Проектная деятельность в ДОУ

Василевская  Светлана Алексеевна

Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:

 

  • осмысление цели;
  • овладение разными способами ее достижения;
  • способность предполагать результат.

 

В процессе работы над проектами дети младшего дошкольного возраста осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье (игровой проект «Доктор Айболит»), развивают коммуникативные навыки (вернисаж «Мама, папа, я», генеалогический проект «Древо жизни»), обогащают свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем (творческие проекты «Мой друг», «Мир насекомых»), развивают ценностно-эмоциональное отношение к произведениям искусства и художественным образам (проект «Мир живописи»).

 

Задачи обучения старших дошкольников:

 

  • развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;
  • поощрять эксперименты и моделирование;
  • формировать средства познавательной активности и обобщенные способы умственной деятельности;
  • учить прогнозировать.

 

Формирование азов учебной деятельности:

 

  • стимулировать к размышлениям и созданию собственной картины мира;
  • развивать навыки коммуникативного взаимодействия.

 

Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:

 

  • умение найти проблему;
  • самостоятельно осуществить поиск решения;
  • выбрать лучший способ решения и продуктивно его осуществить;
  • уметь анализировать результаты.

 

 

В процессе работы над проектами дети старшего дошкольного возраста учатся самопознанию и умению верно оценить свою работу, учатся разным способам общения, развивают свою речь (индивидуальный проект «Моя любимая семья», проект «Сказки о дружбе»). Ребята учатся систематизировать накопленные знания, экспериментировать на практике и в уме, планировать свою деятельность поэтапно, логически мыслить (клуб книголюбов «Страна знаний», групповые проекты «Сказочный лес», «Занимательная математика», комплексный проект «Наши герои»). Дети приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного мастерства, учатся давать эстетическую оценку (ролевой игровой проект «Мир сказки», комплексный проект «Неделя книжки»).

 

 

Какие могут быть проекты в детском саду?

 

Проектная деятельность в детском саду классифицируется по доминирующему методу:

 

  • поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);
  • информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);
  • игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);
  • творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции).

 

Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм. Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.

 

Важным критерием в способе организации проектной деятельности является возраст ребенка:

 

  • Исполнительно-подражательный проект (дети 3,5-5 лет) – взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога либо подражают его действиям;
  • Развивающий проект (дети 5-6 лет) – педагог предлагает проект, а задача ребенка понять проблему, уточнить цель и выбрать средства для достижения результата
  • Творческий проект (дети 6-7 лет) – педагог создает условия для самостоятельного творчества, «подталкивает» маленьких исследователей к определению проблемы и способу ее решения.

Как выполняется проект в детском саду?

Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.

Основы проектной деятельности базируются на важных принципах проектирования в детском саду:

 

  • Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
  • Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
  • Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.

 

 

Любой проект выполняется постепенно и можно выделить определенные этапы проектной деятельности:

 

  • формулируется проблема, цели, задачи проекта и его конечный продукт. Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию, осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат;
  • педагог помогает детям планировать деятельность, направленную на решение задачи. Детям необходимо объединиться и распределить роли;
  • педагог контролирует осуществление проекта, направляет детей и в случае необходимости оказывает им практическую помощь;
  • по результатам деятельности готовится презентация. Дети помогают в ее подготовке и защите, демонстрируют зрителям результат своей деятельности.

 

Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.