«Организация кружковой работы с одарёнными детьми 4-5 лет по подготовке руки к письму»

Коробова Ольга Олеговна

«Одаренность – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский.

 

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И. И. Мечникова, Н. Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и других.... Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением.

Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждений образования. Задача которых — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.

С выявленными одарёнными дошкольниками организуется кружковая и индивидуальная работа, составляется план сопровождения одаренных детей по различным направлениям.     

При организации работы с одарёнными детьми главное помнить 3 правила:

• Помоги, но не навреди.

• Заинтересуй, но не настаивай.

• Учитывай индивидуальность.

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Работа с одаренными детьми включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие развитие способностей с учетом интересов и склонностей детей. Предметно-развивающая среда стимулирует умственное и творческое развитию.

Предусматривает дополнительные виды занятий в соответствии
с программой по развитию одаренных детей и индивидуальным
склонностям ребенка.

В связи с этим в ДОУ №24 существует система отбора детей в кружки включает: наблюдение за детьми; анкетирование взрослых (родителей и воспитателей тех групп, откуда приходят дети); групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик, оценивающих общий уровень развития; индивидуальное обследование, направленное на выявление способностей в сферах образного и логического мышления, воображения и познавательной активности.

Для организации кружковой работы по подготовке руки ребёнка к письму «Страна Каллиграфия» были отобраны дети 4-5 лет из двух групп общеразвивающей направленности №6 «Почемучки» и №12 «Росинка».

И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Актуальность применения подобной технологии обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств интеллектуального  воспитания детей, их   физического  развития, раскрытие индивидуальных  способностей каждого ребенка и  как  конечная  цель – подготовка   руки дошкольника  к  письму.

Основной  целью  нашей работы с одарёнными детьми является подготовка руки к письму.

Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова и др. За основу для наших занятий с одарёнными детьми была взята книга Егуповой В.А. Рисую узоры: для одарённых детей 4-5 лет из серии «Ломоносовская школа».  Данная книга является первой в серии изданий по обучению детей письму (вторая часть – «Пишу буквы» для 5-6 лет, третья – «Пишу красиво» для 6-7 лет). Последующие издания буде использованы в работе с одарёнными детьми в 2018-2019 и 2019-2020 учебном году соответственно. Упражнения, используемые в пособии, помогают развивать мелкую моторику рук, улучшают координацию движений, укрепляют руку ребенка и готовят ее к письму. Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением способствуют развитию речи, интеллекта, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, чувство ритма, тренируют память. 

Новизна исследования состоит в том, что разработана программа дополнительных развивающих занятий по подготовке руки одарённого ребёнка к письму.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система развивающей работы по подготовке руки к письму может быть использована в работе воспитателей ДОУ.

Занятия начинаются в начале октября и заканчиваются в конце мая Проводятся - 1 раз в неделю. Длительность одного занятия – 20 минут.

Работа с одарёнными детьми по подготовке руки к письму была организованна  в следующих направлениях:

1. Гимнастика пальцев и кистей рук.

2. Задания по изодеятельности.

3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами.

4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.

5. Формирование элементарных графических навыков.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

На занятиях используются следующие формы взаимодействия с детьми:

  • словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
  • наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, самостоятельные наблюдения детей);
  • практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков).

Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если  поддерживается связь с родителями, и встречается понимание и оказание помощи с их стороны..

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребёнку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движений рук, подготовленность к овладению письму. Кроме того, работа по развитию мелкой моторики рук носит систематический и регулярный характер. Поэтому в условиях кружковой работы уделяется внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Благодаря такой целенаправленной работе решаются очень важные задачи,  приносящие пользу одарённому ребенку.

С целью распространения педагогического опыта разместила материалы данной программы  в Интерактивном банке лучших практик дополнительного образования детей в сети Интернет.

Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».

Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Все дети рождаются быть успешными.

Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера –двигает горы,...  вера  детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.

Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.