Как ускорить процесс понимания сказки

Ковальчук Валентина Александровна

Работая в детском саду и наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста, я заметила, что дети очень любят сказки, но не все их понимают. Когда читаешь сказку, наблюдаешь за реакцией ребенка, то возникает вопрос: а понимает ли ребенок то, что ты читаешь? А может ему только нравится то, что взрослый что-то читает или говорит, проговаривает?

Мне стало интересно, как будут реагировать дети если я буду просто бегло читать и не обращать внимания на детей? И результат не стал долго себя ждать: если прочитать сказку не выразительно, не меняя интонацию, не сопереживая героям, то: дети перестают слушать, им становится не интересно. Затем я решила читать вслух ту же сказку, но выразительно, меняя интонацию персонажей, обращаясь к детям, улыбаясь им, то тут же получила обратную реакцию: дети начали прислушиваться, обращать внимание на прочитанное. На личике у детей - сосредоточенность и явный интерес, сопереживание героям сказки.

К сожалению с детскими сказками получается так же: интересно, но не непонятно. Если ребёнку читать часто, то постепенно к нему приходит понимание. Если педагог замечает, что нет понимания, дети не могут ответить на вопросы, им не очень интересно слушать, то нужно задать вопрос себе-в чём причина непонимания? И начать с самого простого: о ком рассказывается в сказке, с выяснением того, что делает герой в сказке. Чтобы детям стало понятнее и интереснее необходимо использовать картинки, иллюстрации к сказке. Можно предложить детям маски, костюмы сказочные, которые имеются в театральных уголках, а затем разыграть описываемые действия в сказке. Действия стараться разыгрывать по ходу сказки. Но для начала нужно разобрать сказку, задавая детям вопросы и получить ответ. Нужно добиться, что бы дети, при помощи воспитателя, пересказали близко к тексту сказку. Только после того, как произойдёт усвоение текста, можно приступить к обыгрыванию сказки.

Тоже самое нужно сделать и при чтении потешек. Возьмём стихотворение Агнии Барто про бычка: прочитали. Показываем небольшую игрушку бычка. Рассматриваем её. Затем рассматриваем картинку: «давайте с вами рассмотрим картинку на которой нарисован бычок. Какой он бычок? Да, он маленький, у него есть ушки, маленькие рожки. Ножки у него слабенькие, он качается, потому что он только недавно родился. А доска небольшая по которой он идёт, поэтому он и боится идти, доска кончится и он может упасть. Как вздыхает бычок? А почему он так вздыхает? Верно, он боится, что упадет. А давайте бычку поможем пройтись по доске. Становитесь на доску. Мы идём по доске, как бычок». Далее педагог начинает читать и имитировать движения бычка, дети повторяют. После этого ещё раз читаем стихотворение и предлагаем детям повторить слова. Приглашаем бычка поиграть с детьми.

Когда читаем потешку, стихотворение про медведя, пусть ребёнок показывает, как ходит медведь, когда читаем про зайца-как прыгает зайчик.

Существует очень эффективны способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Это моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими(реальных-условными). Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок, люди, гномы, звери, волшебники. Иногда придётся замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей можно использовать кружки, квадратики из картона разного цвета и величины.

Первая задача педагога это научить ребёнка правильно использовать заместители. Замещение основывается на каком-либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету(например, крокодил-зелёный кружок, солнце-жёлтым), по величине(слон-большой кружок, мышка-маленький). На первых порах ребёнок у ребёнка могут возникнуть затруднения, придётся ему помочь. Можно дать объяснение: «Видишь, этот кружок зелёный, как крокодил. Он и будет крокодилом. А этот кружок будет солнышком - он такой же жёлтый и круглый, как солнышко».

На первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок  сам выбирал нужные. Можно увеличить и количество замещаемых объектов. Когда ребенком выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов. Дети с большим интересом принимают участие в такой игре.

Вначале достаточно, чтобы ребёнок только показывал кружок, соответствующий персонажу, о котором ему в данный момент читает взрослый. Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если сам не догадывается, как изобразить действие, ему можно подсказать или показать.

Не спешите , читайте медленно, ведь ребёнку нужно разыграть каждую сцену: покормить Машу, показать , показать, как она качается на стуле. Если ребёнок недостаточно активен, сами примите участие в разыгрывании. Разыгрывание сказки позволит ребёнку лучше усвоить её содержание, но и будет способствовать развитию умения соотносить предметы по величине. При таких действиях у ребёнка развиваются умственные способности, фантазия, внимание, мышление, наблюдательность.

Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки «Колобок». «Лиса и рак», «Кот петух и лиса», «Волк и козлята», «Заяц, лиса и петух», «Маша и медведь». К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрывания сюжета.

Чрезмерно увлекаться разыгрыванием заместителями тоже нельзя. Мы не должны вытеснять обычного, привычного чтения вслух сказок и стишков, выучивания их детьми наизусть. Но этот метод расширит кругозор ребёнка.