МАСТЕР-КЛАСС «Расширяем границы интеллекта дошкольника»

Крикните громко

И хором друзья

Деток вы любите?

НЕТ или ДА?      ДА!

 

Пришли Вы на мастер класс

После двух конкурсных испытаний

Сил совсем нет

Вам лекции хочется слушать здесь?               НЕТ!

 

Я Вас понимаю,

Как быть господа?

Проблемы детей  решать нужно нам?   ДА!

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажите мне?   НЕТ!

 

Итак, с хорошим настроением

 и положительными эмоциями

Для Вас я начинаю мастер-класс   

 «Расширяем границы интеллекта дошкольника»

 

1. Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

2. - Мудрец, моему ребенку исполнился месяц . Как мне следует воспитывать своё дитя : в строгости или же в ласке?

3. Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе…..

4. – Если ты не будешь обрезать лозу, если, жалея ,ты не будешь отрывать у неё лишние побеги, то лоза одичает .

5. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет…..

6. Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

7. Разумное сочетание любви, ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности .

 

 

 

      Сейчас очень часто используется слово ЭЙДЕТИКА. Эйдетика в развитии ребенка дошкольного возраста. Эйдетика в обучении у школьников,  у студентов.  у преуспевающих людей. у юристов, у бизнесменов, у прогрессивных учителей! Очень модное слово. Что же оно означает?

       СИСТЕМА ЭЙДЕТИКИ- память без границ.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Из-за полемики в научной  среде,  исследования были заморожены вплоть до современности.

Но уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич -  доктор педагогических наук, автор  публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы. Школа эйдетики актуальна как в России, так и далеко за ее границами.

 

ЭЙДЕТИКА – это не только развитие образного мышления, внимания, воображения, памяти, но и способ подачи нового материала.

Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. 

Уважаемые коллеги  - а при чем тут образы?

 

     Все дело в том, что наша память зависит от нашего образного и ассоциативного мышления. Ассоциативно мы на интуитивном уровне справляемся с запоминанием, а вот что происходит с нашим образным мышлением? Образное мышление позволяет нам представлять информацию в виде образов и картинок. Когда мы читаем интересную книгу, образы в нашей голове появляются автоматически, и мы легко потом воспроизводим и припоминаем  прочитанное.  Как заставить нашу память запоминать то, что необходимо? Да и вообще, что значит «запомнить»? Этот термин мы слышим с самого детства: в садике, в школе, дома, « запомни! запомни! запомни!»… -

 

 А как? Уважаемые коллеги , приглашаю 2 желающих.

-Для  выполнения   задания - теста.   Я прошу Вас ЗАПОМНИТЬ несколько словосочетаний и повторить их в том же порядке, желательно не выпустив ничего и не подглядывая. Поехали:

Возьмите карточку №1

Прошу прочитать несколько словосочетаний  на  карточке и их запомнить.

БЕЛАЯ МЫШЬ                                              

ПОРОСЯЧИЙ ХВОСТИК

ВЕЛОСИПЕДНОЕ КОЛЕСО

РОЗОВЫЙ ЛИМУЗИН

ВЕСЕЛЫЙ ГРУЗИН

КИЕВСКИЕ КОТЛЕТЫ

ДВОРОВОЙ ПЕС

БАЛЕТНЫЕ ТАПОЧКИ

ТОЛСТЫЙ БЕГЕМОТ

НОРКОВАЯ ШУБА

АМЕРИКАНСКИЙ ДОЛЛАР

КОНФЕТНЫЙ ФАНТИК

АРОМАТНЫЙ БУКЕТ

РВАНЫЕ ДЖИНСЫ

ГОЛУБОЕ МОРЕ

-Теперь переверните  1 карточку текстом в низ

       -Сколько словосочетаний вам удалось припомнить?

-Что мешало вам сосредоточиться?

-О чем вы думали, когда читали  эти словосочетания? Конечно, кроме напряжения и мыслей « Как же это все запомнить?» и « Как все это потом воспроизвести?», вряд ли получился вдохновляющий результат.

-Кто из вас смог повторить все 15 словосочетаний? Вы - молодец! У вас отличная память!

    Кто воспроизвел меньше половины? У вас тоже все замечательно. Только позвольте мне научить Вас, как использовать свои возможности на 100% и совершенно без труда и напряжения…

 

  Давайте, попробуем,  еще раз  возьмите  карточку 2.  ПРЕДСТАВЬТЕ  вы заметили, я заменила,  слово ЗАПОМНИТЕ на другое,  ПРЕДСТАВЬТЕ .

Читайте пожалуйста карточку №2

 у БЕЛой  МЫШки сзади

ПОРОСЯЧИЙ ХВОСТИК, на кончике которого висит

ВЕЛОСИПЕДНОЕ КОЛЕСО, его приделали на

РОЗОВЫЙ ЛИМУЗИН, а в нем сидит

ВЕСЕЛЫЙ ГРУЗИН ест с аппетитом

КИЕВСКИЕ КОТЛЕТЫ, которые утащил

ДВОРОВОЙ ПЕС в белых

БАЛЕТНЫХ ТАПОЧКАХ, а эти тапочки нес

ТОЛСТЫЙ БЕГЕМОТ в красивой бежевой

НОРКОВОЙ ШУБЕ, которая стоит 1

АМЕРИКАНСКИЙ ДОЛЛАР, а он напечатан на

КОНФЕТНОМ ФАНТИКЕ, в него завернули

АРОМАТНЫЙ БУКЕТ, засунули в

РВАНЫЕ ДЖИНСЫ, джинсы поплыли в

ГОЛУБОЕ МОРЕ.

      Представили эту картинку? На первый взгляд кажется -  полный абсурд. И при этом,вы, воспроизвели теперь историю, опираясь на ключевые словосочетания…  Сколько теперь слово вам удалось воспроизвести? Я уверена, что все 15!

    Есть ли у вас ощущение усталости? Я уверена, что вы сейчас улыбаетесь — потому что позволили себе вернуться в детство — смешно пофантазировали, а главное -  У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ! ВЫ – МОЛОДцы.  

2.Познавательное развитие  детей дошкольного возраста – одна из главных задач  ФГОС ДО в развитии успешного, самостоятельного, активного, инициативного ребенка.  Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра, которая  способствует познавательному развитию дошкольника.

Я   предлагаю  2 педагогам поучаствовать в игровых упражнениях по Эйдетике.

- посмотрите ( длинная нитка) у меня длинное и гибкое. О чем вы подумали?

-у  меня ( монета) круглое и железное? О чем вы подумали?

Эти игровые упражнения  на мышление,  это вид ассоциаций предусматривает установление связей предметов  или между собой, или с их признаками.

Возьмите пакет с цифрой 2. Достаньте синий конверт

Прикоснитесь  к этой карточке.

-о чем ты подумал,  прикоснувшись к этой карточке?

А сейчас достаньте желтый конверт,  разложите перед собой  картинки, подберите к ним на ощупь соответствующую карточку.

3.Работа с аудиторией.

Пожалуй, не найдется не одного воспитателя,  который бы не играл с детьми в игру «Отгадай на вкус»,  «Отгадай что звучит», но  эйдетическое направление, в отличии от правил обычной игры не предполагает угадывание.

Я предлагаю вам игровое упражнение на вкусовые ассоциации:

Вопрос будет такой же как раньше: о чем вы подумали?

Для детей старшего возраста я использую комбинации:

Сладкое и горячее

Соленое и холодное

хрустящее и сочное

Твердый и жидкий

 

Для этого вида работ нам не нужны реальные вкусовые ощущения, вкус мы представляем.

У меня есть что-то, горячее и кислое…-о чем вы подумали?

                           Сладкое и холодное…-о чем вы подумали?

 

4. В эйдетических упражнения на развитие звуковой ассоциации, я использую аудиозаписи различных звуков и шумов.  Коллекция распределена по разным группам: бытовые шумы,, звуки природы,  звуки улицы, музыкальные звуки.

Прослушав звук, спрашиваю –« о чем ты подумал, услышав этот звук?»

В этом игровом упражнении не стоит угадывать , что звучало, а важно создавать ассоциативные образы звуков. Давайте попробуем вместе…..

Пылесос,  -о чем вы подумали, услышав этот звук?»

Вода--  о чем вы подумали , услышав этот звук?

Улица – о чем вы подумали, услышав этот звук?

 Вы молодцы!

 

 метод  Эйдетики предполагает простые и интересные для малыша методики развития логического  мышления, познавательных интересов, творческих способностей, речь, воспитывает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. Методики  эффективны  и не дают скучать даже самым непоседливым детям

Уважаемые коллеги сейчас я хочу узнать ваше мнение о  технологии, которую я вам представила. Я предлагаю сделать это с помощью Синквейна.

Итак , существительное,

Что? -Эйдетика:

Какая?- Инновационная, мобильная.

Что делает? Развивает, привлекает, активизирует.

Время учиться по-новому.

Ассоциация.

 

Спасибо,  уважаемые коллеги.