Паспорт музыкального зала

Терентьева Светлана Сергеевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Радуга» городского округа город Агидель

Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ

музыкального зала

 

image

 

 

Музыкальные руководители: С.С. Терентьева

                                                   О.Д. Застоина

 

 

Паспорт музыкального зала

Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте ФГОС

ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию ООП ДО, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно- развивающей среды.

Предметно-развивающая среда (ПРС) – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности. Организация пространства, деление на зоны.

Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.

Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же две зоны: спокойную и активную.

Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то наличие ковров на полу размера 3*4м, позволяет детям чувствовать себя не стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от туловища. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.

 

image   image

Спокойная зона. Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя.

 

image

 

Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно- развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования, дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Требования к мультимедиа: Для показа диафильмов, мультимедиа используют проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1м и не более 1,3м. Показ на стене не допускается. 

Для просмотра видеофильмов используют интерактивна доска и ноутбук. При просмотре детей располагают на расстоянии не ближе 2-3м и не дальше 5-5,5м от экрана. Стулья устанавливаются в 4-5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6м. Детей рассаживают с учетом их роста. 

 

image

Санитарно – эпидемиологические и гигиенические требования  

музыкальному залу

1.Музыкальный зал находиться с западной стороны здания.

2.Площадь не менее 80,7 м2.

3. Музыкальный зал не проходное помещение.

4. Половое покрытие обладает низкой теплопроводностью.

5. Поверхность стен помещения для музыкального зала окрашена в светлые тона с коэффициентом отражения 0,6-0,8.

6. Освещение музыкального зала ДОУ – естественное. Величина коэффициента естественного освещения (КЕО) не менее 1,5%.

7. Шторы на окнах не снижают уровень естественного освещения. Цветы на окнах подписаны и не снижают уровень освещения.

8.Осветительная аппаратура обеспечивает равномерный свет.  Уровень освещения не менее 150 л.к.  Лампы накаливания имеют защитную (светильники).  Все источники освещения находятся в исправном состоянии.

9.  Чистоту оконных стекол производят не реже 2 раз в год.

10.  В качестве нагревательных приборов используются радиаторы, трубчатые нагревательные  элементы. Температура поверхности обогревательных приборов не более  + 80  градусов С.

11. Обогревательные   элементы ограждены  съемными решетками.

12.  Влажность воздуха  40- 60 %.

13. Проветривание сквозное  и угловое  по 10 минут  через  1,5 часа. Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчивается за 30 минут до прихода детей.

14. Температура воздуха в музыкальном зале + 20 градусов С.

15. Влажная уборка помещения проводится по графику: два раза в неделю.

16. Мебель согласно возрасту детей. Высота стульчиков в среднем 260-300 мм.

17. Длительность занятий составляет:

1 младшая группа - 10 минут;

2 младшая   группа - 15 минут;

Средняя  группа  - 20 минут;

Старшая группа  - 25 минут;

Подготовительная к школе группа -  30 минут.      

 

Учебно - методический комплекс музыкального зала

                                                                                                                              

1.Теория и методика музыкального воспитания

  • Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова «Методика музыкального воспитания в детском саду.» – 2 изд. испр. и доп.- М.: Просвещение, 1982-271с.
  • Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.— 240 с. 
  • Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005. (электронный вариант)
  • Давыдова М. А.Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. –М.: ВАКО, 2006 год.- 239 с.
  • Дзержинская И.Л. музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателей и муз.руководителя дет.сада. (Из опыта работы).-М.:Просвещение,1985.-160., нот.
  • Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет._М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 89 с.
  • Зацепина М. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, 2009.- 80 с. 
  • Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г. – 304 с: ноты. (электронный вариант)
  • Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников .-М.: Академия, 1999 - 176 с. - (Педагогическое образование). (электронный вариант)

 

2. Методическое обеспечение программы «От рождения до школы».

  • Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ясельки. Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприложением (2CD).-СПб.: Композитор, 2013. (электронный вариант)
  • И.Каплунова, И.Новоскольцева «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию  детей дошкольного возраста.- СПб., ООО «Невская нота», 2010. (электронный вариант)
  • И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий  с CD-приложением (старшая группа). СПб.,И: «Композитор», 2008. (печатный вариант, электронный вариант)
  • И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий  с CD-приложением (подготовительная группа). СПб.,И: «Композитор», 2009. (печатный вариант, электронный вариант)
  • «Зимние забавы» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой (электронный вариант)
  • Новоскольцева И.А., Каплунова И.М. Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. В двух выпусках (комплект из 2-х книг и 2-х дисков).-СПб.: Композитор, 2013. (электронный вариант)

3. Программы и методическая литература по ритмике

  • Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Пособие по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.-Пб., 2000. (печатный вариант, электронный вариант)
  • Буренина А.И. «Коммуникативные танцы - игры для детей: Учебное пособие. – СПб.:  И.: «Музыкальная палитра», 2004. (печатный вариант, электронный вариант)
  • Усова О.В. Театр Танца для детей 3-6 лет. Авторская программа (электронный вариант)

4. Программы и методическая литература по восприятию музыки и синтезу искусств

  • Радынова О.П. Музыкальные шедевры.-М.: "Издательство Гном и Д", 2000 г., 40 стр.

5. Программы и методическая литература по обучению детей пению

  • Арефьева, Светлана Анатольевна. Разбудим голосок : Метод. пособие / С. А. Арефьева ; Под ред. П. В. Анисимова . – Владимир, 1994 . – 47 с. : ноты .
  • Замыцкая Л.С., Крашенинникова Н.Б. Обучение дошкольников выразительному пению в процессе формирования у них музыкальных и речевых навыков. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. (электронный вариант)

6. Программы и методическая литература по развитию музыкального слуха, музицированию.

  • Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.-М.: ООО «ИКТЦ Лада», 2006. – 224с. (электронный вариант)
  • Зимина А.Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ. Сценарии и нотное приложение.-М.:Гном-Пресс, 1999. - 48 с (Музыка для дошкольников.).
  • Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя». – М.: Просвещение, 1982.
  • Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.-М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  • Ларионова Г.П. Я учу нотную грамоту.-СПб: Издательский дом "Нева"; М: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002 г. , 112 стр. (электронный вариант)
  • Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. Квадратный апельсин. Потешное сольфеджио для малышей и детей постарше, а также для всех, кто хочет весело общаться с музыкой.-М.: Педагогическое общество России, 2005. — 96 с. — (Серия: Дошкольная мозаика). (электронный вариант)
  • Тютюнникова Т.Э. Веселая шарманка. Шумовой оркестр для детей. + музыкальное приложение.- Москва, 2007.- 88 с. (электронный вариант)
  • Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры. - М, 2009.- 68 с. (электронный вариант)
  • Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом, или Полет в другое измерение: учеб.-метод. пособие для начального музыкального образования.-СПб.:Музыкальная палитра,2008.-68 с. (электронный вариант)
  • Ходонович Л.С.Веселые игры с музыкальными инструментами: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспеч.получение дошк.образования./ Л.С.Ходонович. – Минск, 2010. – 40с.: ил.(электронный вариант)

7. Программы и методическая литература по театрализованной деятельности

  • Картушина М.Ю. Забавы для малышей. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192с. - (ранний возраст).
  • Мерзлякова С. И. Театрализованные игры: методическое издание для работников дошкольных образовательных учреждений /Светлана Мерзлякова. –М.: Обруч,2012.-152с.
  • Организация театрализованной деятельности. Подготовительная группа. / Автор-сост.Н.Б.Улашенко.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 112 с. (электронный вариант)
  • Уликова Н.А. Словом душа растет. Часть 4. –СПб.: СМАРТ, 1994.(электронный вариант) – театрализованные игры для детей 5-6 лет.(электронный вариант)
  • А.В.Щеткин - Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. Москва: Мозаика-Синтез. 2008 .(электронный вариант)

8. Праздники и развлечения в детском саду

  • Луконина Н., Чадова Л. Физкультурные праздники в детском саду. - М.: Айрис-пресс, 2004. — 128 с: ил., ноты. — (Внимание: дети!).
  • Морозова Е.И. Осенние праздники в детском саду. М.:  АСТ, Сталкер,2007. - 288 с. (Серия: Озорной наш детский сад) (электронный вариант)
  • Морозова Е.И. Зимние праздники в детском саду. – М.: АСТ, Сталкер, Харвест, 2008. - 288 с. (Серия: Озорной наш детский сад). (электронный вариант)
  • Осокина И.М. Сказка с песней повстречались. Сценарии музыкальных праздников для детского сада. Ярославль:  Академия развития, 2009.

Наглядно-дидактический материал, наглядные пособия, книги

  • Портреты композиторов  (формат А4)
  • Иллюстрации к разделу «Восприятие музыки» (электронный вариант)
  • Иллюстрации по лексическим темам (электронный вариант)
  • Иллюстрации музыкальных инструментов, симфонического оркестра (электронный вариант)
  • Иллюстрации по жанрам музыки (песня, танец, марш) (электронный вариант)
  • Иллюстрации по видам музыкального искусства (опера, балет) (электронный вариант)
  • Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». М.: Росмен, 2010. (иллюстрации Лебедева) (электронный вариант)
  • 8 марта: Стихи, песни. – М.: Самовар, 2005. (электронный вариант)

Музыкально-дидактические игры

  • на развитие звуковысотного слуха: «Птица и птенчики», «Кошка и котята», «Лесенка», «Три медведя»; «Угадай, кто поет?», «Кого встретил колобок?», «Цветочные партитуры для пения»
  • на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Кто как идет», «Ритмические карточки» на определение характера музыки (настроения), жанров: «Солнышко и дождик», «Вот так зайцы!», «Удивительный светофор», «Что звучит: песня, танец, марш?», «Три танца: полька, вальс, пляска»
  • на развитие динамического слуха: «Громко-тихо запоем»;
  • на  развитие тембрового слуха: «Отгадай, на чём играю»; «Музыкальное лото»
  • на закрепление музыкальных инструментов, состава оркестров: «Музыкальное лото», «Кто больше знает?», «Составь оркестр», «Какой инструмент лишний?»
  • на закрепление игры в оркестре: «Цветочные партитуры»
  • Музыкальная лесенка- 5 ступеней

Музыкально-дидактические видеоигры

  • «Бубен» муз.Попатенко, «Маракас» – знакомство с инструментом, развитие чувства ритма
  • «Веселые комочки», «Ритмы зимы»  - на развитие чувства ритма

 

Цикл обучающих мультфильмов «Веселые нотки» (электронный вариант)

  • «Веселые нотки. Барабан. Медленно-быстро»
  • «Веселые нотки. Пианино. Высоко-низко»
  • «Веселые нотки. Скрипка. Медленно-быстро»
  • «Веселые нотки. Банджо. Медленно-быстро»
  • «Веселые нотки. Труба. Громко-тихо»
  • «Веселые нотки. Гитара. Высоко-низко»
  • «Веселые нотки. Волынка. Медленно, тихо-громко, быстро»
  • М\ф «До, ре, ми» - мультфильм про ноты
  • М/ф «Маленький оркестр» - знакомство с инструментами
  • М/ф «Фиксики. Музыкальная шкатулка»  - знакомство с музыкальной шкатулкой

Видеоклипы /интернет/

  • «Осень» Антонио Вивальди
  • «Осенняя песнь» П.И.Чайковский
  • «Ноябрь. На тройке» П.И.Чайковский
  • «Аве  Мария» Шуберт
  • «Аве Мария» Бах-Гуно
  • «Зима» Вивальди
  • «Зима» оркестр «Рондо Венециано»
  • «Март. Песня жаворонка» П.И.Чайковский
  • «Моя Россия» Струве
  • «Память» ко Дню Победы
  • «День Победы»
  • «Главный праздник» ко Дню Победы
  • «Парад  9 мая 1945года» фильм в цвете
  • «ВОВ – документальные хроники» -  на песню «Священная война»
  • «Песок» песочная анимация по военным песням
  • «Что такое дружба?» гр. «Барбарики»

 

 

Оборудование музыкального зала

Наименование

Инв. номер

Кол-во

1.

Активная низкочастотная акустическая система

0101600000009

1

2.

Активная низкочастотная акустическая система

0101600000091

1

3.

Динамический  многолучевой светодиодный эффект

0101600000172

1

4.

Динамический  многолучевой светодиодный эффект

0101600000173

1

5.

Дымогенератор с RGB с подсветкой

0101600000189

1

6.

Интерактивная доска

0101600000203

1

7.

Комплект стоек с перекладинами и плоской формой для светового оборудования

0101600000228

1

8.

Микшерный пульт

0101600000469

1

9.

Мобильная напольная стойка для интерактивной доски

0101600000408

1

10.

Передатчик радиосистемы с суперкардиоидной микрофонной головкой

0101600000579

0101600000578

0101600000577

0101600000576

1

1

1

1

11.

Пианино с табуретом

0101600000625

1

12.

Подавитель обратной акустической связи

0101600000629

1

13.

Проектор

0101600000734

1

14.

Рессивер радиосистемы

0101600000500

0101600000499

1

1

15.

Световой эффект «Лунный цветок»

0101600000509

0101600000508

1

1

16.

Стеллаж 1000*600*200

0101600000539

1

17.

Стол с тумбой подкатной

0101600000618

0101600000617

1

1

18.

Шкаф для одежды 798*418*1960

0101600000779

0101600000859

1

1

19.

Ковер 3*5

0101600000024

0101600000025

1

1

20.

Зеркало 2000*1000

0101600000200

1

21.

Елка 3м сосна искусственная

0101600000045

1

22.

Шторы, ламбрикены, шторы-зановес

 

 

23.

Стулья большие

 

16

24.

Стулья детские «Солнышко»

 

 

         

               Список музыкальных инструментов, игрушек, театров и пособий.

Наименование

Количество (шт.)

1.

Бубен большой

3

2.

Бубен деревянный маленький

5

3.

Бубен средний

12

4.

Барабан

5

5.

Металлофон маленький

10

6.

 - - - - - - -  средний

5

7.

 - - - - - - -  большой

3

8.

Ложки с бубенцами

15

9.

Ложки деревянные

19

10.

Треугольник маленький

3

11.

Флейта

3

12.

Дудочка

3

13.

Аккордион маленький

1

14.

Колокольчик

10

15.

Трещенка

5

16.

Маракасы деревянные

28

17.

Труба цветная

3

18.

Свистулька расписная

3

19.

 - - - - - - -  нерасписная

3

20.

Губная гармошка

8

21.

Набор шумовых инструментов с дисками (2 шт.)

1

22.

Кастаньеты

10

23.

Погремушка с бубенцами

2

24.

Погремушка

23

25.

Тарелки

2

26.

Театр теневой «Кащей бессмертный»

1

 

 - - - - - - - -   «Баба Яга»

1

 

  - - - - - - - - «Принц с принцессой + замок»

1

 

 - - - - - - - - «Теремок»

1

27.

Театр кукол «Царевна-лягушка»

1

28.

 - - - - шагающий «Теремок» с домиком

1

29.

 - - - -  шагающий «Волк и лиса» с домиком

1

30.

 - - - - - - - - - - - - - «Снежная королева»

1

31.

 - - - - - - - - - - - - - «Соломенный бычок»

1

32.

Кукла «Петрушка»

1

33.

Балалайка с бубенцами

1

 

- - - - - - - - без бубенцов

3

34.

Свечи электрические

19

35.

Игрушки «мягкие» для театра

24

36.

Флаг России средний

1

37.

Папка-передвижка

2

38.

Маски овощей и фруктов (ободки на голову)

17

39.

Ширма для театра большая

1

 

 - - - - - - - - - - -  средняя

1

image   image

image  image

image  image   

 

Список взрослых и детских костюмов, атрибутов к ним.

Наименование

Кол-во (шт.)

1.

Елка (5 метров)

1

2.

Камин

1

3.

Шапка Мухомора

5

4.

Коробки подарочные

14

5.

Пенек

2

6.

Елки (маленькие)

5

7.

Накидка для царя

1

8.

«Деревья» с головным убором

3

9.

Варежки для «дерева»

3

10.

Подарковыдаватель

1

11.

Костюм Лешего

1

12.

Юрта-гора

1

13.

Костюм Деда Мороза (старый)

1

14.

Костюм Деда Мороза (синий): халат, руковицы, шапка, пояс)

1

15.

Посох Деда Мороза

1

16.

Валенки Деда Мороза

1 (пара)

17.

Борода Деда Мороза

2

18.

Подъюбник Снегурочки

1

19.

Накидка на стул Деда Мороза

1

20.

Мешко Деда Мороза

2

21.

Мешки Деда Мороза (маленькие)

2

22.

Шляпа белая

3

23.

Шляпа черная

1

24.

Татарские колпаки

4

25.

Шляпы на резинке цветные

6

26.

Костюм «лошади» бутафорский

1

27.

Листья на ветках

16

28.

Ведра обшитые «расписные»

6

29.

Шляпа японца

3

30.

Костюм Кащея

1

31.

Черные ленты в Георгиевскую ленту на штору

3

32.

Домик-ширма (11гр.)

1

33.

Мешочки Санты Клауса

11

34.

Платочки (желтые)

6

35.

Платочки (красные)

6

36.

Масленница

1

37.

Платочки для Матрешек

6

38.

Костюм Неволяшек:

- банты

- юбки

- блузки белые

 

9

10

7

39.

Костюм «Ангела»

1

40.

Крылья ангелов

5

41.

Накидки на кубики

6

42.

Накидки на стулья нарядные

26

43.

Латок для ярморки

1

44.

Снеговик разборный

1

45.

Костюм «Карлсона» с мотором

1

46.

Шорты цветные

8

47.

Юбки цветные

9

48.

Юбки и трусы для конкурсов

3

49.

Бескозырки

6

50.

Воротники для моряков

8

51.

Брюки матроские

8

52.

Костюм Клоуна

2

53.

Головной убор танкиста

1

54.

Галстук-бабочка

9

55.

Лицо Весны

1

56.

Черная водолазка «Zorro»

2

57.

Варежки для Тучки

1

58.

Чепчики

17

59.

Юбки синие мотроские

6

60.

Комбенизоны для «деревьев»

3

61.

Костюм Курочки (для взрослого)

1

62.

Репетузики белые

8

63.

Рубашка белая

1

64.

Рубашки русские народные (белые)

2

65.

Шотры для Лося

1

66.

Жилеты для Мишек

3

67.

Жилет черный

1

68.

Накидка для Ежика

1

69.

Рубашки русские народные (оранжевые)

2

70.

Кушаки для  рубашек (красные)

2

71.

Сарафаны русские народные для девочек

3

72.

Костюмы «Тигрят»: - комбенизоны

                                   - юбки

4

3

73.

Чемодан

2

 

 

 

 

 

 

 

image