Главные вкладки

    Конспект доминантного занятия по восприятию музыки для подготовительной группы

    Шмелева Людмила Викторовна

     

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

    детский сад «Березка» №3

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Конспект

    Доминантного занятия

    по восприятию музыки

    с детьми подготовительной группы

    на тему: «В  мире музыки»

    Направление образования и развития

    (образовательная область):

    «Художественно - эстетическое развитие» («Музыка»)

     

     

     

     

     

     

    Музыкальный руководитель:

    Шмелева Людмила Викторовна

    I квалификационной категории

     

     

     

    2019 г.

     

     

     

     

    Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

    Тема: «В мире  музыки»

    Цель: углубление  восприятия  музыки, рисующую образ пробуждающейся природы и  сказочных персонажей

    Задачи:

    1. обучающая:

    - продолжать знакомить детей с инновационной деятельностью, которая способствует разностороннему и гармоничному развитию личности

    - формировать умения слышать изобразительность в музыки, различать средства выразительности

    - развивать способность различать на слух характер музыки, жанры музыки, тембры музыкальных инструментов;

    - формировать способность самостоятельно принимать решение и делать выбор;

    - вызывать интерес к процессу восприятия музыки.

    -закрепить  представление о нотной грамоте (нотный стан, скрипичный ключ, ноты), музыкальные  понятия ( соло, дуэт, трио и квартет).
    2. развивающая:

    - развивать у детей способность воспринимать и анализировать содержание музыки

    -развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие  технологии

    3. воспитательная:

    -воспитывать устойчивый интерес и эмоциональная отзывчивость классической музыки

    -воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки и поэзии

    - прививать чувство любви  к  родному краю.

    Вид музыкального занятия: доминантное по восприятию музыки

    Виды деятельности: музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений), познавательно - исследовательска, коммуникативная

    Формы реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации

    Современные педагогические технологии:

     Здоровьесберегающая образовательная технология ( пальчиковая игра, коммуникативная игра, психогимнастика, ритуал начала и окончания занятия )

    Игровые технологии: «Элементарноемузицирование» («пластические жесты»,  музицирование с инструментами);

    Мультимедийная музыкально-дидактическая игра "Что ты знаешь о музыке и музыкальных инструментах»

    Технология интегрированного обучения (интеграция образовательных областей :«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»).

    Музыкальный ряд:

    1.«Игра в гостей» Д. Б. Кабалевский.

    2. « Апрель. Подснежник» П.И. Чайковский

    3. «Музыка любви» Алексей Рыбников

    4. «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский

    5. «До- воробушка гнездо» музыка Р Роджерс

    6.«Весенняя капель»  И.Фролова

    7. «Родина» С Трофимов

    План.

    Ритуал начала занятия - коммуникативная песенка – приветствие

    «Игра в гостей» Д. Б. Кабалевский. -2мин.

    1. Слушание музыки – 6 мин.
    2. Музыкально – ритмические движения – 3 мин.
    3. Пальчиковая гимнастика «наши цветки» – 1мин
    4. Слушание музыки – 6 мин.
    5. Распевание – 2 мин.
    6. Пение – 6 мин.
    7. Итог занятия: мультимедийная музыкально-дидактическая игра, Рефлексия.

    Психогимнастика «Лучики». Релаксация.

    Ритуал  прощания  – 6мин.

    Длительность занятия – 30 мин.

    Оборудование и материалы:

    1. Мультимедиа
    2. Музыкальные инструменты
    3. Объемные цветы  из гофрированной бумаги для танца
    4. Лэпбук  «Музыкальный домик»
    5. Папка для распевок

    Предварительная работа:

    1. Наблюдение за весенними явлениями в природе
    2. Чтение стихов на весеннюю тематику заучивание песен танца
    3. Знакомство с пьесой  «Подснежник»  П. И.  Чайковского, знакомство с нотами, нотным станом, музыкальными инструментами из цикла занятий проекта «Лесной концерт» О. Титаренко, чтение сказки о нотах.
    4. Индивидуальная работа с детьми

    «В МИРЕ МУЗЫКИ»

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Дети  вбегают  в зал под музыку «ВАЛЬС ЦВЕТОВ » П.И.

    ЧАЙКОВСКОГО.

    М.Р. Ребята, я очень рада встречи с вами. Посмотрите сколько гостей у нас в музыкальном зале. С ними надо обязательно  поздороваться.

    Раз у нас музыкальное занятие, то и здороваться мы будем песней.

    КОММУНИКАТИВНАЯ ПЕСНЯ-ИГРА «ГОСТИ»

    Звучит тревожная музыка.

    Воспитатель. Слышите? Звучит тревожная музыка. Что случилось? Ребята, это злая колдунья заколдовала домик, в котором живут нотки. Надо нам  его открыть. Но открыть его можно только одним ключом. У меня в руках три ключа, нам надо выбрать, который может открыть домик для нот. (Дети называют скрипичный ключ).

    Да, скрипичный ключ. Молодцы!  Мы обязательно откроем наш музыкальный домик.

    М.Р. Большое спасибо, что вы помогли ноткам и открыли их дом.  Иначе, мы никогда бы не смогли слушать музыку. А за это, они дарят вам чудесное произведение. Давайте сядем, повернемся к экрану,  полюбуемся прекрасными весенними пейзажами и послушаем музыку.

    Дети садятся на ковер возле цветов.

    « АПРЕЛЬ. ПОДСНЕЖНИК» П.И. ЧАЙКОВСКОГО

    Из цикла «Времена года»

    М.Р. Ребята, скажите, какое музыкальное произведение мы только что слушали?  - « Апрель. Подснежник» П.И.Чайковского.

    Педагог:  Как рассказывает музыка о природе. Какая она?

    Дети:  Нежная, иногда взволнованная, ласковая, танцевальная, весенняя.

    Педагог:  Да, музыка трепетная, по - весеннему взволнованная. Вначале робкая, несмелая, ласковая. Подснежник тянется к солнцу и мелодия поднимается все выше (Звучит фрагмент)

    Но звучит она, то светло, высоко, то более тревожно, низко. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно, ненастно (Звучит фрагмент).

    Здесь есть и другая мелодия – очень красивая, взволнованная, легкая, как дуновение ветерка Звучат 25-32 такта.   Кажется, что цветок подснежника покачивается на ветру.

    Но потом снова выглянуло солнышко и музыка опять стала светлой, ласковой (Фрагмент).

    М.Р. Вы знаете, что это пьеса из альбома «ВРЕМЕНА ГОДА» П.И Чайковского. Перед каждым произведением в альбоме написаны стихи. Перед этой пьесой стихотворение:

    Голубенький, чистый

     Подснежник-цветок!

     А подле сквозистый,

     Последний снежок...

    Последние слезы

     О горе былом

    И первые грезы

     О счастье ином.

    А. Майков

     

    Пальчиковая игра «Наши цветки»

    Наши белые цветки раскрывают лепестки - Пальцы, сложенные в кулак медленно распрямляются

    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет - Пальцы плавно наклоняются, влево – вправо,

    Наши белые цветки закрывают лепестки - Пальцы медленно складываются в кулачек

    Головками качают, тихо засыпают - Кулачки медленно и плавно покачиваются из стороны в сторону.

    М. Р. Посмотрите, а у нас тоже есть подснежники, вы хотели бы  с ними потанцевать?

    ТАНЕЦ С  ПОДСНЕЖНИКАМИ.

    М.Р. Молодцы! Сейчас, пожалуйста, пройдите на стульчики.

    Дети под музыку  отдают ЦВЕТЫ воспитателю и проходят на стулья.

    На экране портрет Чайковского.

    Посмотрите, перед вами портрет известного человека, который сочинял музыку. Это – П.И. Чайковский. А как называют человека, который сочиняет музыку?- Композитор. Вы  знаете, когда композитор сочиняет музыку, он вкладывает частичку себя. Поэтому, каждое произведение неповторимо. У каждого свой характер, свое настроение. И вот сегодня я хочу познакомить вас еще с одним произведением П.И. Чайковского, которое совсем не похоже на пьесу « Апрель. Подснежник».

    А сначала я вам открою тайну. Вы знаете, когда вы ложитесь спать, поздно        вечером и засыпаете – оживают ваши любимые игрушки. Куклы собираются на бал и устраивают красивые танцы, плюшевые мишки и зайцы тихонько им подпевают, а  игрушечные солдатики слушают приказ своего командира. И сейчас послушаем музыку, а вы подумайте, о каких игрушках рассказывает музыка?

    Слушают «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ» (фортепиано)

    - Как кто думает? Почему?

    - А настоящие солдаты могли бы маршировать под такую музыку?

    -Нет.

    - Потому что музыка звучит легко, легко и им будет неудобно маршировать.

    Музыка называется «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ».

    Маленькие храбрые солдатики дружно шагают под дробь игрушечного барабана.

    Послушаем еще раз. Они как - будто бы к нам издалека приближаются, а потом опять тихонечко уходят. Я хочу, чтобы вы тоже превратились в игрушечных солдатиков. Встаньте, сейчас мы попробуем маршировать под музыку,  и я посмотрю – удобно ли вам будет шагать, но не забывайте – у солдатиков ножки маленькие и они легкие, поэтому мы будем шагать на носочках. А еще мы попробуем шагать пальчиками по ладошке,  и вы скажите, как вам было удобнее под эту музыку шагать.

    Звучит музыка, дети выполняют. Звучит запись.

    Присаживайтесь. А как вам было удобнее шагать – ногами или пальчиками? Пальчиками, потому что они такие же маленькие как и солдатики, а ваши ножки  больше.

    Как вы теперь думаете, настоящие солдаты могут маршировать под эту музыку? – Нет.

    Скажите, а какой музыкальный инструмент звучал? Пианино.

    А у меня есть для вас сюрприз.

    Включает мультфильм в сопровождении оркестра

    А сейчас пианино звучало или много инструментов?- Много.

    А если много инструментов исполняет музыку, то это как называется одним словом?- Оркестр.

    Ответьте мне еще на один вопрос. Вот композитор, П.И.Чайковский сочинил музыку, что ему нужно сделать, чтобы музыканты поняли как играть эту музыку?- Записать.

    А чем записывают музыку? – Нотами.

    Мы сегодня с вами говорили, что ноты живут в домике. Посмотрите-ка, какой красивый дом. Как называется дом для нот? – Нотный стан.

    А сколько на нем линеек? – Пять.

    Пять этажей, пять линеек. И все ноты размещаются по местам. Скажите, а сколько всего нот?- Cемь.

    А вы знаете их имена?- Да.

    А чтобы вспомнить все имена, мы споем песенку про ноты.

    А перед пением расскажем  нашу поговорку,  как мы сидим, когда поем.

    Все. Если хочешь сидя петь –

    Не сутулься как медведь.

    Спинку выпрями скорей,

    Ноги в пол упри сильней.

     

    РАСПЕВКА «ДО – воробушка гнездо» Р. Роджерс

    М.Р. Ноты в домике выбрали для себя удобное место, и каждая нотка на своем месте. Некоторые ноты сидят на линеечках.

    Показывает и говорит.

    ДО-МИ-СОЛЬ-СИ – НА ЛИНЕЕЧКАХ СИДЯТ,

    А НОТЫ РЕ – ФА-ЛЯ  - В ОКОШЕЧКО ГЛЯДЯТ.

    Второй раз повторяют вместе с детьми.

    Итак, композиторы музыку записывают нотами.  Одну музыку  можно слушать, под другую музыку  танцевать, а еще музыку  можно петь.

    А песня может звучать -  соло,  дуэтом, трио, квартетом, хором

    Показывает иллюстрации.

    Мы сейчас споем песенку все вместе – хором.

    А вы знаете, какой сейчас  весенний месяц?

    -Март.

    - Правильно, а давайте споем песенку о весне.

    Дети встают полукругом

    «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ»  И. ФРОЛОВОЙ.

    (с металлофонами)

    М. Р. Молодцы! Проходите на стульчики. А наши девочки очень красиво поют квартетом песню о Родине. Спойте нам, пожалуйста,  сегодня. Поприветствуем их!

    Ребенок. Пролетят весна и лето.
    Станет солнечной листва.
    Озарятся новым светом
    Мама, Родина, Москва.

    Солнце ласково нам светит.
    Льется с неба синева.
    Пусть всегда живут на свете
    Мама, Родина, Москва!

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПЕСНЯ ДЕВОЧЕК  «РОДИНА»  С. ТРОФИМОВ.

    М.Р. А  сейчас я хочу с вами поиграть и узнать, что вы  знаете о музыке, и какими внимательными вы были на занятии.

    Подойдите к экрану.

    Мультимедийная  музыкально- дидактическая игра – викторина

    «ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ?»

    М.Р. Молодцы, вы справились со всеми моими заданиями. Наше занятие подходит к концу. А я смотрю в ваши глазки  - они горят как фонарики - это  значит,  что  у вас хорошее настроение.  Давайте поделимся прекрасным настроением с нашими гостями. Встанем в кружочек.

    ПСИХОГИМНАСТИКА «ЛУЧИК»

    К солнышку потянулись

    Лучики взяли,

    К сердцу прижали,

    Людям отдали.

    Ребята, вы сегодня меня очень порадовали, молодцы.  Но пришла  пора прощаться, а прощаться мы будем тоже песенкой .

    Дети встают  лицом к гостям.

    ГОСТИ, ГОСТИ – МЫ ВАМ РАДЫ,

    НО ПРОЩАТЬСЯ НАМ ПОРА.

    ДО СВИДАНЬЯ, ДО СВИДАНЬЯ

    УБЕГАЕМ СО ДВОРА!

    Ритуал «Прощание ладошками»