Статья на тему "История дошкольного образования в России"

Кузьмина Галина Александровна

"Истоки дошкольного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_obr.1.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                 СТАТЬЯ  на  тему:

«ИСТОРИЯ  ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  В  РОССИИ»

Дошкольное образование имеет многовековую историю развития.

 Оно уходит корнями  в начало XIX в. Первые такие заведения называ-лись «Школами для самых маленьких». Самую первую «школу» создал Роберт Оуэн в Шотландии. Несмотря на это, родоначальником детских садов принято считать немца Ф. Фребеля. Он в 1837 г. в городе Блан-кенбурге открыл собственное заведение для маленьких детей и назвал его детским садом.
Дальше детские сады начинают появляться в других европейских стра-нах. Чаще всего, детские сады создавались для тех детей, которые не получали вообще никакого воспитания.

В 1866 г. в России был открыт первый не оплачиваемый, «народный детский сад» для детей горожан из низших слоев населения при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в г. Санкт–Петербурге. В этом же году Аделаида Семеновна Симонович открыла частный платный детский сад для детей высших слоёв населения.В начале XX в. в России было открыто множество таких дошкольных заведений, как бесплатных детских садов, так и платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, приютов, площадок для детей низших слоев населения, а также для детей–сирот.

В этих же годах появляется методика дошкольного воспитания, первый журнал, где были опубликованы систематические записки о методах и формах обучения детей дошкольного возраста стал «Детский сад» под редакцией Аделаиды Симонович авторитетность данного издания была высокая, свидетельством является участие в данной работе и публикации Константина Ушинского.

В 1871 г. было создано Санкт–Петербургское общество содействия перво-начальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин–воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 г. в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 — 1917 гг. Вице–президентом Санкт–Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обуче-ния. С 1913 г. она руководила созданным при Обществе содействия дошколь-ному воспитанию детским садом, которым после 1917 г. она руководила до 1928 г.[1].

Государственная система дошкольного образования в нашей стране образо-вывалась после принятия 20 ноября 1917 г. «Декларации по дошкольному воспитанию». В данном документе были определены поводы советского дошкольного образования: доступность и бесплатность общественного воспи-тания детей дошкольного возраста. На базе университета Московских высших женских курсов в 1918 году по желанию профессора К. Н. Корнилова был ос-нован 2–ой Московский государственный университет, с организацией педа-гогического факультета с дошкольным отделением. Главной вехой образова-ния государственной системы, подготовка педагогов дошкольного образования – был первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 г.                                                                                  Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 г., а в 1938 г. были опубликованы «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детс-кого сада», содержавшие методические указания по разделам работы с деть-ми. В 1937 г. специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомствен-ные детские сады, в 1939 г. устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.                                                                      Журнал «Дошкольное воспитание» начинает выходить с 1928 г. ежемесячно, носящий научно–методические указания для преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений. К 40–м гг. XX в. дошкольные образовательные уч-реждения достигли высокоразвитого уровня, общественным воспитанием были охвачены более 2 миллионов воспитанников.

В послевоенное время продолжилось развитие системы общественного дош-кольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов обязано было заменить семейное воспитание. В 1959 г. появился новый вид дошколь-ного образовательного учреждения — ясли–сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необ-ходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60–х гг. была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно–исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ве-дущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 г., после внесения очеред-ных изменений, программа получила название типовой. Она просуществовала до 1984 г., когда была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду.

 В связи с реформированием системы образования в предверии 80–х–90–х гг. возникла «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.И. Давыдов, В.А. Петровский). В ней выделены четыре основных принципа, являющиеся осно-вополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация, основы гражданственности, уважения к правам и свободам чело-века, трудолюбия, любви к семье, Родине, природе.                                       Под дошкольным образованием в России в последние  годы понимается обеспе-чение интеллектуального, физического и личностного развития ребёнка дош-кольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование производится, как правило в заведениях дошкольного образования, заведениях дополнительного образования детей (центры и объе-динения раннего развития ребёнка), но может производится и в домашних ус-ловиях (в семье). При учёте обстоятельств в России, когда  более трети моло-дых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены дошкольными детскими учреж-дениями, родительская подготовка к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших  задач молодёжной семейной политики.

В 1990 г. охват детей учреждениями дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было неудовлетворенно около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в детский сад. Кроме того была соз-дана мощная инфраструктура в виде промышленности, выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И, что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое  и  психоло-гическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы, включая последний, и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, ког-да отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмыс-ленному проведению давно назревшей реформы.

В 1989 г. была создана «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В.Давыдова, В.Петровского), которая определила ключевые позиции обновле-ния детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы. В 1991 г. было принято «Временное положение о дошкольных учрежде-ниях», определявшее в качестве основных функций ДОУ охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуально-го и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ре-бенка. Принятый в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности.

В конце 90-х гг. 56,6 тыс. дошкольных учреждений посещали 4,4 млн. детей, при этом 217,8 тыс. детей нуждались в устройстве в такие заведения. Наиболее распространенными видами дошкольных учреждений являются детские сады (74%), учреждения компенсирующего назначения для детей с нарушениями здоровья (14,4%). В дошкольном воспитании заняты 641,8 тыс. педагогических работников, из которых более 70% являются воспитателями, имеют высшее (26,8%) и в основном среднее педагогическое (63.2%) образование.

В 90-е гг. в России сокращалась численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих дошкольные учреждения (на 51% за 1990 – 1998 гг.), что связано как с демографическими, так и социальными причинами. Число дошкольных учреждений уменьшилось на 36%, число мест в них - на 65%, численность педагогических работников - на 35% (за 1990 – 1998 гг.).

Последние 10–15 лет принесли радикальные изменения в систему обществен-ного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариатив-ные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дош-кольных учреждений. ДОУ сегодня официально работают по комплексным ба-зисным, парциальным, специальным образовательным программам.Инновацион-ное движение в дошкольном образовании не уступает по своему масштабу школьному. Однако, на конец 2004 г. уровень охвата детей дошкольными учреждениями составлял в среднем уже 59%.

Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный характер. Они требуют решения частных проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития образования.