со стороны детского сада и семьи, позволяют добиваться лучших результатов в экологическом воспитании.

Только опираясь на семью и совместные усилия мы можем решить главную нашу задачу – воспитание экологически грамотного человека.

Для решения данной задачи необходимо, чтобы родители были методически «подкованы», имели определённые знания в вопросах экологического воспитания дошкольников, т.к семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека.

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности.  Эта работа сложна и многогранна.В работе с родителями по экологическому воспитанию детей  мы используем все доступные формы взаимодействия.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители.

 

Если родители будут заниматьсявопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

 

Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов.

 

  • Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям.

Например, детям очень нравятся экскурсии в океанариум, где они могут увидеть множество необычных жителей водного мира.

На экскурсиях дети знакомятся с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края.

  • Экологические сказки.

Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе.

  • Практическая деятельность в природе.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Дети учатся осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

  • Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями нужно  проводить такие природоохранные акции:
  1. «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)
  2. «День цветов» (создание цветочных клумб)
  3. «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
  4. «Чистое утро» (уборка территории)
  5. «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т.д.

 

  • Участие родителей совместно с детьми в различных конкурсах на экологические темы и субботниках.

С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

Что же делать родителям?

 

Как научить ребёнка любить и понимать окружающую его природу - это интересует каждого родителя.

Предлагаю вашему вниманию некоторые рекомендации, которые помогут понять, как научить своего  ребёнка любить и беречь окружающий мир:

  1. старайтесь как можно чаще выезжать на природу со своим ребёнком, гуляйте в парках.
  2. больше проводите время с детьми за совместным просмотром телепередач о природе, обсуждайте увиденное, делитесь полученными впечатлениями.
  3. если у вас дома нет домашнего животного – чаще посещайте с ребёнком зоопарки, заповедники, океанариумы, террариумы, располагающиеся на территории нашего края, это доставит огромную радость вашим детям.
  4. читайте больше своим детям о природе и животных, загадывайте загадки, читайте потешки, песенки.
  5. наблюдайте вместе с ребёнком за явлениями природы.
  6. проводите с детьми несложные эксперименты и опыты, расширяйте познания ребёнка об окружающем мире .
  7. проводите с ребёнком беседы о взаимосвязи между природой и человеком, объясняйте ему о правилах поведения в природе.

 

Немалое значение в воспитании ребёнка имеет наглядный пример взрослых, родителей, воспитателей в ДОУ. Зачастую, став взрослыми, ребята ведут себя и поступают аналогичнотому как когда-то вели себя и поступали их родители.

 

Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания своего ребёнка, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к экологии в целом.

 

Поэтому  ясчитаю, что экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии ребенка с семьей.

 

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека!