Мастер- класс с педагогами детского сада на тему "ТРИЗ -игры по развитию речи дошкольников"

Николаева Любовь Борисовна

Мастер-класс  на тему: «ТРИЗ –игры по развитию речи»

Задачи:

- Продолжать знакомить педагогов с ТРИЗ-играми, направленных на развитее речи;

- Совершенствовать навыки использования игрового оборудования; - Вызвать у участников мастер-класса интерес к играм ТРИЗ. - Развивать творческую активность педагогического коллектива. Развивать память ,мышление, желание применять ТРИЗ игры в жизнедеятельности детей.

Я рада всех видеть на мастер –классе и сегодня мы продолжим работу с играми ТРИЗ. Как ранее уже мы с вами говорили, ТРИЗ- всегда поиск ,новизна ,направленные на развитее воображения, творчества ,мышления ,памяти.

Наш мастер –класс мы начнем с упражнений для развития нашей памяти, которые помогут нам сохранить нашу память ,сконцентрировать и  переключить внимание .

Упражнение 1.Таблица Шульте. Сосредоточиться на цифре 19,которая находится в центре .Даю 30 сек.вы должны за это время найти все цифры в порядке возрастания. Развивает переферийное зрение

Упраженеие2 Жесты .Правой рукой показать жест мир, другой рукой О,кей.Быстро поменять.Тренирует внимание ,развивает способность переключаться с одной задачи на другую.

Упраженеие 3 Синхронное письмо обеими руками.

Два листа бумаги и карандаши.Писать буквы или рисовать геометр фигуры одновременно.Количество символов одинаково для обеих рук.Учит мозг обрабатывать несколько задач одновременно ,тем самым стимулируя активность обеих полушарий.

Упражение4 для проверки скорости мозга. «Разноцветный текст».Слова написаны разными цветами. Прочесть слова по порядку, затем  в обратном порядке.

А теперь приступим к ТРИЗ играм ,которые  я бы рекомендовала проводить  с детьми дошкольного возраста.

Игры на формирование умения выделять функции объекта

1.«Дразнилка»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, - чк, - ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

2 Игра «Изобретатель( со старшей группы)

Цель: учить пользоваться приемом разделения  - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.Ход: 10 картинок предметных.

1.     рассмотреть каждый предмет и его функцию.

2.     «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».

3.     Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.

4.     Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи.

Затем обсудить функцию нового предмета.

3 Игра «Узнай меня»

Цель: учить описывать предмет, не называя его.

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  (Арбуз)

- Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

4.Игра «Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например: - желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

                 - Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

                 - Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

                 - Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

                 - Зеленое и прыгучее…

                 - Холодное, белое …

5.Игра «Животные, растения, птицы» (со средней группой)

Цель: развивать внимание.

 

Ход: 1) ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».

2) Дети должны встать, если взрослый назовет растение: «Внимание! Начали! Кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка».

3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь».

6. Игра «Что умеет делать?(со 2 мл гр)

Воспитатель называет оьбект,дети определяют,что умеет делать он или что делают с помощью его.

Например :Ромашка

Дети:растет,пахнет,вянет и тд

Восп :занавеска

Дети :затемняет,пачкается,стирается….

7.Игра «Гирлянда»(со средней группы)

Воспитатель передает стартовое слово.Например:лягушка.И задает детям вопрос о свойствах ,действиях этого предмета.

-Лягушка какая?

Дети :зеленая

Воспитатель :что еще бывает зеленым?

Дети трава ,яблоко и тд..

Воспитатель :что может делать лягушка?

Дети :прыгать,скакать…

Воспитатель :Кто еще умеет првгать? И тд

8.Игра «Где живет ?»(со 2 мл гр)

Воспитатель показывает картинку ,например медведя.Где живет медведь?

Дети :в лесу.

Воспитатель :А еще где?

Дети : в сказках,в зоопарке и тд…

6.Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но, чтобы рифма сохранялась.

Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)

Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга. Воспитывая и обучая своего ребенка руководствуйтесь девизом: «Творчество во всём!»

 Рефлексия

Перед вами дерево. Если вам понравилось и мастер-класс прошёл плодотворно, прикрепите яблоко, если чего-тот не хватило- цветок, а если вам было не интересно-листок.

Спасибо!

Если мы рассмотрим что-то...

Это что-то для чего-то...

Это что-то из чего-то...

Это что-то часть чего-то...

Чем-то было это что-то...

Что-то будет с этим что-то...

Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!

"Что-то" автор: М.С.Гафитулин, г.Жуковский

 

Ход: 10 картинок предметных.

  1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.
  2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
  3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
  4. Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи.

Затем обсудить функцию нового предмета.

3 Игра «Узнай меня»

Цель: учить описывать предмет, не называя его.

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  (Арбуз)

- Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

4.Игра «Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например: - желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

                 - Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

                 - Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

                 - Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

                 - Зеленое и прыгучее…

                 - Холодное, белое …

5.Игра «Животные, растения, птицы» (со средней группой)

Цель: развивать внимание.

 

Ход: 1) ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».

2) Дети должны встать, если взрослый назовет растение: «Внимание! Начали! Кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка».

3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь».

6. Игра «Что умеет делать?(со 2 мл гр)

Воспитатель называет оьбект,дети определяют,что умеет делать он или что делают с помощью его.

Например :Ромашка

Дети:растет,пахнет,вянет и тд

Восп :занавеска

Дети :затемняет,пачкается,стирается….

7.Игра «Гирлянда»(со средней группы)

Воспитатель передает стартовое слово.Например:лягушка.И задает детям вопрос о свойствах ,действиях этого предмета.

-Лягушка какая?

Дети :зеленая

Воспитатель :что еще бывает зеленым?

Дети трава ,яблоко и тд..

Воспитатель :что может делать лягушка?

Дети :прыгать,скакать…

Воспитатель :Кто еще умеет првгать? И тд

8.Игра «Где живет ?»(со 2 мл гр)

Воспитатель показывает картинку ,например медведя.Где живет медведь?

Дети :в лесу.

Воспитатель :А еще где?

Дети : в сказках,в зоопарке и тд…

6.Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но, чтобы рифма сохранялась.

Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)

Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга. Воспитывая и обучая своего ребенка руководствуйтесь девизом: «Творчество во всём!»

 Рефлексия

Перед вами дерево. Если вам понравилось и мастер-класс прошёл плодотворно, прикрепите яблоко, если чего-тот не хватило- цветок, а если вам было не интересно-листок.

Спасибо!

Если мы рассмотрим что-то...

Это что-то для чего-то...

Это что-то из чего-то...

Это что-то часть чего-то...

Чем-то было это что-то...

Что-то будет с этим что-то...

Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!

"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_mastrerklass_10_02_2022.docx143.24 КБ
Файл Мастер класс19.2 КБ
Файл 19.01 23 г22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Применение ТРИЗ-игр в речевом развитии детей в ДОУ».

 МБДОУ детский сад «7 «Солнышко» р.п Свердловский ,Московской области, Лосино -Петровский г.о. Воспитатель : Николаева Л.Б.

Цель мастер-класса: практическое освоение  ТРИЗ-игр по развитию речи.

Задачи:

Дать педагогам представление о многообразии  ТРИЗ-игр в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование

Ход проведения мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса «Применение ТРИЗ-игр в речевом развитии детей в ДОУ»

Целью использования ТРИЗ –игр в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,

диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть

на ситуацию с разных сторон, размышлять вместе,

  но не пытаться полностью объяснить результаты

— другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня поиграть в  ТРИЗ-игры ,которые я применяю по развитию речи .

1.Вначале я предлагаю вам выполнить комплекс упражнений, который называется "Тренажер ума”.

Системность и системный разбор.

1. Найдите лишнее слово в каждой строчке: 

Стул, столзмея, корова, лошадь (общая подсистема - ноги).

Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).

Дождь, снег, град, молния, изморось (общая подсистема-осадки)

Река ,солнце, море, океан ,небо ,лягушка(общая подсистема -неживая природа)

2. Предлагаю систему, подберите слова, входящие в эту систему:
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.

Деревня- хлев, дома ,сарай ,коровы и тд

Небо-облако, солнце, туча, молния…

Город- автомобили, здания, улицы, велосипед, музей ,театр…

2 «Мои друзья»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира).

Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать(животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это те, кто умеет дышать (птицы, животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

3 Игра «Почему так произошло?»

(со старшей группы)

Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.

Ход игры.

Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и

задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?» Например:

1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.

2 Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца.

Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Варианты:

1.Собака погналась за курицей.

2 Школьники не смогли поехать на экскурсию.

1 Папа раскрыл книгу.

2 Комната наполнилась дымом.

1 Котенок подошел к блюдечку.

2 Мальчик не выучил урок.

1 Дворник взял метлу.

2 Мама вдела нитку в иголку.

4.Игра «Волшебная дорожка»

Цель: Активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе.

Ход игры: Данная игра эффективна при изучении лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Ягоды», «Предметы гигиены», «Цветы».

Дети «катают» по дорожке анализаторов (глаза, руки, уши, нос, язык) предложенный предмет (апельсин, яблоко, помидор, конфету, огурец). Дети должны как можно полнее рассказать о предмете. Каждый ребёнок рассказывает о свойствах предмета, которые можно узнать с помощью конкретного анализатора.).

 Например:

- Ребята, отправилось наше яблоко путешествовать по волшебной дорожке. Что могут узнать о яблоке глаза? (Яблоко румяное, круглое, большое, … .)

- Что может узнать о яблоке нос? (Яблоко ароматное, душистое, … .)

- Что может узнать о яблоке рука? (Яблоко твёрдое, гладкое, лёгкое или тяжёлое.)

- Что может узнать о яблоке ухо? (Яблоко хрустящее.)

- Что может узнать о яблоке язык?(Яблоко вкусное, сладкое, сочное, ...)

5.Игра «Я еду в деревню»(с карточками)

Цель: развивать фантазию, логику, творческое мышление, увеличивать словарный запас, формировать грамматический строй речи.

На столе набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребенок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море и т. д.

6.Игра «Антилогическое лото».(с карточками)

Цель: развитие творческого мышления, логики, воображения, грамматического строя речи, словарного запаса.

Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить просто

предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (например, «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т. д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

7.Игра «Найди своих друзей».(с карточками)

Цель: формирование умения выявлять признаки и функции объекта.

Перед вами на столе лежат картинки: чайник, слон, капуста, машина, бабочка, цветок, самолет, утка, шарик, дом, ежик, лимон, рыба, паутина,

гитара, лодка, часы, лягушка, телевизор, перо, гриб, заяц, кукла, крокодил, дерево, зонтик.

Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.

8.Игра«Что умеет делать?»

Цель: на формирование умения выявлять функции объекта

Ход игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Воспитатель: Телевизор.

Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

В: Что может мяч?

Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

В: Вежливый человек — это какой и что умеет делать?

Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.

В: Что может растение?

Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

В: Что может слон?

Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

В: Что может дождь?

Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.

9.Ребусы.

Цель игры: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.

10. Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Уважаемые коллеги! Сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам рассказать о нарисованных вами волшебных картинках.

11.Игра «Метель» .

Цель :научить определять функциональное назначение объектов

Педагоги кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель,

словно чудо карусель,

Все дорожки замела.

Нам в подарок принесла…

И педагог называет любой объект, например, вьюгу, Дед Мороза, лису, волока, бананы… Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения

ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения.

Организация таких игр может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей,

в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас ТРИЗ-играми, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. 

Рефлексия. Воспитатели в кругу.

- Если вы рады сегодняшней встрече, улыбнитесь соседу.

- Если вам понравился мастер- класс, то похлопайте в ладоши.

-Если вы любите сладости, то возьмите с корзины в правую руку шоколадочку и   крикните -Ура!

Вывод: Выполнение заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей.

Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.



Предварительный просмотр:

Мастер -класс. «Внедрение технологии ТРИЗ в жизнедеятельность детского сада».

Провела Николаева Любовь Борисовна

20.09.2022г.

Добрый день, дорогие коллеги! Рада вас всех видеть.И так мы начинаем! ТРИЗ всегда поиск, новизна, решение проблемных ситуаций, в этом направлении тоже работает и педагог -психолог и все мы. Мы ищем что то новое, творим, преобразовываем, думаем, мыслим, решаем. И сегодня я начинаю с игр, с тех игр, которые я провожу с детьми в группе. На этот раз я решила взять игры по духовно-нравственному воспитанию на  формирование высокой         внутренней культуры, светлые, добрые, нравственные человеческие качества с применением технологии ТРИЗ

 На занятиях по духовно-нравственному воспитанию мы развиваем представления детей об окружающем мире, расширяем представления об основных духовно - нравственных понятиях: добро, стыд, дружба, согласие, терпение. И все это в форме игры, бесед. Начинаем с игры «Ассоциации» Предлагаю вам представить свои ассоциации со словом «добро». Слова должны начинаться с очередной буквы имеющимся в слове «добро».

Раздаю листочки.

Д – дружба, добродетель, друг, душа,

О - отрада

Б – благодарность, благо, бабушка

Р – рай, радуга, роскошь,радость.

О – ореол.

Мы с вами проводили игру «Хорошо-Плохо».  Мы должны донести до детей, что в во всем есть что то хорошее .Все в жизни имеет две стороны, хорошую и плохую. Например «Солнце».Почему хорошо? А почему плохо?  У нас появилась новая игра похожая на игру «Хорошо-плохо». . 

 И называется она «Подбери цвет». 

Детям  раздаются  карточки 2-х цветов: белого и черного.Воспитатель  предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

«Личные ассоциации» .Участники представляют себя с помощью ассоциаций: «Если бы я был ...цветок, то это был бы...», «Если бы я был состоянием погоды, то это было бы …», «Если бы я был герой мультфильма, то это был бы …». Можно использовать один ассоциативный ряд (цветы, деревья, овощи, предметы мебели, блюда и т.п.), а можно предложить участнику самому выбрать любую ассоциацию.

Игра «Колокола».Данная игра проводится с разными видами колокольчиков. Но я ее сделала по своему и использую ее чаще  как физкультминутку .Дети знают,что в храме есть большие ,средние и маленькие колокола и все они звучат по разному.

Если я поднимаю обе руки вверх.то это значит большие колокола и звучат они БОМ-БОМ-БОМ.Если поднимаю одну руку,то средние колокола: дили, дили дон. Если руки прижимаю к груди, то маленькие колокола: дили, дили ,дили.

Игра « Свеча».

Педагог зажигает свечу и предлагает воспитателям  встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, воспитатели говорят друг другу добрые пожелания.

Игра  «Подари камешек».

Цель: Развитие эмпатии, развитие навыков невербального общения.
Ведущий. «Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»
Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.

Игра «Садовники и цветы».

Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой - они завянут. Но сегодня мы свами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая - садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями

Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас и вас родителей зависит, каким вырастет ребёнок



Предварительный просмотр:

Мастер -класс с педагогами на тему : «Развитие креативности с помощью ТРИЗ игр» .19.01 023г

Задачи:

- Продолжать знакомить педагогов с ТРИЗ-играми, направленных на развитие логического мышления, памяти, воображения.

- Совершенствовать навыки использования игрового оборудования; - Вызвать у участников мастер -класса интерес к играм ТРИЗ и желание применять ТРИЗ игры в жизнедеятельности детей.

Ход проведения.

Добрый день, уважаемые коллеги! И вновь я говорю вам: как я рада вас всех видеть. Мы продолжаем мастер класс по ТРИЗ. Главная цель в ТРИЗ-научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов

ТРИЗ -многогранен. И сегодня мы увидим его многогранность в играх.

Тема сегодняшнего мастер класса «Развитие креативности с помощью ТРИЗ игр» .

Игра «Образы»(со старшей группы)

Цель:  учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь детей оценочной лексикой.

Ход игры: Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю.

Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет).

Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно)

Игра «Я еду в деревню».(с картинками)

(для детей с 4х лет)

Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

Ход игры. Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д.

Игра «Изобретатель»

Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход игры: 10 картинок предметных.

  1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.
  2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
  3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
  4. Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.

Затем обсудить функцию нового предмета

Игра «Пароль»

(для детей с 4х лет)

Цель: развивать память

Ход игры.

Воспитатель говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть число».

Возможные варианты детей:

• Три медведя

• Три толстяка

• Волк и семеро козлят

• Белоснежка и семь гномов

• Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

• Дочь семилетка

• Семь Симеонов

• Три калача и одна баранка

• Мудрая девица и семь разбойников

Али Баба и сорок разбойников

Игра «Полиномы фантазии».

(для детей с 5 лет)

Цель: обогащение словаря существительными, прилагательными, глаголами; развитие мышления, воображения.

Ход игры.

Загадать любое слово из 3 букв. Д О М

Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)

Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)

Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.

Игра «По кругу»

(старший дошкольный возраст)

Цель: автоматизация определенного звука.

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

Игра«Где живет?»

Цель: на выявление над-системных связей, развивать речь, мышление.

Ход игры:

Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте — это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте — это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!

В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например, раздел «Живая и неживая система», то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.

В: Где живет медведь?

Д: В лесу, в зоопарке.

В: А еще?

Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.

В: Где живет собака?

Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице — бродячие.

В: Где живет подорожник?

Д: На дорожке растет. На лужайке и в поле. А еще в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит, он в животике у меня был.

В: Где живет гвоздь?

Д: В столе, на фабрике, у папы в гараже. В ящике для инструментов. На стене.

Игра «Кто мы сейчас, если….?»

Цель:

развивать

сообразительность,

активизировать словарный запас; учить комбинировать

слова; устанавливать связи.

Например:

- Кто вы дома? (сынок. дочка).

- Кем вы являетесь, когда приходите в детский сад?

(детьми).

- Кто вы, когда переходите дорогу? (пешеход)

- Зашли в магазин? (покупатель).

- Пришли в театр? (зритель).

- Кто вы, если работаете в магазине? (продавец).

- Выступаете на сцене? (артист)

- Посещаете библиотеку? (читатель)

Рефлексия

Перед вами дерево. Если вам понравилось и мастер-класс прошёл плодотворно, прикрепите яблоко, если чего-тот не хватило- цветок, а если вам было не интересно-листок.

Спасибо!

Если мы рассмотрим что-то...

Это что-то для чего-то...

Это что-то из чего-то...

Это что-то часть чего-то...

Чем-то было это что-то...

Что-то будет с этим что-то...

Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!