Проект "Моя малая Родина - город Дзержинск"

Белова  Елена Александровна
Цель проекта: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gorod_dzerzhinsk_starshaya_gruppa.docx102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 132»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта:

«Моя малая Родина - город Дзержинск»

старшая группа

https://dzr.city/image/news/city/11-big.jpg

Выполнила:

воспитатель высшей категории

Белова Е.А.

г. Дзержинск

2018 г.

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский

Актуальность проекта

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания - это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.

В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка,  как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.  Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть   красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Таким образом, фундаментом патриотизма по праву можно рассматривать целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Проблема

В процессе наблюдения за детьми старшей группы видно, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседа с ними показала, что у дошкольников поверхностные представления об истории родного города. Родители мало рассказывают детям исторические моменты в жизни города, об его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на его красоту и непохожесть на другие города.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство - это период ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Проект "Моя малая Родина - город Дзержинск" является:

- по доминирующему виду: информационно-игровой.

- по характеру содержания: включает ребенка и его семью.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы (5-6 лет), музыкальный руководитель, родители воспитанников (лица их заменяющие).

Мотивация – модель трёх вопросов

Что мы знаем?

- Мы живём в городе Дзержинске.

- В городе много разных улиц и достопримечательностей.

- Все улицы имеют своё название.

- У города есть свой герб и гимн.

Что мы хотим узнать?

- Какое название носил Дзержинск до 1929 года?

- В каком году Дзержинск получил статус города?

- На берегу, какой реки стоит Дзержинск?

- Что венчает эмблему на гербе Дзержинска?

- Какие основные профессии в нашем городе?

- Кто известные поэты и писатели города Дзержинска?

Как узнать?

- Спросить у воспитателя или родителей.

- Можно рассмотреть иллюстрации

- Прочитать в книжке

- Оформить выставку «Профессия – это труд, которому человек посвящает свою

жизнь»

- Посмотреть презентацию «Дзержинск с высоты птичьего полета и не только».

- Оформить выставку рисунков «Дзержинск глазами детей»

Цель проекта: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям города.

Задачи проекта

Образовательные:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, своему городу, через игровые ситуации;

- знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;

- углублять знания детей о семье и ее истории;

- расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости;

- формировать активную жизненную позицию через участие в совместной деятельности с детьми группы, развивать желание помогать друг другу;

- приобщить к мероприятиям проекта детей совместно с родителями (их законными представителями). 

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- помогать устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом);

- расширять представления о родной стране, ее окружающей природе;

- знакомить детей с историей родного города, символикой, его достопримечательностями; рассказывать о замечательных людях, прославивших свой город;

- продолжать знакомить детей с различными профессиями.

Образовательная область «Речевое развитие»:

- обогатить словарный запас детей существительными, обозначающими людей, их профессии, глаголами, обозначающими действия людей.   Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей;

- развивать умение поддерживать беседу;

- формировать умение связано, последовательно рассказывать о своем городе.  

Чтение художественной литературы - воспитывать любовь к чтению, воспитывать умение внимательно слушать, развивать желание рассказывать о своем отношении к прочитанном.

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»:  

Приобщение к искусству - формировать знания об архитектуре города, закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры и т.д.

Рисование - формировать умение создавать сюжетные композиции, изображая различные предметы разными по величине (машины едут по улице: машины небольшие, дома высокие), одинаковые предметы с украшениями в разной цветовой гамме (автобус, украшенный флажками).

Аппликация - продолжать учить создавать сюжетные композиции по представлению, развивать чувство композиции (дома на нашей улице - располагать дома, соответствующие пропорциям формату бумаги).

Конструктивно-модельная деятельность - продолжать развивать умение создавать разнообразные постройки и конструкции. Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету (дорожка с машинами и дома – улица).

Музыка - формировать музыкальную культуру на основе знакомства классической ("Марш" муз. Д. Щостаковича) и современной музыки о стране и городе ("Моя Россия" муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьевой, песня "Город Дзержинск").

Образовательная область «Физическое развитие» - развивать у детей желание самостоятельность организовывать подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление, воображение, речь при изучении своего родного города;

- развивать восприятие, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающей среды города.

Воспитательные:

- воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края.  

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;

- воспитывать положительное отношение к труженикам города, бережное отношение к результатам их труда, чувство гордости за своих земляков.

- ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Срок реализации проекта: 19-23 марта 2018 г

Концептуальные и методологические основы

Методологической основой проекта "Моя мала Родина - город Дзержинск" является личностно-деятельностный подход.

Он выражается в непрерывном процессе самопознания и самореализации личности ребенка через различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественную, коммуникативную), имеющих огромный воспитательный потенциал. Основной идеей данного подхода является субъектность детей, как полноценных участников проекта, способных самостоятельно проявлять свои интересы к изучению родного города и конструировать различные виды деятельности, исходя из своих потребностей.

Принципы реализации проекта:

Принцип историзма – реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации – видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать точку зрения ребенка, не игнорировать чувства и эмоции ребенка, ориентироваться на высшее общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной, познавательной сферы.

Принцип интегративности – реализуется в тесном сотрудничестве с семьей, социумом. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов детской деятельности.

Этапы  проектной деятельности:

1 Этап  - Подготовительный - создание проблемной ситуации, мотивация детей, выбор темы проекта.

2 Этап  - Планирование -  постановка целей и задач, предварительная работа с воспитанниками и родителями. Выбор средств реализации проекта: оборудования и подбор иллюстративного материала, подбор различных игр. Отбор познавательной и художественной литературы.

3 Этап - Основной - осуществление основных мероприятий проекта согласно тематическому планированию.

4 Этап - Продукт проекта - знания детей по теме проекта, совместные выставки с родителями.

5 Этап - Заключительный - итоговое мероприятие - семейная квест-игра "Ключи от города Дзержинска" подведение итогов, оформление материалов по проекту.

Ресурсное обеспечение:

- оборудование к сюжетно-ролевым играм «Построим улицу города», «Моя семья», «Торговый центр»;

- презентация по теме «Дзержинск с высоты птичьего полета и не только»;

- дидактические игры: «Улицы родного города», «Собери свой город», лото в картинках «Город Дзержинск», пазл «ДКХ», «Узнай профессию», «Площади г.Дзержинска», «Кто больше», «Назови животных»;

- раскраски по теме «Профессии в городе»,

- альбомы «Дзержинск (Нижегородская область) - обзор достопримечательностей», «Архитектура и улицы г. Дзержинска»;

- художественная литература, популярная литература о городе Дзержинске.

- аудиотека песен о городе Дзержинске.

Предполагаемые результаты:

Дети: 

- имеют представления об истории родного города; могут рассказать о

 достопримечательностях своей малой родины;

- заботятся о природных и культурных ценностях города;

- знают и называют профессии людей, обозначая основные трудовые действия, знают, кем и где работают члены семьи;  

- реализуют полученные знания в повседневной жизни и в продуктивной деятельности;  

- испытывают чувство гордости за свою семью, город.

Воспитатели: разработаны конспекты занятий, практический материал по всем видам детской деятельности, обобщение и распространение опыта по теме проекта.  

Родители: повышен интерес к работе ДОУ, активно участвуют в конкурсах, выставках, осуществляют помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Тематическое планирование проекта

Образовательная область

Формы работы

 Социально - коммуникативное развитие

- Сюжетно – ролевые игры «Построим улицу города», «Моя семья», «Торговый центр».

- Лото в картинках  «Город Дзержинск»,  д/и «Собери свой город».

- собирание пазла «ДКХ».

- Загадывание загадок о городском транспорте, о профессиях в городе.

Познавательное развитие

- ООД: «Россия - огромная страна», «Улицы нашего города», «Собираем гостей на праздник для города», «Экскурсия в зоопарк».

- Презентация «Дзержинск с высоты птичьего полета и не только».

- Знакомство с флагом, гербом города.

- просмотр альбомов «Дзержинск (Нижегородская область) - обзор достопримечательностей», «Архитектура и улицы г. Дзержинска», открыток о г.Дзержинске.

- д/и «Улицы родного города», «Узнай профессию», «Площади г. Дзержинска», «Кто больше», «Назови животных».

Речевое развитие

- Составление творческого рассказа «Город, в котором я живу».

- беседа "Где работаю наши мамы".

- д/и с кубиками "Расскажи про город"

- Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства", чтение художественной литературы о городе.

Художественное – эстетическое развитие

ООД: конструирование «Улица»; рисование «Машины нашего города», «Автобус, украшенный флажками,  едет по улице»; аппликация «Дома на нашей улице».

- Слушание классической музыки "Марш", Д. Шостаковича,

- слушание песни "Моя Россия" муз. Г.Струве, сл. Н. Соловьева, песен о городе. Дзержинске.

Физическое развитие

- Физкультминутка: «Мы по улице идём».

- Подвижные игры «Машины на нашей  улице», «Раз, два, три, четыре, пять - будем к дереву бежать»

Работа с родителями

- Анкетирование "Отношение родителей к вопросам патриотического воспитания в детском саду".

- Памятка "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста".

- Оформление стенгазеты «Неделя высокой моды в городе Дзержинске».

- Фотовыставка "Профессия - это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь".

-  Итоговое мероприятие - семейная квест-игра "Ключи от города Дзержинска"

Список литературы и интернет- ресурсов :

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  2. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.
  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  4. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // дошкольное воспитание. - 2003. - № 6.
  5. Трифонова Г.Е. Проектная деятельность воспитании у детей любви к родному городу // Управление ДОУ. - 2009. -№1.
  6. Шаламова Т.П. Как помочь ребенку полюбить родной город // Детский сад от А до Я.- 2003. - №3.
  7. http://nsportal.ru/
  8. http://lad-lad.ru/zagadki/1449-zagadki-o-professijah.html
  9. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-transport.html
  10. http://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-moi-gorod.html
  11. https://yandex.ru/images/search?text=фото%20дзержинска%20нижегородской%20области%20отличного%20качества&stype=image&lr=47&source=wiz

Картотека дидактических игр «Моя малая Родина - город Дзержинск»

Дидактическая игра "Люди и улицы".

Цель. Воспитывать интерес к истории города.

Задачи. Знакомить детей с названиями улиц города, с достопримечательностями, находящимися на этих улицах.

Развивать внимание, память.

Способствовать активизации словаря.

Материал:  Фотографии людей, в честь которых названы улицы.

Фотографии достопримечательностей города.

Игровые действия. Дети называют знаменитого человека, вспоминают есть

ли такая улица в городе, находят фотографии,

достопримечательностей на этой улице.

Дидактическая игра "Вчера и сегодня".

Цель. Воспитывать интерес к истории своего города.

Задачи. Знакомить детей с прошлым и настоящим некоторых улиц, зданий,

мест отдыха в городе. Развивать познавательную активность.

Развивать внимание, любознательность, наблюдательность.

Способствовать активизации словаря.

Материал: Фотографии улиц города, зданий, памятников в прошлом и настоящем

Игровые действия. Дети находят пары фотографий прошлое и настоящее,

описывают, что было, как изменилось.

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель: закрепить знания детей о названии улиц и площадей родного города; развивать наблюдательность и память.

Материал: разрезные картинки с видами улиц и площадей на каждого ребенка

Ход игры.

Дети выбирают конверт с разрезными картинками, по сигналу начинают собирать. Побеждает тот, кто быстро собрал, и правильно назвал. Можно проводить игру между командами.

Игровое упражнение «Продолжи»

Цель: формировать умение понимать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания детей о достопримечательностях.

Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют …

Дзержинск город …

В нашем городе есть …

Мне нравится в Дзержинске…

Дидактическая игра «Замочная скважина»

Цель: формировать представления о памятниках в нашем городе; развивать память, внимание, пространственное мышление; воспитывать интерес к родному городу.

Материал: фотографии с видами достопримечательностей города, лист с замочной скважиной.

Ход игры.

Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Рассмотреть картинку можно через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной скважиной. Все рассматривают одновременно, но каждый видит лист в течение 1минуты.

Ведущий предлагает рассказать, что изображено на картинке.

В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал более подробно.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»

Цель: уточнить и закрепить знания детей о родном городе; упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей; воспитывать любовь к родному городу; развивать память, наблюдательность.

Материал: фото с видами города, разрезные картинки

Ход игры.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии с видами города. Затем детям раздаются отдельные картинки. Воспитатель задает вопрос о части города, дети находят у себя соответствующую картинку и показывают ее. Далее дети собирают целые картинки из частей.

Дидактическая игра - Кубики «Достопримечательности нашего города» 

Цель: закреплять знания детей об основных достопримечательностях родного города Дзержинска, развивать умение собирать целое из частей; развивать умение действовать по образцу, запоминать и точно воспроизводить его.

Материал: старые, ненужные кубики; фотографии достопримечательностей нашего города (можно взять и другие картинки, на любую желаемую вами тему); клей; скотч; ножницы. Разрезав картинки и обклеив кубики со всех сторон, сначала картинками, а потом скотчем (для надежности), вы увидите, какая замечательная и интересная игра у вас получилась!

Оборудование: 9 кубиков с изображение города, 6 контрольных картинок с теми же изображениями.

Игровое задание: дети рассматривают и запоминают образец картинки с достопримечательностями Дзержинска. Самостоятельно составляют картинку из кубиков.