Семинар на тему «Формирование познавательной деятельности у детей с ЗПР»

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах формирования и развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ (задержкой психического развития).

Задачи:

  • Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития.
  • Познакомить родителей с разнообразием игр и упражнений, которые можно использовать для развития познавательной активности детей;
  • Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности детей.
  • Воспитание познавательного интереса к освещенной теме.

 

Методические приемы: монологические высказывания, диалог, игры, показ приемов работы, анализ результатов.

Инструментарий: игры, памятки и анкеты для родителей.

Ориентировано: на родителей дошкольников с ОВЗ.

Структура семинара – практикума:

Вводная часть – 5 минут.

Основная часть – 40 минут

Заключительная часть – 5 минут. 

Продолжительность: 60 минут.

Ход работы:

1. Приветствие: Здравствуйте уважаемые родители. Я очень рада видеть Вас на нашей встрече, а тема нашего сегодняшнего разговора «Формирование познавательной деятельности у детей с ЗПР».

Сегодня мы попробуем разобраться, что значит термин «задержка психического развития», из каких компонентов состоит психическое здоровье ребенка и что препятствует нормальному развитию детей, а также разберем упражнения, которые необходимы для развития познавательных процессов детей.

 

2. Вступление: Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере.

 

3. Основная часть:

Нормальное психическое развитие ребенка к началу школьного обучения, т.е. к 6-ти годам предполагает определенный уровень сформированности основных познавательных функций.

Речевое развитие – словарный запас должен составлять около 3-7 тыс. слов, ребенку должен быть доступен звуковой и слоговой анализ слова, пересказ прочитанного рассказа, сюжетный рассказ по картинкам.

Восприятие – должно быть доступно различение формы, цвета, величины, установление идентичности предметов эталону.

Мышление – должна проявляется выраженная познавательная активность, направленная на свойства и закономерности предметного мира. Должно быть доступно понятие о сохранении числа, понимание аналоговых отношений, понимание связи и последовательности событий в серии из 4-5 картинок. Обобщение может производиться на основании различных признаков: конкретно-наглядных и абстрактных. Ребенок должен знать свой пол и возраст. Знать время года, место жительства, имя и фамилию родителей, их специальности.

Память – должна быть развита способность к произвольному запоминанию, опосредованное запоминание должно быть лучше механического. Возможно запоминание ряда слов в заданной последовательности.

Внимание – должна быть сформирована способность к сосредоточению внимания в течение 35-45 минут при разнообразной деятельности. При этом возможна организация деятельности без проговаривания вслух.

Эмоции – должны быть четко дифференцированы, ребенку должно быть доступно чувство юмора, сформированы первичные этические представления (понятие о добре и зле), понимание ответственности за свои поступки.

Самооценка – ребенку должно быть доступно сравнение себя с другими. Он должен уметь вычленять как положительные, так и отрицательные черты собственного характера. Желательно, чтобы к этому возрасту было сформировано стремление к достижениям.

Однако далеко не все дети шести лет обладают перечисленными умениями. Что происходит с детьми, не обладающими названными умениями при поступлении их в школу? По-видимому, они не могут хорошо учиться. Можно также предположить, что большинство из них станут стойко неуспевающими.

В настоящее время количество учеников, испытывающих стойкие затруднения в освоении программы общеобразовательной школы, по разным данным колеблется в диапазоне от 10% до 30 %. Причин того, что часть детей приходит в школу с более низким уровнем развития, чем другие дети может быть несколько.

Одна из них педагогическая запущенность ребенка, которая возникает в том случае, когда ребенком мало занимались дома. Возможно, он был на попечении бабушки, возможно, его родители не уделяли ему должного внимания ввиду асоциальности семьи, возможно ребенок был долгожданным, очень любимым и воспитание в семье строилось по типу «кумир семьи».

Вторая из возможных, но относительно редких причин неуспеваемости – это анализаторная недостаточность. К этой категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения разной степени выраженности. Собственно глухие или слепые дети редко попадают в общеобразовательные учреждения, а вот дети с незначительными нарушениями слуха или зрения вполне могут оказаться первоклассниками массовой школы.

Еще одной причиной неуспеваемости могут быть некоторые личностные особенности ребенка. К ним относятся такие виды дисгармоничного развития личности как тревожность и демонстративность.

И, наконец, основная причина неуспеваемости - задержка психического развития (ЗПР).

ЗПР – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

 

4. Игры для развития познавательной деятельности детей с ЗПР:

Вот несколько игр, которые помогут вам в домашних условиях развивать и формировать познавательные процессы детей:

 

1) Игра: « Найди такую же цифру».

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру.

Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.

 

2) Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай цифру на ощупь ».

Цель: Развитие тактильных ощущений.

1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.

2. Найти цифры по заданию (только1).

 

3) Игра: « Узнай фигуру».

Цель: Закрепление формы, цвета, размера.

Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.

Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.

 

 

4) Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.

Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.

1. Найти все большие фигуры.

2. Найти все маленькие фигуры.

3.Найти одинаковые фигуры.

 

5) Игра: « Подбери пару»

Цель: Соотнесение размера

Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)

1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.

2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.

 

6) Игра: « Что сверху, а что снизу?»

Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.

Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)

1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.

3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.

 

7) Игра: « Угадай, что у меня»

Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.

вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

1. Родители загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например: Он резиновый, круглый, красный ит. д.

2. Дети сами составляют згадки-описания.

 

8) Игра: « Собери разрезную картинку»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Ребёнку предлагается собрать картинку, разрезанную на 2,3,4,6 ит. д. частей.

 

9) Игра: « Что сначала, что потом?»

Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.

1) Покажи - развитие пассивного словаря.

2) Назови - развитие активного словаря.

Примерные вопросы:

- Какое время года недавно закончилось?

- Какое время года сейчас?

- После, какого времени года приходит весна?

- С какого времени начинается год?

Расставь картинки и назови по порядку все времена года.

 

5. Заключение: Таким образом, только тесная взаимосвязь педагога и родителей принесёт положительный результат в работе с детьми. Пройденный на занятиях материал необходимо подкреплять дома упражнениями по развитию познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki.docx14.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

по формированию и развитию

познавательной деятельности у детей с ЗПР

  1. Развитие зрительного восприятия: научить очень быстро (за доли секунды) узнавать показанные предметы или картинки; научить узнавать предметы, изображенные контуром, наложенные друг на друга, сдвинутые, разложенные на части, заштрихованные; выделять в предмете существенные детали, части; синтезировать картинку из 5 – неравных частей; формировать операции зрительного контроля (найти 2 одинаковые картинки, найти сходство и разницу в двух орнаментах); дорисовать предмет.

  1. Развитие слухового восприятия: Где смяли лист бумаги: над столом или под столом? Узнавать неречевые звуки, направление шума в пространстве:  сзади, справа, слева.

  1. Развитие внимания: перечислить и описывать предметы, которые предъявляются для восприятия на 10 – 20 сек; игра «лабиринты» (найди путь к домику, найди пару); подвижные игры на переключение внимания.

  1. Развитие памяти:  запоминать ряд предметов;  запоминать ряд несвязанных между собой слов; учить описывать по памяти иллюстрации; учить запоминать порядок расположения картинок в ряду; учить выполнять многоступенчатую инструкцию: Сначала положи кубик на полку, потом возьми цветные карандаши и нарисуй домик»; учить составлять рассказы и пересказы по картинному плану.

  1. Развитие воображения: придумывать необычные способы применения предметов; дорисовать геометрические формы до какого-либо изображения; придумать несколько вариантов окончания сказки, рассказа; игры с тенью от предметов и пальцев рук.

  1. Развитие мышления: шире использовать загадки, потешки; придумывать начало и конец рассказа по серии сюжетных картинок; Учить видеть главные, существенные признаки, объединяющие те или иные явления, предметы, события; группировать (обобщать) по разным признакам: Цвету, величине, форме и т.д.

  1. Развитие у ребенка умения удерживать инструкции: подбирать доступные задания для ребенка; дать развернутый речевой план инструкции по выполнению данного задания; повторить инструкцию и проследить, чтобы ребенок начал ее выполнять; по возможности исключить влияние посторонних раздражителей.