Развитие физиологического и речевого дыхания как основа формирования правильного звукопроизношения

Поверенная Ирина Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhaniie_att.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  физиологического и речевого дыхания как основа формирования правильного звукопроизношения

           

                                       Разработала

                                                 учитель-логопед

                                     ГБДУ№12 В.О. р-на

                                                    Поверенная И.А.

г. Санкт-Петербург

 

2018г.

     

Развитие  физиологического и речевого дыхания как основа формирования правильного звукопроизношения

Для  правильного  звукопроизношения необходимо сформировать правильный артикуляционный уклад для данного звука, а также правильную работу дыхательного аппарата, направленную воздушную струю.

Дыхание -  одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох.  Для того, чтобы дыхание было ритмичным,  необходимо полноценное развитие всех органов участвующих в акте дыхания, а также соматическое здоровье ребенка.

Аппарат  дыхания.

- Легкие

-Грудная клетка.

            -Диафрагма

- Мышцы брюшного пресса.

Так же необходимо следить за здоровьем носовой и ротовой полостью ребенка.

Главной движущей силой в обеспеченье дыхания  является диафрагма.

Различают 4 типа дыхания: верхнереберный, грудной, брюшной и груднобрюшной( он же диафрагмально-реберный или смешанный ).При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако доля ее участия разная. Наименее физиологически  оптимальным является  ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом не полностью.

У детей  по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный  тип дыхания -  груднобрюшной.

Детям с нарушением речи, а также соматически ослабленным детям для развития груднобрюшного типа дыхания  требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной  мышцы с помощью специальных коррекционных упражнений.

Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

Значение дыхания в речевой деятельности.

Звукопроизношение  состоит из совместной и согласованной работы дыхания, голоса, артикуляции и слуха.

Сила звука голоса так же зависит от силы выдыхаемой воздушной струи и силы смыкания истинных голосовых связок.

Плавность речи также зависит от умения  правильно пользоваться своей дыхательной системой.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми  к дыхательному акту во время речи.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Затем делается небольшая задержка  воздуха и происходит более длительный, чем вдох выдох. Время выдоха удлиняется настолько, насколько  необходимо звучание голоса для завершенного отрезка высказывания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем  возрасте, не имеющих речевой патологии, груднобрюшное и речевое дыхание  находятся в стадии интенсивного формирования. У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается  в основном груднобрюшной тип  дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрослыми  и т.д.) они могут дышать  всей грудью, даже поднимая плечи. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой.

Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех-, пяти-, шестисловных фраз с новой лексикой  приводит к нарушению речевого дыхания. Появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания и т.д.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа,  ритм  его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей часто существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание  формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания  у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Произнесение отдельных слов происходит  как на вдохе, так и на выдохе.

Чаще всего логопед сталкивается с нарушением дыхания при разных формах дизартрий. Наблюдается напряжение мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, которые сочетаются с вялостью этих мышц, преобладает ключичный тип дыхания. Вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи. Нет дифференциации носового и ротового дыхания. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе.  Добор воздуха делается на каждом слове, часто наблюдается речь на высоте задержанного вдоха. Нет синхронности вдоха и выдоха.

При таких сложных патологиях необходима длительная и кропотливая работа над выработкой речевого дыхания.

Таким образом,  мы видим важность работы над формированием правильного речевого дыхания у дошкольников с патологией речи.

Установка на выработку правильного диафрагмального дыхания.

Так как речевое дыхание отличается от физиологического дыхания, то у детей необходимо формировать его.

Работа по показу и объяснение процесса выработки правильного диафрагмального дыхания происходит в основном в игровой форме.

Для этого подбираются упражнения. Часть этих упражнений хорошо проводить в физкультурном зале, лежа на ковре.  Детям дается игровой образ. Это может быть кораблик, который поднимается на волнах. Руки кладем на живот, держим кораблик и работаем диафрагмой. Наблюдаем  как поднимается  и опускается кораблик. Надуваем  животик- это шарик, а потом медленно его сдуваем и т.д.

Затем эти и подобные движения проводим в положении сидя и стоя.

Работа над выработкой правильной воздушной струи.

Произнесение звуков русской речи требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Последовательно даются упражнения:

-вдох и выдох носом

-вдох и выдох ртом

-вдох ртом выдох носом

-вдох носом-выдох ртом

Постепенно нужно добиться того, чтобы ребенок производил свободный, плавный, удлиненный выдох. Хорошо в это время подключать гласные  звуки, согласные С, Ш,  которые произносятся на долгом выдохе.  Позже произносим на выдохе слоги, слова, словосочетания, предложения. Можно проводить следующее упражнение: поднять две руки вверх, опуская их вниз, на выдохе подключить счет.

          Для выработки направленной воздушной струи (не надувать щеки),      сквозь сближенные и слегка выдвинутые губы сдувать ватный шарик, бумажную снежинку, дуть на круглый карандаш, который находится на столе.

- образовать узкую щель между растянутыми губами и подуть на широкий язычок. Проверяя поток воздушной струи использовать различные атрибуты с использованием тонкой бумаги.(Подуть на специально изготовленную из тонкой бумаги занавеску, на флвжок, бабочки, метелочки и т.д.)

Детям очень нравятся Мыльные пузыри, различного вида вертушки,  готовые покупные тренажеры, выдувание из пластмассовой, изогнутой трубочки шарик, дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, дуть через трубочку в бутылку с водой, надувать резиновые игрушки и шарики, играть на губных  инструментах и т.д. Упражнения, связанные с дутьем необходимо чередовать с упражнениями, развивающими мыщцы губ и языка. Необходимо подключать для работы над развитием дыхания музыкального руководителя, который в своей работе должен включать в разделе Пение различные попевки. Сначала дети пропевают короткие фразы, затем фразы увеличиваются и в подготовительной группе дети могут спеть фразу, состоящую из восьми слов.  При грамотном подборе репертуара формируется плавный, продолжительный выдох. Очень хорошо помогает в работе над дыханием эмоциональный настрой, да и сама музыка побуждает  ребенка к более творческой работе. Ведь у каждого произведения свой темп, свой ритм, который диктует выработку различного дыхания.

Таким образом  мы видим, что формирование речевого дыхания является одной из главнейших задач в работе логопеда,

Литература:

  1. Правдина О.В. Логопедия. М. Просвещение, 1989г.
  2. Волкова Л.С. Логопедия. М.Просвещение, 1989г.
  3. Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников.  Учпедгиз 1958г.
  4.  Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Москва  АЙРИС ПРЕСС,2005
  5. Чиркина Г.В.(под редакцией) М. АРКТИ, 2003г.
  6. Белякова Л.И. ,Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи . Москва 2004г.


 

Комментарии

Мелешко Олеся Геннадьевна

Спасибо, очень интересные тема и статья. Почерпнула кое что новое.

Колесникова Алевтина Павловна

Очень полезная статья! Терпения вам, Ирина Анатольевна, счастья, здоровья.