Игра-средство развития творческой личности дошкольника.

Филиппова Татьяна Ивановна

Игра вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника .Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей ,то есть происходит формирование детского общества .В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы .Игра способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления),а также воображения как психологической основы творчества.

В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения : он в игре как бы на голову выше самого себя .Игра в концентрированном виде содержит в себе ,как в фокусе увеличительного стекла ,все тенденции развития.

 

              ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

Дети ,детство , игра .Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясными и неотделимыми .Все так просто :если ребенок здоров ,он ,естественно ,играет.

Детская игра-один из сложных теоретических вопросов .Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей ,об их законах и верованиях ,о формах и методах воспитания.

По мнению Д.Б .Эльконина : «Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений»

В обществах ,стоящих на низших уровнях развития производства и культуры ,ребенок рано включался в производительный труд взрослы .Дети жили со взрослыми общей жизнью .Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция .Все члены общества осуществляли воспитание детей .Основная задача воспитания-сделать детей участниками производительного общественного труда .А основное средство воспитания-непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых .Вот тогда-то детства не было ,не было и игры.

Итак ,детство существовало не всегда .О возникновении детства можно говорить лишь тогда ,когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производительный труд взрослых.

Чем выше развитие общества ,тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни.

Известно такое многообразие игр дошкольников ,что необходимо структурировать наши знания,-в противном случае возникнет путаница.

Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые ,дидактические и подвижные игры.

На протяжении дошкольного детства происходит усложнение ,как сюжета ,так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам ,требуя и от других детей их соблюдения .Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр ,взрослому важно грамотно руководить игрой детей ,чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила ,которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

Дидактические игры-это специфическая и содержательная для детей деятельность .Данный вид игры имеет готовый игровой материал ,замысел и правила, т .е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых ,которые имеют спонтанный характер).Дидактические игры имеют цель ,т. е .эта игра направлена на получение конкретного результата .Цель имеет два аспекта:

-познавательный ,т. е .то, чему мы должны научить ребенка;

-воспитательный ,т.е. те способы сотрудничества ,формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов ,способностей .В случае нашего исследования цель-развитие сочувствия ,вежливости ,чуткости .Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию ,в которую вводится ребенок ,и которую он воспринимает как свою .Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку ,чтобы игра состоялась.

Взрослый организует игру и направляет ее-он помогает преодолевать затруднения ,оценивает действия ребенка.

Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью ,в которую он охотно включается .Полученный социальный опыт становится его личным достоянием ,так как его можно применить и в других условиях.

Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то ,что ему знакомо и побуждать к усвоению нового .Среди дидактических игр можно выделить:

1)игры ,направленные на развитие гуманных ,нравственных отношений ,волевых качеств личности  ,которые выражаются в поступках и действиях.

2)игры ,способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие ,восприятие цвета ,формы ,качеств ,величины).Они актуальны для младших дошкольников, когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличительные качества окружающих предметов .Играя ,ребенок учится приемам зрительного ,слухового, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов ,сравнивать их по этим качества и обозначать соответствующим словом ,т е .у него формируются сенсорные эталоны ,которые являются основой для полноценного восприятия окружающей действительности.

3)игры ,развивающие познавательные процессы (интеллект ,память ,внимание ,речь).

Подвижные игры направлены на укрепление здоровья ,улучшение общей физической подготовленности детей удовлетворении их биологической потребности в движениях .Отличительная черта подвижных игр-их эмоциональность (нельзя допускать монотонность).Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания ,игровые образы, неожиданные ситуации .Существуют подвижные игры направленные на развитие ловкости, координации движения ,скорости и т.д.

Театрализованные игры-делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы ,краски, звуки .Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским относят настольный театр ,теневой театр .Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа-объемного или плоскостного. Он действует за него ,изображает его интонацией, мимикой.

Участвуя в играх-драматизациях ,ребенок как бы входит в образ ,перевоплощается в него ,живет его жизнью.

Таким образом, сделаем вывод ,для дошкольника игра-ведущий вид деятельности .Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения ,взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые ,дидактические и подвижные игры .Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то ,что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

       Игра как ведущая деятельность у дошкольников

Игра-это основной вид деятельности дошкольника ,она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка .В ней дети овладевают новыми навыками и умениями ,знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения .Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка ,вне игры нет воспитания личности.

В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся образцом не только объективно ,но и субъективно.

Около трех лет ребенок становится гораздо более самостоятельным ,и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время игра социальна и по своему происхождению ,и по содержанию .Она не сможет развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира ,которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым .Нужны ребенку и различные игрушки ,в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других.

В каждой игре свои игровые условия-участвующие в ней дети ,куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте ,игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий ,напоминающих манипуляции с предметами.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность-режут хлеб ,трут морковку ,моют посуду Они поглощены процессом выполнения действий и подчас забывают о результате-для чего и для кого они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом ,не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры .Для средних дошкольников главное-отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений .Для старших дошкольников важно подчинение правилам ,вытекающим из роли ,причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

В игре также развивается мотивационно- потребностная сфера ребенка .Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации ,у детей формируется творческое воображение .Игра способствует становлению произвольной памяти ,в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка.  Играя ,он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения.

Рассматривая в своих работах дошкольный возраст Л .С .Выготский ставит акцент на том, что основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра. На нее почти полностью возлагается задача формирования  сенсорики  ребенка :знакомство с формой ,величиной, цветом ,пространством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения-явление очень сложное .

И дошкольник начинает играть .Вернее ,начинает он раньше .Первые ,самые простые игры возникают у ребенка на2-ом году жизни .Тут новый шаг в психическом развитии ребенка .Ведь он впервые осмысленно использует предметы как игрушки. Наряду с речевыми символами в сознании малыша появляются символы предметные ,возникает воображение как особая сфера психического. В действительности малыш не просто играет: он косвенно обращает свои игровые действия к взрослому ,стремится получить одобрение и оценку.

Игра3-5-летних сложнее .Простое воспроизведение действий с предметами уже не устраивает ребенка: ему хочется принять участие в настоящей жизни .Появляются роли ,игра становится коллективной].

Для детей3-4х лет основным становится воспроизведение отношений между людьми. Мир открывается детям все полнее и полнее .Они уже видят ,что шофер не просто крутит руль ,но вступает в определенные отношения с пассажирами ,что доктор не просто делает укол больному ,но и общается с ним определенным образом .И именно эти отношения и особенности общения между взрослыми и становятся центральным моментом в играх дошкольника .

Разнообразны сюжеты детских игр. Тут и «дочки-матери» ,семья ,быт, и трудовые будни папы и мамы ,и приключения.

Чем старше дошкольник, тем сложнее и романтичнее сюжеты игры, тем дальше они от хорошо знакомых бытовых сцен. Все то новое ,что прочитали ему в книжке, что он увидел в кино ,по  телевизору ,в цирке,-все знакомый хочет вовлечь ребенок в игру ,воспроизвести, принять в событиях личное ,действенное участие .В этом причудливом сюжетном калейдоскопе быстро чередуются работа проводника и машиниста ,таксиста и охотника ,космонавта и средневекового рыцаря.

Рассматриваю  сюжет в ролевой игре  В.  В .Зеньковский говорил: «И вот что интересно :хотя игра-модель реальной жизни ,хотя она отражает реальность взаимоотношений людей ,она в то же время полна чудес ,волшебных превращений .В игре бурно развивается воображение ,ребенок мыслит и творит ,планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения .Малыша не очень заботит то, что вместо ракеты у него-пара стульев ,а вместо шлема-картонный цилиндр .Игровые предметы «добры »к ребенку; они «знают »и «чувствуют» ,что нужно маленькому фантазеру ,и охотно «подыгрывают »ему .Фантазия малыша оживляет все ,даже неживые ,предметы .Ребенок играет не только роли людей, животных; скрипящая дверь ,паровоз, ветер-все достойно перевоплощения, во все малыш может вдохнуть душу, психику ,жизнь» .Игровые законы вовсе не препятствие тому ,чтобы неодушевленный предмет ожил ,а плюшевый мишка заговорил человеческим голосом. Воображение ребенка не только копирует ,воспроизводит ,но и создает, преображает ,творит.

В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочтении игр ,игрушек и связанная с этим отработка игровых и орудийных действий .В игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее и легче входят в новые условия ,устанавливают контакты.

Мальчики взрывные, создают больше шума .Выбранные игровые роли отражают социальные стремления детей разного пола .В игре в своеобразной форме реализуется интерес к деятельности ,связанной с мужскими и женскими социальными ролями .Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх ,в которых можно реализовать свои притязания на победу ,на лидерство .Мальчики признают сильных ,смелых и инициативных сверстников .Девочки любят сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых.

Б .П. Никитин говорит о том, что дошкольный возраст справедливо называют возрастом игры. Возраст игры ставит вопросы ,и ,это ни удивительно, ответы на многие из них заключены в самой игре.

Родителям надо запомнить ,что если ребенок не научился играть ,если его не привлекают игрушки ,если он не может создать сюжетно-ролевую игру ,привлечь к ней своих друзей ,у такого малыша не будет успехов и в «серьезной »деятельности .Игра-это особая ,необходимая для нормального развития ребенка школа .Это ,пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие ,в котором ребята многому учатся .Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом ,что ,именно играя ,ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то ,что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия ,способность к концентрации внимания .Как это ни удивительно на первый взгляд ,но именно в игре ,где ,как ошибочно полагают взрослые ,ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями ,к целенаправленному ,произвольному поведению ,регулируемому осознанной целью. Словом ,все важнейшие психологические новообразования ,которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни ,в обучении ,общении, творчестве ,берут свое начало в детской игре .Не случайно педагоги давно отметили, что ,каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни .Игра способствует развитию подлинно творческого воображения ,направленного на конкретную цель ,на создание нового ,на получение определенного результата.

Игра-это серьезно для самого ребенка ,это сама жизнь ,это детская непосредственность ,наивность ,иногда  лукавство ,иногда удивительная серьезность .Для ребенка игра не всегда милая забава, часто-это труд, преодоление себя .Игра-это целый мир…И руководство детской игрой-серьезная проблема для взрослых .Пожалуй, именно здесь от родителей требуется наибольшее внимание, терпение ,такт, умение наблюдать ,постоянно и беспристрастно вглядываться в своего ребенка ,и конечно же умение любить.

Родители сами могут прийти к выводу что не следует жалеть времени на игру .Отношение родителей к игре своих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности-как орудия самовоспитания ребенка.

Сделаем вывод :игра -это основной вид деятельности дошкольника ,в ней дети овладевают новыми навыками и умениями ,знаниями .Ролевая игра-самостоятельная деятельность детей ,моделирующая жизнь взрослых. Это-деятельность ,в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме ,в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними .В развитии игры выделяются две основные стадии: воспроизведение логики реальных действий людей; моделирование реальных отношений между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения ,общественный смысл деятельности взрослого человека Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка. В игре также развивается мотивационно- потребностная  сфера ребенка .Игра способствует становлению не только общения со сверстниками ,но и произвольного поведения ребенка

1.3Значение игры для дошкольного периода детства

Великий русский педагог К.Д .Ушинский писал: «В игре дитя живет ,и следы этой жизни глубже остаются в нем ,чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя ,существо ,не имеющее еще никакой самостоятельности ,слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни ;в игре же дитя, уже зреющий человек ,пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» .

Игровая деятельность-одно из самых удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы .Мало того ,игра присуща не только человеку-играет и животный детеныш .Следовательно, этот факт должен иметь какой-то биологический смысл: игра для чего-то нужна ,имеет какое-то специально биологическое назначение ,иначе она не могла бы существовать ,получить такое широкое распространение. В науке было предложено несколько теорий игры ,пытавших разгадать эту мысль .В.В .Зеньковский сводит игру к разряду накопившейся энергии в молодом существе ,которая не находит себе выхода и употребления на естественные надобности .Эта теория видит в игре не случайную прихоть, забаву ,но важную жизненную необходимость.

Американский философ Герберт Спенсер считал ,что игра является способом изживания накопившейся у ребенка энергии, которую некуда больше девать ,потому что от деятельности по удовлетворению своих потребностей он освобожден взрослыми .

Другая теория ,которая усматривает биологическую полезность игры в том ,что она-как бы естественная школа воспитания.

Бюллер  считал ,что к игре понуждает удовольствие ,которое организм получает от своего функционирования. Гросс утверждал ,что игра-это форма подготовки к будущей деятельности . Дьюи доказывал ,что игра представляет собой реализацию ребенком видов поведения ,приобретенных на основе инстинктов, подражания и научения .

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд полагал ,что игра-это способ символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний .

Советский психолог Л. С .Выготский считал ,что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка ,и видел в ней ведущее средство развития его сознания. Некоторые психологи считали ,что корень игры-просто инстинкт подражания, а другие видели в ней способ освоения ребенком реальности .

Ребенок всегда играет ,он есть существо играющее ,но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы ,которые ведут к выработке нужных навыков и умений .Период игр с прятаньем ,убеганием и т .д .,связан с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней .Можно без преувеличения сказать ,что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры .Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх :ребенок активно воспроизводит и усваивает виденное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые понадобятся ему в будущей деятельности.

Ни одна игра не повторяет с точностью другую ,но каждая из них представляет мгновенно новые и новые ситуации ,которые требуют всякий раз новых и новых решений.

При этом надо иметь в виду, что такая игра является величайшей школой социального опыта.

По мнению С.А .Шмакова в игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих .Во всякую задачу-игру входит, как непременное ее условие умение координировать свое поведение с поведением других ,становиться в активное отношение к другим ,нападать и защищаться ,вредить и помогать ,рассчитывать наперед результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой социальный, коллективный опыт ребенка  ,и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений .

Последняя особенность игры-подчиняя все поведение известным условным правилам ,она первая учит разумному и сознательному поведению .Она является первой школой мысли для ребенка .Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды.

Игра по праву заняла в практике дошкольных учреждений важное место. Нет нужды доказыват  ,что она имеет большое значение для всего хода развития детей в дошкольном возрасте .Можно указать два ряда фактов ,подтверждающих это положение.

Под руководством профессора А.Н. Леонтьева был проведен ряд экспериментальных исследований ,осветивших ,в частности, вопрос о значении игры для развития психических процессов.

З.М .Истомина подвергла специальному исследованию процессы возникновения произвольной памяти в дошкольном возрасте .Ее исследования показало ,что в ходе игры создаются благоприятные условия для того, чтобы задача нечто припомнить и запомнить впервые возникла перед ребенком младшего дошкольного возраста как самостоятельная задача и ,следовательно ,возникли бы предпосылки для развития процессов произвольного запоминания .З .В. Мануйленко в специальном экспериментальном исследовании убедительно показала ,что сознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше, чем в деятельности ,осуществляемой по заданию .

Наконец ,исследованиями А.В .Запорожца и Я.З .Немерович, посвященными развитию движений ,было показано ,что игра имеет ближайшее отношение к формированию истории ребенка дошкольного возраста .

Второй ряд фактов относится к сравнительному исследованию игры у детей ,стоящих на различных уровнях интеллектуального развития.

Оба ряда фактов с убедительностью показывают ,что игра имеет значение не только для тех психических процессов ,которые в нее непосредственно включены ,как например ,воображение, мышление ,но и для таких, которые в ней непосредственно могут не принимать участия или во всяком случае связаны с ней косвенно, например память.

В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции ,но происходит изменение психики ребенка в целом.

Раскрытие психологической природы дошкольной детской игры заключается в том, чтобы понять и выяснить в игре то ,что определяет собой психологическое развитие личности ребенка и его сознания ,симптомом которого является развитие отдельных психических процессов-мышления ,воображения ,восприятия ,памяти, воли .Изменения этих отдельных процессов в игре ясно видны и даже могут быть измерены ,но за ними скрываются и их определяют более существенные ,хотя не так ясно видимые ,более глубокие изменения личности и сознания ребенка.

Почти все исследователи ,изучавшие игру, единодушно отмечают ,что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника .Этот непринужденный характер игры выражается не только в том ,что ребенок свободно выбирает сюжет игры ,но и в том ,что его действия с предметами вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного употребления предметов значительной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми значениями ,которые сам ребенок придает им в игре .Основной парадокс игры заключается в том ,что, будучи деятельностью ,максимально свободной находящейся во власти эмоций, она является источником развития произвольности и сознания ребенком своих действий и своего я Решая вопрос о так называемой ''свободе' игры и попытке выяснить :не содержит ли игра известных внутренних ограничений, подчиняясь которым ребенок и научается подчинению внешним ограничениям-правилам поведения ,все игры были разбиты на четыре группы .К первой группе  Коломинский  Я .Л .,Панько Е .А .отнесли подражательно-процессуальные игры в которых действия детей сводятся к простому подражанию известным действиям по образу ;ко второй группе-драматические игры по определенному сюжету ;к третий-игры с несложными правилами по сюжету ;наконец ,к четвертой-игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры.

Н.П .Аникеева  считает ,что игра в дошкольном возрасте развивается от игр подражательно-процессуальных через драматические игры со скрытыми правилами к играм с открытыми правилами без сюжета .Этот психолого-педагогический принцип ,по-видимому ,и лежит в основе распределения игр по возрастам в дошкольном периоде развития ребенка .

Еще один существенный вопрос Это вопрос о природе детских желаний в игре. Почему ребенок играет в летчика ,офицера ,часового ,доктора ?Обычно на этот вопрос мы отвечаем-у ребенка есть желание быть таким, как этот человек, его возможности ограничены, взрослая жизнь ему еще недоступна ,и он вынужден реализовать эти свои желания в игре. Таким образом ,игра является как бы формой осуществления желаний ребенка, возникающих из столкновения с детьми ,из реальной жизни его в кругу определенных общественных отношений.

Поэтому в практике организации и стимулирования детских игр большое значение принадлежит ознакомлению детей с общественными условиями, с ролью различных профессий в жизни общества .Насыщая роль содержанием, мы делаем ее более привлекательной, мы формируем желание ребенка .Эта возможность формировать детские желания ,управлять ими делает игру мощным воспитательным средством путем внесения в нее тех сюжетов, которые обладают наибольшим воспитательным значением.

Итак, игра есть разумная и целесообразная,планомерная,социально-координированная,подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии .Она является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности ,приготовлением к будущей жизни. В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции ,но происходит изменение психики ребенка в целом.

        ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Личностное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности

Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

Условием личностного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка ,а также развитие его самооценки.

Но личностное развитие обуславливается и тем ,как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществ .Возникает вопрос ,в какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того чтобы проанализировать проблему формирования в процессе игровой деятельности ,рассмотрим строение игры:

1)Игра как единое целое .В ней не выделяют разные планы взаимоотношений детей :план сюжетно-ролевых отношений ,и план отношений по поводу игры обеспечивающих распределение ролей и игровых атрибутов ,корректирующих выполнение роли Считается, что ребенок ,изображая в сюжете нравственные отношения между людьми ,тем самым усваивает их .Следовательно в этом случае мы говорим об организации игр с “хорошим нравственным содержанием” ,многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации в которых ребёнок будет воспроизводить и закреплять этические представления На наш взгляд ,данный подход соответствует дидактическим играм.

2)Игра как средство активного ,действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений .Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений :отношений детей к предметам и отношений между действующими лицами .Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения ,не ограниченные действиями с предметами .Отсутствие способов таких взаимоотношений ,с одной стороны ,и необходимость их использования с другой ,является движущей силой проникновения ребенка в мир человеческих отношений .Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения .Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний ,но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит ,содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка .Соответственно ,сюжетно-ролевая игра .Сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том ,может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания.

Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения ,т.е. представления нравственного содержания, раскрытие нравственного смысла ,реализация знаний в значимой ситуации ,окажется ,что одна вторая компонентов выступает в сюжетно-ролевых отношениях. Л.И .Божович считаете одним из условий реализации какой-либо роли является выделение ребенком ее содержания .Принимая на себя различные роли ,дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у детей повышается стремление поступать нравственно .

Л.В  .Артёмова анализируя дошкольников в театрализованной игр е ,говорит о том, что ребенок, последовательно разыгрывая все роли в одной игровой ситуации ,действительно изменяет свою позицию-это называют “эмоциональной  децентрацией ”,т. е. умением выделять переживания других людей происходящее не только и столько за счет изменения позиции ,взятой самой по себе ,а за счет того ,что изменение позиции приводит к необходимой и возможной координации детьми в сюжетно-ролевой игре различных точек зрения .

Но полноценной и всесторонней координация становится возможной лишь в рамках высокоразвитой игровой деятельности .На более низких уровнях координация различных точек зрения осуществляется иначе ,т к .сюжетно-ролевые отношения носят иной характер. Учитывая ,огромное значение сюжетно-ролевой игры для формирования личности дошкольника, рассмотрим подробнее уровни развития ролевых отношений:

1.На самом низком уровне роли не называются и дети не называют себя именами лиц ,которые они на себя взяли. Даже если в игре имеется ролевое разделение функций дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.

2.Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий ,связанных с данной ролью.

3.Начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры Появляется специфическая ролевая речь ,обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью выполняемой товарищем.

4.Выполнение действий ,связанных с отношениями к другим людям ,роли которые выполняют другие дети .Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явный ролевой характер ,определяется и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аникеева Н .П .Воспитание игрой :Книга для учителя.-М.:Просвещение,1990.-72с.Артёмова Л.В .Театрализованные игры дошкольников М.:Просвещение,1991. –56с.Артемова Л.В .Окружающий мир в дидактических играх дошкольников,-М.:Просвещение,1992. –39с.Базовый компонент :Программа обучения в детском саду,-К.:Освіта,2007. –243с.Богуславская З.М. Смирнова Е. О .Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.М.:Просвещение,1991.-258с.Богуславская З.М .Смирнова Е. О .Роль игры в нравственном развитии ребёнка.М.:Просвещение,1991.-116с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.:инфра-М,1998.-126с.Воспитание детей в игре: /Сост .А. К. Бондаренко, А .И .Матусик -