Здоровьесберегаюие технологии в практику

Родыгина Людмила Николаевна

"Здоровье - это резервы сил: иммунных,

                              И они не даются изначально, а

                                              взращиваются по законам   воспитания.

                               А наукой воспитания является педагогика."

                                                                                  В. Ф. Базарный

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними.

В нашем детском саду по  данной проблеме ведётся целенаправленная работа  по оздоровлению детей через внедрения элементов  здоворьесберегающей технологий.

В текущем учебном году коллективом педагогов и администрацией  решено внедрить элементы методики В. Ф. Базарного.

В. Ф. Базарный офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор. Более 20 лет занимается вопросами оздоровления. Специалистами его лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания и обучения.

Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. 

Хочется поделиться опытом внедрения, которое происходит уже полгода, полгода мы упражняем детей сохранять и укреплять своё здоровье. Ведь у меня средняя возрастная группа, тот период, когда вырабатываются правильные (к сожалению, и не правильные) привычки детей.

Для внедрения данных элементов, были изготовлены наглядные пособия ( тренажёры, массажные коврики)

Первая технология – режим « динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф.Базарный предлагает там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Под ноги кладем массажный коврик с раздражителями; на них дети стоят без обуви,  в носочках.

Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Деткам очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.
     Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса используем сенсорно - координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Методика выполняется следующим образом. В четырех верхних углах размещаем образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных     Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на картинке, цвете. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Дети с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.
      Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными.

Зрительно - координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.  На  потолке нарисован  офтальмологический тренажер: схема универсальных символов,  

при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый, восьмерка - ярко-голубым  цветом.

Есть несколько режимов выполнения данного тренажа, но наши  дети полюбили идеальный вариант. Стоя на массажных ковриках. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.   Бабочка на конце палочки (указки)  исполняет роль зрительного тренажера.
Все это - огромное количество заданий для зрительного поиска.

Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей используем экологическое панно (размер 1,5 * 2) . Использование " экологического панно"  вносит новизну в развивающую среду. Экологическая стена меняется с приходом нового времени года. На нем изображены пейзажи. (Например: дом с деревом и дорогой, на котором меняются действующие персонажи – люди, животные, птицы фрагменты не живой природы – снежинки, дождь и т.д., дополнительно к панно были изготовлены атрибуты  - меняющиеся картинки).

Дети сами подходят к панно и прикрепляют заданный персонаж.

Образовательная деятельность проходит в игровой форме.

Крепеж осуществляется за счет наклеенных на панно и картинки "липучек".

 Панно является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием. Мы задействуем его в различных видах деятельности детей: экологическом воспитании, речевом, математическом развитии и т.д.

 Панно используем для обыгрывания различных сюжетов, создания проблемных ситуаций в ходе образовательной деятельности.
 Эта часть работы по внедрению здоровьесьерегающих элементов методики В.Ф. Базарного,  которая даёт положительные результаты.

 

 

 

Литература:

 

  1. Владимир БАЗАРНЫЙ: "Повернись, Россия, сердцем к детям" ("Советская Россия", Луиза ГЛАДЫШЕВА)
  2. Федеральные образовательные ресурсы :http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/index.php
  3. «Спасем детей - спасем Россию!»  Социально – образовательный проект - 2002г.