Календарное планирование в подготовительной группе компенсированной направленности

Мишина Татьяна Сергеевна

Календарный план коррекционно - развивающей работы  в     подготовительной группе компенсирующей направленности  8.     

ДАТА

Тема, цели, ход занятия.

примечания

19.09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: День знаний. Школа.

Коррекционно-развивающие задачи: Учить детей устанавливать и объяснять причинно-следственные связи (осень наступила, поэтому школьники пошли в школу).

Формировать и расширять словарь по данной теме.

Продолжать формировать грамматический строй речи:

- упражнять в образовании существительных с уменьшительным значением;

- форму множ.ч. в именительном и родительном падежах

- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать разговорно-диалогическую речь; дифференцировать предлоги в, на, из;

составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а (Первоклассники пошли в школу, а мы еще ходим в д/с).

Материал: демонстрационные картинки по теме, раздаточные предметные картинки, альбом Теремковой.

Ход:

Оргмомент:

1. Чтение стихотворения Н.Найденовой «Наш дом»:

Тане с Колей по пути,                         

Веселей вдвоем идти!                         

Две Наташи и Сережа

Зашагали  с нами тоже.                                                                                               В переулке за углом

Ждет ребят красивый дом.

С этим домом каждый дружен,                     

Он роднее с каждым днем.

Всем ребятам очень нужен

Этот добрый, светлый дом!

Семилетний мальчик Витя                 

Машет издали рукой:                          

-Посмотрите, посмотрите.                   

У меня портфель какой!

2. Основная часть. Беседа о школе (рассматривание сюжетной картинки)

Что это за дом такой?     Куда ребята собрались?   А почему они идут в школу именно сегодня?    Как узнать что эти ребята школьники? (они одеты в форму, у них в руках или за спиной ранец, портфель)     Когда дети идут в школу?   Зачем учиться в школе? (чтобы узнать много интересного, о том что нас окружает)

Итак: с наступлением осени 1 сентября школьники отправляются в школу. В школе учиться интересно. Там дети узнают обо всем, что нас окружает. Чтобы стать врачом, инженером, летчиком нужно много знать и уметь, многому учиться.

Чтобы хорошо учиться, в детском саду ребятам необходимо научиться правильно говорить, читать, писать, считать.

 

3. Лексико-грамматические упражнения:

- образование существительных с уменьшительным значением

Парта – парточка, рюкзак, тетрадь, книга, ручка, альбом, карандаш, пенал, мел, класс, дневник, зал, перемена, звонок, кисть, линейка, подставка.

- «Один-много» мн.ч. родит.п.

Школа-школ, школьник, школьница, портфель, ранец, учебник, краска, доска, учитель, дежурный, дневник, отличник, урок, задание, кисточка.

- «Посчитай» мн.ч. в имен. и родит. падежах

Одна школа – две школы – пять школ,

Одна новая школа, две новые школы – пять новых школ,

Один пенал - ……..

Один деревянный пенал - …..

- «Назови правильно» согласование прилагательных  с существит. в роде, числе, падеже. (по картинкам)

Чистая…(тетрадь), чистый…(учебник), чистое …(платье), в чистом… (классе).

- «Закончи фразу» поиск нужного предлога (в, на, из).

Я уберу ручку.. (в пенал).   Поставлю книгу …(на полку). Достаю книгу…(из портфеля). Мальчик идет…(в школу). Девочка возвращается…(из школы). Дети гуляют…(на улице).

 

4. Динамическая пауза.

К нам на длинной тонкой ножке       (прыжки на одной ноге).

Скачет дождик по дорожке       (прыжки на другой ноге).

В лужице смотри, смотри! –

Он пускает пузыри                   (показ воображаемых пузырей)

 

5. Связная речь.  (С картинками)

Ваня ходит в детский сад, он дошкольник.

Таня ходит в школу, она школьница.

Ваня ходит в детский сад, а Таня в школу.

Поэтому Ваня дошкольник, а Таня школьница.

 

6. Итог занятия.

Поиск соответствующего понятия, совершенствование разговорно-диалогической, монологической речи.

Что делают ребята в школе?

Как должны вести себя в школе ученики?

Что надо знать и что необходимо уметь, чтобы хорошо учиться?

Что такое школа?

 

 

 

 

 

 

 

 

ДАТА

Тема, цели, ход занятия.

примечания

20.09

Тема: « Гпасные звуки»

Цели

  1. Формировать понятие «гласный звук».
  2. Учить выделять гласные звуки из начала и конца слов.

3.Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание,
память.

Оборудование: аудиозапись различных звуков, маркеры — ухо, рот, маркер гласного звука (красный кружочек), экран, зеркала, предметные картинки,  флажок, колокольчик, косынка, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент. - Садится на место тот, чье имя начинается со звука «А» («У», «И», «О» и т.д.). Садятся все остальные дети.

2. упражнение «Речевые и неречевые звуки». послушать запись звучания музыкальных инструментов, лая собаки, шум звука шагов, шуршания бумаги

Вывод: мы слышали (поставить маркер «ухо») неречевые звуки ,их никто не произносил.

Произнести за экраном (чтобы дети не видели губ логопеда) несколько гласных звуков.

Вывод: теперь мы слышали речевые звуки, потому что их произнес человек» (около маркера «ухо» поставить маркер «рот»). Вывод: звуки — это то, что мы слышим и произносим.

3.Упражнение «Гласные звуки».

Попросить детей произнести перед зеркалами звук «А» («У», «И»,
Э», «О», «Ы»). Уточнить его артикуляцию, возможность произно-
сить. длительно, свободно, петь его.

После того как все звуки будут произнесены, уточнить, чем эти звуки отличаются (по-разному работают губы: разная артикуляция) и чем похожи (их можно петь).

Вывод: звуки, которые можно петь, называются гласными. Их обозначаем красным кружочком.4.    Упражнение «Повтори, не ошибись».

11опросить детей послушать, запомнить и повторить ряды гласных звуков («А-У-Э», «И-Э-У-Ы» и т.д.).

5.  Физкультминутка.

И гра «Жмурки с колокольчиком».

Дети образуют круг. Выбрать водящего, поставить в середину круга, завязать ему глаза косынкой. У одного из игроков в руках колокольчик.

Дети идут по кругу и говорят хором: «Слушай, слушай! Не зевай! Где звенит, угадай!»

Затем останавливаются, один из участников звенит колокольчиком. Водящий должен его найти. Игра проводится 2-3 раза.

6.  Упражнение «Назови первый звук».

Выставить на наборное полотно предметные картинки: аист, узел, ива, осы, экран. Попросить детей назвать каждую картинку и сказать, с какого звука начинается слово.

7.Упражнение «Назови последний звук».
Выставить на наборное полотно предметные картинки: кот, дуб, кит, гриб, бант, бинт. Попросить детей назвать изображение на каждой картинке во множе ственном числе и сказать, какой звук слышится в конце каждого слова.

8.   Игра «Четвертый лишний».

Попросить детей на слух определить лишнее слово:

  • Иней - искры — иглы - эхо.
  • Аист - утка - арбуз — абрикос
  • Эмма - Инна - Иван - Игорь.
  • Улей — улитка — автобус — удав

Этажи - эскалатор - ива — экскаватор.

 

9. Итог занятия. На занятии мы познакомились с понятием гласные звуки- речевые звуки? Кто объяснит. что это такое?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ДАТА

Тема, цели, ход занятия.

примечания

21.09

Тема: «Гласные буквы»

Цели:

  1. Закрепить зрительные образы гласных букв А, У, О, Э, И, Ы.
  2. Учить читать сочетания гласных букв.
  3. Учить звуковому анализу и синтезу.
  4. Развивать внимание, память, мелкую моторику.
  5. Воспитывать навыки организованного поведения.

Оборудование: гласные буквы, в том числе написанные с наложением, тетради с изображением букв с недостающими элементами, красные ручки, кассы букв, маркеры - ухо, рот, глаз, рука, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

-    Садится на место тот, кто назовет слово, которое начинается со звука «А» («У», «И», «Э», «О»).

2.   Упражнение «Вспомни и ответь».

— Что такое звук? (Выставить маркеры «ухо», «рот».)

Какие бывают звуки? (Речевые, неречевые.) Как называются звуки, которые можно петь?

— Сколько гласных звуков мы знаем? Произнесите их.

3.  Упражнение «Буквы».

I1 оказать детям обратную сторону карточки, на которой написана н \ к на А, и спросить:

— Что это? (Ответы детей.)

  • Что надо сделать, чтобы ответить на мой вопрос? (Надо увидеть.) (Выставить маркер «глаз».)
  • Что надо сделать, чтобы на карточке появилась буква? (Написать ее.) (Выставить маркер «рука».)

— Вывод: буква — это то, что мы видим и пишем.

4.  Упражнение «Посмотри и прочитай».

Показывать детям гласные буквы (заглавные и строчные) и предложить прочитать их.

5. Физкультминутка.

Дети произносят звуки с движениями:

«А»

Поднимают руки вверх так, чтобы ладони при этом находились шире плеч.

«у.»

Вытягивают руки вперед.

«И»

Разводят в стороны.

«э»

Разводят руки в стороны и плавно прижимают пальцы к плечам.

«О»

Делают руками большой круг перед собой.

6. Упражнение «Покажи и назови».

Попросить детей угадать, показать и прочитать перепутанные буквы (буквы с наложением).

7.   Работа с кассой букв.

Логопед произносит звукосочетания «АУ» («УА», «АУИ», «ЭЫО») и задает вопросы:

  • Сколько звуков я произнесла?
  • Какой первый (второй, третий) звук?

После каждого анализа попросить детей выложить сочетание в кассах букв и прочитать его.

8.Пальчиковая гимнастика: 2—3 упражнения по выбору логопеда.

9.Упражнение «Волшебное письмо».

Предложить детям «написать» буквы в воздухе. Обратить внимание на правильное удерживание ручки.

10.Упражнение «Допиши букву».

Предложить детям в тетрадях дописать недостающие элементы букв.

11.Итог занятия. На занятии мы познакомились с понятием гласные Буквы- речевые звуки? Кто объяснит. что это такое?


 

 

 

ДАТА

Тема, цели, ход занятия.

примечания

26.09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Осень»

 Цели:

  1. Уточнить признаки осени.
  2. Формировать представление о времени года.
  3.  Учить пересказу с   использованием схемы.

4.  Развивать    внимание, память, мышление, физиологическое и речевое дыхание, общую моторику.

Оборудование: сюжетные картинки «Осень», «Зима», «Лето», предметные картинки, осенние листочки на ниточках, схема рассказа, наборное полотно или магнитная доска.  

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Игра «Отгадаи-ка».

Солнце редко сияет, часто дождь поливает, Дни стали короче, длиннее стали ночи, Урожай собирают. Когда это бывает?

(Осенью.)

3.  Беседа по картинкам.

— Как мы узнаем, что наступила осень? (После ответов детей поставить картинку «Осень».)

После какого времени года наступает осень? (Поставить картинку «Лето».)

Какое время года наступит после осени? (Поставить картинку iu ua».)

Лето, осень, зима. Что это такое? (Времена года.) В каждом времени года - три месяца.

  • Как называются осенние месяцы?
  • Какой самый теплый (холодный)? Почему?

По мере ответов детей или их уточнения на наборное полотно выставлять соответствующие маркеры.

 

4. Упражнение «Покажи и назови».

Попросить детей рассмотреть предметные картинки и назвать пи ним признаки осени.

 

3. Дыхательная гимнастика.

Раздать детям осенние листочки на ниточках и предложить подуть на них. Сравнить, чей листочек улетит дальше.

 

6. Упражнение «Посмотри, подумай, ответь».

Предложить детям рассмотреть картинку «Осень» и ответить на вопросы:

  • Какое время года наступило?
  • Как греет солнце?
  • Чем затянуто небо?
  • Какой моросит дождь?
  • Что происходит с листьями?
  • Какой дует ветер?
  • Что делают люди?
  • Что становится короче, а что длиннее?
  • Куда улетают перелетные птицы?
  • К чему готовятся дикие животные?

7.Физкультминутка
Упражнение:«Деревья

 

Ветер дует нам в лицо,

Дет обмахивают руками лицо.

Закачалось деревцо.

Поднимают руки вверх, наклоняют туловище влево-вправо.

Ветер дует тише, тише.

Опускают руки, приседают на корточки.

Деревце растет все выше, выше.

Тянутся на носочках, руки вверху.

Ветер сильный набежал,

Энергично машут руками.

Много листиков сорвал.

Перебирая пальцами, опускают руки.

   

 

8.  Упражнение «Шифровка».

Попросить детей рассмотреть шифровку (схему рассказа), уточнить используемые в ней символы. Сказать, что это шифровка рассказа об осени, и предложить расшифровать ее (пересказать по схеме):

  • каждое предложение;
  • весь рассказ (2-3 ребенка).

Попросить детей придумать название рассказу.

Наступила осень. Солнце греет слабее. Небо затянули тяжелые серые тучи. Моросит холодный мелкий дождь. Листья желтеют, краснеют и опадают. Дует холодный осенний ветер. Люди собирают урожай и делают разные заготовки на зиму. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Перелетные птицы улетают в теплые края. Дикие животные готовятся к холодной зиме.

9.Итог занятия: О чем говорилось на занятии? Кто был точнее в ответах на вопросы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДАТА

Тема, цели, ход занятия.

примечания

27.09

Тема: «Овощи - фрукты. Описательный рассказ»

Цели:

  1. Закрепить обобщающие понятия «овощи» — «фрукты».
  2. Обогащать словарь по теме.
  3. Учить составлять сравнительные описательные рассказы.

4. Развивать внимание, память, мелкую и общую моторику, физиологический и речевой выдох.

Оборудование: предметные картинки, муляжи овощей и фруктов игрушка или изображение Незнайки, 2 обруча, 2 корзинки, маркеры — глаз, рука, язык, нос, наборное полотно или магнитная доска

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Д\и « Что - где растет?». За парту сядет тот, кто первым ответит.

2.  Упражнение «Подумай и ответь».
Выставить на наборное полотно предметные картинки с изобра

жением овощей и фруктов, предложить детям назвать их и ответит на вопросы:

  • Что это? (Овощи, фрукты.)
  • Где растут овощи (фрукты)?
  • Какую пользу они приносят?
  • Когда собирают урожай овощей (фруктов)?

3.  Упражнение «Четвертый лишний».

—     Незнайка собрался варить суп. Он взял картофель, апельсин морковь, капусту. Что лишнее взял Незнайка? Почему?

4. Игра «Отгадай-ка».

Красный круглый толстячок На грядке греет свой бочок.

(Помидор.)

Самый кислый фрукт на свете, Полезен взрослым он и детям.

(Лимон.)

(поставить предметные картинки с изображением помидора и лимона).

5. Упражнение «Душистый лимон»

попросить детей понюхать лимон и сказать на выдохе:

- Ах!

- Ах! Какой лимон!

- Ах! Какой душистый лимон!

6. Упражнение «Какой?».

Выставить на наборное полотно маркеры и предложить детям рассказать по ним, какой помидор (лимон).

 

7.Физкультминутка.

Игра - эстафета «Уберем урожай».

разделить детей на две команды: «Огородники» и «Садоводы».

положить в каждый обруч у противоположной стены группы
Муляжи овощей и фруктов. Предложить огородникам собрать овощи, а садоводам - фрукты.

8.Упражнение «Сравни и расскажи». Вызывая детей по одному, просить их продолжить рассказ: - Лимон - фрукт, а помидор - овощ. Лимон желтый, а помидор красный.

Дети продолжают, используя маркеры. Так же рассказать про лук и банан.

9.Итог занятия. Чей рассказ понравился и почему?

 

 

 

ДАТА

Тема, цели, ход занятия.

примечания

28.09

Тема: «Дифференциация „С"-„Сь"»

Цели:

1. Учить дифференцировать на слух и в речи звуки «С»-«Сь».

  1. Обучать звуко-слоговому анализу.
  2. Обучать чтению и письму.
  3. Развивать внимание, память, графические навыки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркеры согласных

глухих звуков - твердого и мягкого, изображения девочек, кассы букв, схемы звуко-слогового анализа, красные, зеленые и синие ручки, тетради в широкую линейку, мяч, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.   Организационный момент.

-    Садится на место тот, кто назовет слово со звуком «Сь».

2.   Упражнение «Звуки „С"—„Сь"».

  • К нам в гости пришли Сима и Соня. (Выставить на наборное полотно изображения девочек.)
  • С какого звука начинаются имена девочек? (Выставить маркеры звуков.)

 

  • Какой звук «С» («Сь»)?
  • Как обозначают звуки «С», «Сь»?
  • Чем они похожи? (Согласные, глухие.)
  • Чем отличаются? («С» — твердый, «Сь» — мягкий.) Попросить детей произнести звуки перед зеркалами.

3.   Упражнение «„ С" или „ Сь "?».
Когда логопед произносит «С» в ряду согласных звуков (слогов,

слов), дети поднимают синий кружочек, когда «Сь» — зеленый.

 

4. Упражнение «Повтори, не ошибись».

Попросить детей послушать, а затем повторить ряды слогов, слов: ас-ась-ос-ось; са-ся-со-сё; ось-лось-пес; Сима-Соня-Сема и т.д.

 

5.   Упражнение «Подарки для Симы и Сони».

Раздать детям предметные картинки: сито, такси, лось, самолет, санки и т.д. Предложить подарить свою картинку Соне или Симе, объяснить свое решение.

 

6.   Физкультминутка.

Игра «  Наоборот».

произносит «СА» и бросает мяч ребенку. Тот произносит Ся и возвращает мяч логопеду. И т.д.

7.Упражнение «Составь схему». Попросить детей выложить схемы слов «косы», «косит». Проанализировать эти схемы. Прочитать слова.

8. Работа в тетради.

Записать в тетради в линейку слова «косы», «косит». Прочитать, проанализировать и списать с доски предложения -  «  У Симы косы», «Сима косит».

9. Итоги:.

О чем говорилось на занятии? Кто был точнее в ответах на вопросы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДАТА

Тема, цели, ход занятия.

примечания

 

Тема: «Сад- огород».

 Цель: Дети должны усвоить основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями.

Выучить загадки об овощах; дать рассмотреть их (цвет, форма, величина), попробовать на вкус; провести игру «Узнай по вкусу» (с закрытыми глазами). Знать основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают, что из них готовят, что в них много витаминов. Различать, что растет в саду, а что на огороде.

Лексический материал: фрукты, овощи, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.

Ход занятия:

Организационный момент:

1. Отгадать загадку и выучить по выбору.

Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка? (Калина)

Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая — чернеет. (Красная и черная смородина)

На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника)

2. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какова на вкус?

Что из нее готовят?

3. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных):

сок из малины — малиновый; сок из вишни —; варенье из малины — малиновое, варенье из вишни — ....

4. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).

Клубника, смородина, черника, вишня. (Черника — растет в лесу.)

Клюква, малина, клубника, брусника. (Малина—   растет на кусте.)

5. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах.

6. Физкульт. Д /игра «Четвертый лишний».

Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.

фрукты: лимон, огурец, банан, персик.

Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.

7. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?»

Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают.

8. Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте: картошка растет на болоте.

9. Ответить на вопросы.

Про какой овощ можно сказать «твердый»?

Про какой фрукт можно сказать «сочный»?

Про какую ягоду можно сказать «кислая»?

10. Дидактическая игра «Подбери признак»:

лимон (какой?) ...; клубника (какая?) ...; помидор (какой?) — ....

 11. Пересчитать предметы овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти):

первое яблоко, второе яблоко ...; первый помидор, второй помидор, первая картошка, вторая картошка... .

Итоги занятия. Что запомнили? Какую загадку загадаете другу?