Подготовка детей к обучению в школе

Майсак Марина Константиновна

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется образовательной деятельностью в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Знания и представления об окружающем мире ребенок усваивает самыми различными способами: действуя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении со взрослыми. Чем бы ребенок ни занимался, в этом всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует.

К семи годам становится ли ребенок готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новых знаний и системы обучения? Формируется ли психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению? Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка, не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Любой период жизни человека обладает само ценностью и уникальностью, а психическое развитие — это стадиальный процесс, имеющий накопительный характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен, когда сформированы необходимые для этого предпосылки — возрастные новообразования. Подготовка ребенка к школьному периоду развития является важнейшей из задач дошкольного обучения и воспитания. Работа с ребенком должна быть построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка. Должна обеспечить целостное гармоническое развитие дошкольников. Как показывает наш опыт в работе, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия нас воспитателей и родителей.

Ребенок тогда учится, тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому, когда ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. Так, например, наши дети достаточно хорошо владеют звуковым анализом слова, знают буквы, знают основные геометрические фигуры, владеют счетом; знают состав числа, решение арифметических задач; знакомы с пространственными представлениями.

Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время образовательной деятельности в детском саду. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника: внимательно ли он слушает взрослого; выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его; старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого; задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения; признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

В процессе нод, игры, творчества, конструирования и при выполнении различных трудовых действий развиваются графические навыки и мелкая моторика. Перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. Обучая правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур ребята приобретают в детском саду и закрепляются в школе. В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий. В детском саду, знания усваиваются детьми в большей части непроизвольно, образовательная деятельность строятся в занимательной для ребенка форме, в привычных для него видах деятельности.

 В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Наша работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач: формирование у детей правильных представлений о школе и учении, формирование положительного эмоционального отношения к школе, формирование опыта учебной деятельности. Для решения этих задач используем различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу. Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу. К концу дошкольного возраста, ребёнок обладает высоким уровнем познавательного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.