Главные вкладки

    «Методическая помощь старшего воспитателя в создании и реализации проектов в дошкольном учреждении»

    Бобина Елена Александровна

            В настоящее время существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций. Работа по повышению профессионального мастерства педагогов должна выделяться в отдельное направление и вестись планомерно и постоянно. Методическая работа старшего воспитателя занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Существует  множество форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами – это наблюдение, анкетирование, беседы, индивидуальные консультации и т.д. Все эти мероприятия  вынуждают педагогов постоянно находиться в «обучающем режиме» - в процессе работы возникает необходимость вооружения новым знаниям, способами владения материалом предлагаемых специалистами программ.

             Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя, так как в детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.

             Так, в результате диагностики (на основе адаптированной методики В.А. Беляевой и А.А. Петренко) готовности педагогов к внедрению новых технологий и инноваций, наблюдений за педагогической деятельностью, у нас определилось 3 группы педагогов с различным уровнем педагогического мастерства:

    · низкий (10%) – интуитивный;

    · средний (60%) – поисковый;

    · высокий (30%) – мастерский.

             Методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентирована на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.

             Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.

             Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.

             Поэтому, педагоги с высоким уровнем педагогического мастерства, готовых к инновационной деятельности, были объединены в творческую группу, которая принимала активное участие в реализации намеченных задач.

    Говоря о роли старшего воспитателя в создании и реализации проектов нужно иметь в виду, что работа эта ведется поэтапно и подразумевает как методическую, так и практическую помощь. Работая с современной методической литературой, старший воспитатель может оказать помощь в подборе и систематизации необходимой для проекта литературы, что поможет воспитателю сократить время, повысить профессиональную компетентность и углубленно заниматься данной проблемой.

    Наше дошкольное учреждение работает по данному направлению, что помогает нам в рамках реализации новых требований вести работу по предложенным областям, используя метод интеграции разных видов деятельности, который и подразумевает сущность проектов.

    Методическая помощь заключается в том, что, хорошо зная педагога, его профессиональные возможности и наклонности к той или иной области образования, старший воспитатель концентрирует его внимание и силы  по выбору направления и тематики проекта, а далее и на его реализацию.

    Выбрав направление, начинаем знакомство со структурой проекта. Здесь главное показать отличие проекта от представления педагогического опыта работы. Ведь проект несет в себе предполагаемый результат, в отличие от педагогического опыта, который подразумевает законченность и готовый результат. В процессе реализации проекта возможны изменения: задач, методов, форм, путей реализации. Это говорит о его динамичности и лабильности, что помогает лучшей адаптации участников проекта и специфике ДОУ.

    Свою работу я разбила на несколько этапов. Первый этап – прогнозирования. Этап по сбору информации о воспитателях, где учитывается их профессиональная компетентность, готовность к инновационной деятельности, и тематическая направленность (область деятельность, в которой они преуспели или хотели бы работать). На данном этапе были использованы методы, представленные на слайде. С помощью этих методов идет получение и обобщение информации; целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений; письменный опрос по изучаемой проблеме с целью получения необходимой информации.

    Второй этап – программирования. Методы данного этапа представлены на слайде. Этап составления формально-логической модели словесно-схематического изображения прочитанного; тезирование, аннотирование, сравнительной характеристики однородных явлений в трудах разных авторов, так называемая матрица идей. Определение основных целей и этапов осуществления педагогического процесса; дробление задач на подзадачи; изучение документа воспитателем, составление требований с собственной деятельностью, выбор направления для устранения недостатков.

    Третий этап – планирования. Методы на слайде, они повторяются за исключение метода календарного планирования, который говорит сам за себя.

    Четвертый этап – организации. Здесь идет обеспечение организации поисковой творческой деятельности. Разработка и постановка исследовательских заданий. Проверка инновационных гипотез;  оперирование базовыми понятиями проблемы; рассматривание, исследование спорного вопроса, проблемы- это сочетание критики и поиска путей решения проблемы. На обсуждение руководителем выносятся две точки зрения на одну проблему, Предлагается высказать и обосновать свое отношение. Идет свободный обмен мнениями, дополняющий характеристику различных сторон одной проблемы; моделирование рабочего дня воспитателя на основе заданной характеристики возрастной группы, конкретных целей и задач. Поиск в изучаемом материале проблем и показ способов их решения. Логические рассуждения, демонстрация опыта, анализ наблюдений. Многосторонний анализ конкретных, искусственно созданных ситуаций для решения реальных педагогических проблем. Возможно соревнование двух команд воспитателей в ответах на поставленные вопросы. Учитывается быстрота ответа, его правильность, краткость и оригинальность, умение обосновать.

    Пятый этап – регулирования. Методы изображены на слайде. Изучение документа воспитателем, соотнесение требований с собственной деятельностью, выбор направления для устранения недостатков. Постепенное приближение к самостоятельному решению проблемы, эвристическая беседа, система взаимосвязанных вопросов. Формирование навыков и умений использования полученных знаний. Разработка и применение различных упражнений, алгоритмов усвоения и передачи знаний. Обучающий элемент из опыта работы. Требует предварительной подготовки. Опять идет обеспечение организации поисковой творческой деятельности. Разработка и постановка исследовательских заданий. Выработка рекомендаций для работы воспитателя на основе анализа указанного материала.

    Шестой этап – коррекции. Этот этап характерен  для проектов в отличие от педагогического опыта. Формирование навыков и умений использования полученных знаний. Разработка и применение различных упражнений, алгоритмов усвоения и передачи знаний. Постепенное приближение к самостоятельному решению проблемы, эвристическая беседа, система взаимосвязанных вопросов. Обучающий элемент из опыта работы. Требует предварительной подготовки. Проверка инновационных гипотез.

    Моделирование рабочего дня воспитателя на основе заданной характеристики возрастной группы, конкретных целей и задач. Многосторонний анализ конкретных, искусственно созданных ситуаций для решения реальных педагогических проблем. Уточнение знаний воспитателей по конкретной теме. Внесение коррективов.

    Седьмой этап – контроля. Образовательный мониторинг. Педагогический мониторинг. Анкетирование родителей.

    Восьмой этап – стимулирования. Внесение корректив. Дополнительное ресурсное обеспечение.

    Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности имеют высокую степень адаптивности инновационной технологии к специфике ДОУ. Данный факт делает возможным выбор метода проекта в качестве средства повышения профессиональной компетентности воспитателей и оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soobshchenie_k_dokladu.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Методическая помощь старшего воспитателя в создании и реализации  проектов в дошкольном учреждении»

                                                                                                                                                                                                                                     Бобина Елена Александровна старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 25

            В настоящее время существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций. Работа по повышению профессионального мастерства педагогов должна выделяться в отдельное направление и вестись планомерно и постоянно. Методическая работа старшего воспитателя занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Существует  множество форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами – это наблюдение, анкетирование, беседы, индивидуальные консультации и т.д. Все эти мероприятия  вынуждают педагогов постоянно находиться в «обучающем режиме» - в процессе работы возникает необходимость вооружения новым знаниям, способами владения материалом предлагаемых специалистами программ.

            Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя, так как в детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.

            Так, в результате диагностики (на основе адаптированной методики В.А. Беляевой и А.А. Петренко) готовности педагогов к внедрению новых технологий и инноваций, наблюдений за педагогической деятельностью, у нас определилось 3 группы педагогов с различным уровнем педагогического мастерства:

    · низкий (10%) – интуитивный;

    · средний (60%) – поисковый;

    · высокий (30%) – мастерский.

            Методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентирована на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.

            Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.

            Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.

            Поэтому, педагоги с высоким уровнем педагогического мастерства, готовых к инновационной деятельности, были объединены в творческую группу, которая принимала активное участие в реализации намеченных задач.

    Говоря о роли старшего воспитателя в создании и реализации проектов нужно иметь в виду, что работа эта ведется поэтапно и подразумевает как методическую, так и практическую помощь. Работая с современной методической литературой, старший воспитатель может оказать помощь в подборе и систематизации необходимой для проекта литературы, что поможет воспитателю сократить время, повысить профессиональную компетентность и углубленно заниматься данной проблемой.

    Наше дошкольное учреждение работает по данному направлению, что помогает нам в рамках реализации новых ФГТ вести работу по предложенным областям, используя метод интеграции разных видов деятельности, который и подразумевает сущность проектов.

    Методическая помощь заключается в том, что, хорошо зная педагога, его профессиональные возможности и наклонности к той или иной области образования, старший воспитатель концентрирует его внимание и силы  по выбору направления и тематики проекта, а далее и на его реализацию.

    Выбрав направление, начинаем знакомство со структурой проекта. Здесь главное показать отличие проекта от представления педагогического опыта работы. Ведь проект несет в себе предполагаемый результат, в отличие от педагогического опыта, который подразумевает законченность и готовый результат. В процессе реализации проекта возможны изменения: задач, методов, форм, путей реализации. Это говорит о его динамичности и лабильности, что помогает лучшей адаптации участников проекта и специфике ДОУ.

    Свою работу я разбила на несколько этапов. Первый этап – прогнозирования. Этап по сбору информации о воспитателях, где учитывается их профессиональная компетентность, готовность к инновационной деятельности, и тематическая направленность (область деятельность, в которой они преуспели или хотели бы работать). На данном этапе были использованы методы, представленные на слайде. С помощью этих методов идет получение и обобщение информации; целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений; письменный опрос по изучаемой проблеме с целью получения необходимой информации. Педагог-психолог ведет диагностирование на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания, проводит исследование структуры, характера взаимоотношений в педагогическом коллективе с целью нахождения оптимальных способов воздействия.

    Второй этап – программирования. Методы данного этапа представлены на слайде. Этап составления формально-логической модели словесно-схематического изображения прочитанного; тезирование, аннотирование, сравнительной характеристики однородных явлений в трудах разных авторов, так называемая матрица идей. Определение основных целей и этапов осуществления педагогического процесса; дробление задач на подзадачи; изучение документа воспитателем, составление требований с собственной деятельностью, выбор направления для устранения недостатков.

    Третий этап – планирования. Методы на слайде, они повторяются за исключение метода календарного планирования, который говорит сам за себя.

    Четвертый этап – организации. Здесь идет обеспечение организации поисковой творческой деятельности. Разработка и постановка исследовательских заданий. Проверка инновационных гипотез;  оперирование базовыми понятиями проблемы; рассматривание, исследование спорного вопроса, проблемы- это сочетание критики и поиска путей решения проблемы. На обсуждение руководителем выносятся две точки зрения на одну проблему, Предлагается высказать и обосновать свое отношение. Идет свободный обмен мнениями, дополняющий характеристику различных сторон одной проблемы; моделирование рабочего дня воспитателя на основе заданной характеристики возрастной группы, конкретных целей и задач. Поиск в изучаемом материале проблем и показ способов их решения. Логические рассуждения, демонстрация опыта, анализ наблюдений. Многосторонний анализ конкретных, искусственно созданных ситуаций для решения реальных педагогических проблем. Возможно соревнование двух команд воспитателей в ответах на поставленные вопросы. Учитывается быстрота ответа, его правильность, краткость и оригинальность, умение обосновать.

    Пятый этап – регулирования. Методы изображены на слайде. Изучение документа воспитателем, соотнесение требований с собственной деятельностью, выбор направления для устранения недостатков. Постепенное приближение к самостоятельному решению проблемы, эвристическая беседа, система взаимосвязанных вопросов. Формирование навыков и умений использования полученных знаний. Разработка и применение различных упражнений, алгоритмов усвоения и передачи знаний. Обучающий элемент из опыта работы. Требует предварительной подготовки. Опять идет обеспечение организации поисковой творческой деятельности. Разработка и постановка исследовательских заданий. Выработка рекомендаций для работы воспитателя на основе анализа указанного материала.

    Шестой этап – коррекции. Этот этап характерен  для проектов в отличие от педагогического опыта. Формирование навыков и умений использования полученных знаний. Разработка и применение различных упражнений, алгоритмов усвоения и передачи знаний. Постепенное приближение к самостоятельному решению проблемы, эвристическая беседа, система взаимосвязанных вопросов. Обучающий элемент из опыта работы. Требует предварительной подготовки. Проверка инновационных гипотез.

    Моделирование рабочего дня воспитателя на основе заданной характеристики возрастной группы, конкретных целей и задач. Многосторонний анализ конкретных, искусственно созданных ситуаций для решения реальных педагогических проблем. Уточнение знаний воспитателей по конкретной теме. Внесение коррективов.

    Седьмой этап – контроля. Образовательный мониторинг. Педагогический мониторинг. Анкетирование родителей.

    Восьмой этап – стимулирования. Внесение корректив. Дополнительное ресурсное обеспечение.

    Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности имеют высокую степень адаптивности инновационной технологии к специфике ДОУ. Данный факт делает возможным выбор метода проекта в качестве средства повышения профессиональной компетентности воспитателей и оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.


     

    Комментарии

    СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

    Прочитала вашу публикацию и..... ФГТ давно нет...
    Хорошо, когда старший воспитатель сам компетентен, креативен и готов к использованию и созданию инноваций. А еще лучше, если он способен проводить работу по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ.
    Для старшего воспитателя важно не сводить работу к придумыванию ненужных отчетов, бумаг, сбору документов (которые потом в лучшем случае выбрасываются, а в худшем используются как свои). Старший воспитатель должен быть примером грамотного педагога, способного посоветовать, научить и сделать самому. Нам уже много лет не везет, мы как-то сами все креативим. Но.... это личное.