Самообразование.

Шумилова Хафиза Хафазовна
Использование палочек Кюизенера в младшей группе
    Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить. установить соответствие, смоделировать, сгруппировать любым удобным способом. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания. Наиболее эффективными игровыми пособиями являются блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, модели и т. д. Благодаря  играм, перечисленным ниже можно использовать палочки, начиная с младшей  группы:
Игра " Найди  такую же".
Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.
Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.И.тд.
Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.
Например: постройте дорожку из палочек красного цвета... Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.
Игра " Коврик для кошечки". 
Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.
Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.
Игра " Лесенка для зайки". 
Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.
Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.
Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,
Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,
Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,
Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,
Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.
Игра " Поезд". 
Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.
Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их к друг другу как вагончики.
Игра " Построим забор". 
Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.
Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.
Так же для работы с палочками Кюизенера можно использовать следующие задания:
- выложите на столе палочки, перемешайте их. Покажите по очереди белую, синюю, красну. и т.д.
- возьмите в правую руку столько палочек, сколько сможете удержать, назовите цвет каждой палочки.
- покажите не красную, не жёлтую...
- найдите закрытыми глазами в наборе палочки одинаковой длины.
- найдите и покажите палочку короче синей, чёрной... длиннее красной, жёлтой...
- возьмите 2 белые палочки, положите близко друг к другу, найдите палочку в наборе такой же длины.
С каждым годом задания, игровые упражнения усложняются, но умение детей рассуждать, думать, сопоставлять, сравнивать делает знакомство с элементарными математическими представлениями увлекательным. 
Для успешной работы по формированию элементарных математических представлений педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:
- поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;
- избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;
- сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.