Консультация для родителей «Что должен знать будущий первоклассник»

Портнягина Елена Федоровна

Консультация для родителей

«Что должен знать будущий первоклассник»

 



В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:


• уметь чётко произносить все звуки речи; 
• уметь интонационно выделять звук в словах; 
• уметь выделять заданный звук в потоке речи; 
• уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце); 
• уметь произносить слова по слогам; 
• уметь составлять предложения из 3-5 слов; 
• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.; 
• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные); 
• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.) 
• уметь составлять несколько предложений о предмете; 
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня); 
• уметь наизусть читать любимые стихотворения; 
• уметь последовательно передавать содержание сказки. 

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:


• знать цифры от 0 до 9; 
• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д; 
• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка; 
• знать знаки +, - , =, <, >; 
• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6) 
• уметь соотносить цифру и число предметов; 
• уметь сравнивать две группы предметов; 
• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; 
• уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру; 
• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг; 
• уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.; 
• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы. 
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо: 


• уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки; 
• уметь различать диких и домашних животных ( медведь, белка, корова, заяц, коза); 
• уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока); 
• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…); 
• знать названия 1-3 комнатных растений; 
• знать названия 12 месяцев года; 
• знать названия всех дней недели. 
• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме; 
• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности; 
• знать правила поведения в общественных местах и на улице.

 


Общий кругозор: 

- Фамилия, имя. 
- Дата рождения. 
- Свой возраст. 
- Имя и отчество родителей. 
- Домашний адрес. 
- В какой стране живет. 
- Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран). 
- Знание растений. 
- Знание профессий, видов спорта, транспорта. 
- Быт людей. 
- Уметь объяснить закономерности природных явлений. 
- Времена года, месяцы по сезонам, дни недели. 

Мышление: 

- Определение четвертого лишнего. 
- Классификация, обобщение. 
- Сходство/различия. 
- Умение решать логические задачи. 
- Сложение фигур из частей. 
- Сложение из счетных палочек. 
- Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков. 

Внимание: 

- Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями). 
- Переключение. 
- Распределение 


Память: 

- Повтор 10 слов или цифр. 
- Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.). 
- Пересказ текстов. 

Речь: 

- Артикуляция, произношение. 
- Отвечать на вопросы и задавать их. 
- Строить рассказы по картинкам. 
- Сочинять сказки. 
- Составлять предложения. 
- Заучивать наизусть стихи, прозу. 

Моторика: 

- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку. 
- Уметь чертить прямую линию. 
- Писать печатную букву по образцу. 
- Вырезать из бумаги. 
- Аккуратно клеить. 
- Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки. 
- Лепить как отдельные образы, так и целые композиции. 
- Изготавливать аппликации. 

Я и общество 

Дети должны знать: 
- название нашей страны и её столицы; 
- флаг, герб России; 
- название родного города, села, свой адрес. 

Дети должны иметь представление: 
- о всенародных праздниках; 
- о труде людей в городе и сельской местности. 

Дети должны уметь рассказывать о своей семье. 

Предметный мир 

Дети должны уметь: 
- сравнивать, группировать, классифицировать предметы; 
- называть материалы, из которых они изготовлены; 
- понимать значение обобщающих слов. 

Количество и счет 

Дети должны уметь: 
- сравнивать по длине, высоте, ширине; 
- ориентироваться на листе бумаги; 
- различать форму предметов; 
- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- измерять длину предметов с помощью условной мерки; 
- сравнивать до 10 предметов, различных по величине; 
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части. 

Время 

Дети должны уметь: 
- различать и называть части суток и их последовательность; 
- понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»; 
- знать дни недели, их последовательность; 
- уметь называть месяцы года. 

Неживая природа 

Дети должны: 
- иметь представление о сезонных изменениях в природе; 
- определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег. 

Животный мир 

Дети должны иметь представление: 
- о домашних и диких животных; 
- о перелетных и зимующих птицах; 
- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. 

Растительный мир 

Дети должны иметь представление: 
- об условиях необходимых для роста растений; 
- о лесных ягодах и грибах; 
- об овощах и фруктах; 
- о деревьях, кустарниках и цветах. 

Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам. 

Крупная моторика 

Дети должны уметь: 
- прямо и твердо ходить, бегать, прыгать; 
- точно ловить и кидать мяч; 
- на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы; 
- застегивать пуговицы, завязывать шнурки. 

Мелкая моторика 

Дети должны уметь: 
- проводить прямые, не дрожащие линии; 
- «видеть» строку и писать в ней; 
- видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.