План работы по самообразованию

Терентьева Светлана Сергеевна

 

План работы

по самообразованию на тему:

«Современные методики музыкального развития и интересные биографические факты из жизни современных композиторов» на 2018-2019г.

 

Актуальность:

С приходом в дом современной техники, человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Большинство современных детей слушают примитивные музыкальные «шедевры». Утеряны традиции любительского музицирования, не практикуются домашние спектакли. А ведь слушание музыки, совместное пение, эта особенная атмосфера, и именно она определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке. Д. Д. Шостакович считал, что «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат». В связи с этим, музыкальным воспитанием ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров в музыкальном развитии ребенка является использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, речи и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение и чувство слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением. Учёные доказали, что музыка, особенно классическая, наиболее благотворно воздействует на детскую психику, а занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память, ручной и артикуляционной моторики, речь. Слушание классической музыки повышает успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, повышает качество речи и уровень музыкально-эмоциональной отзывчивости.

Цель проекта:

• формирование и совершенствование речевых умений и навыков дошкольников через различные методики музыкального развития и приобщение к знаниям о биографии композиторов, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию, а также расширению художественно - эстетического кругозора.

Задачи:

• расширять знания детей о биографии современных детских композиторов, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;

• развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность всех участников проекта

 

• побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой деятельности, исполнительском искусстве, развивая связную монологическую речь, обогащая словарный запас детей;

• отображать в продуктивной деятельности свои впечатления, эмоции от прослушанной музыки;

• воспитывать любовь к классической музыке, умение её слушать и понимать.

Тип проекта: информационно – творческий, долгосрочный

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 – май 2019

Участники проекта: воспитатели, воспитанники 3-7 лет, родители, музыкальный руководитель С.С. Терентьева.

Предполагаемый результат для детей:

Слушая лучшие образцы классической музыки, знакомясь с биографией композиторов, дети приобретут навык и желание слушать классическую музыку, приобщаясь тем самым к музыкальной культуре.

Обогатятся их впечатления и чувства; повысится речевая активность детей, желание рассказывать о музыке, выражать свои эмоции в движении, рисунках и других видах творческой деятельности.

Предполагаемый результат для педагогов:

• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

• творческое использование музыкальных упражнений в разных видах детской деятельности;

• проявление творческого самовыражения;

• повышение темпа развития речи в целом, за счёт включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;

Предполагаемый результат для родителей:

• повышение заинтересованности в росте уровня развития правильного произношения слов и звуков в речи;

• повышение музыкальной культуры;

• формирование любви к музыкальным произведениям и песням современных композиторов;

• мотивация родителей на активное сотрудничество;

• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания;

• формирование активной родительской позиции;

• повышение статуса семейного воспитания.

 

Наименование  мероприятия

Сроки проведения

Подготовка

1.

Пополнение развивающей среды материалами по теме проекта

Август

  • приобретение и подборка иллюстрированного демонстрационного материала о музыкальных методиках, современных композиторах
  • подборка фонотеки шедевров классической музыки

2.

Показ мультимедийной презентации: «Зачем людям музыка?», «О чём рассказывает музыка?»

 

Сентябрь

  • создание картотек: «Музыкально – дидактические игры с речевым сопровождением»
  • «Логопедические распевки для детей с тяжелыми нарушениями речи»
  • «Пальчиковая гимнастика для детей 5-7 лет»
  • создание электронной картотеки музыкально – дидактических игр

3.

Просмотр картин о временах года и составление рассказов (использование музыки цикла «Времена года» П. И. Чайковского и цикла «Времена года» А. Вивальди)

Октябрь

Ноябрь

  • Рассматривание картин о временах года и составление рассказов
  • Рассматривание иллюстративного материала к музыкальным произведениям;
  • Слушание музыкальных произведений

4.

Сюжетно-ролевые игры: «Болезнь куклы», «Клоуны», «Весёлый оркестр»

 

 

Декабрь

  • Игра на детских музыкальных инструментах
  • Театрализованная деятельность
  • Игры на развитие танцевального творчества «Придумай движение под музыку» (на весёлую и грустную музыку).

5.

«Мир музыкальных инструментов»

Январь

Февраль

  • Игра на детских музыкальных инструментах
  • создание карточек и книжек с иллюстрациями музыкальных инструментов
  • Рисование персонажей, музыкальных инструментов к музыкальным произведениям композиторов – классиков
  • Опрос детей (в технике незаконченных предложений) «Если бы я был музыкальным инструментом, то я стал бы, потому что…», «Мне нравится слушать музыку, потому что…»

6.

Консультация для воспитателей и родителей «Классическая музыка детям»

 

Март

  • Оформление в родительском уголке консультаций «О роли классической музыки в жизни ребёнка»,
  • Выступление на родительском собрании с консультацией «О роли пения в речевом развитии»
  • Изготовление папок-раскладушек «О роли дыхательной гимнастики»

7.

Мастер-класс «Веселые музыканты» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей

 

 

 

Апрель

  • Анкетирование родителей «Классическая музыка в жизни семьи и детского сада»
  • приобретение и подборка иллюстрированного демонстрационного материала о музыкальных произведениях, композиторах
  • Изготовление буклета

8.

Подведение итогов

 

Май

  • анализ нормативных документов и литературы по проблеме исследования
  • составление информационно-аналитического и фото отчета

9.

Прохождение курсовой подготовки, ознакомление с новыми формами мониторинга

 

 

 

                      В течении года

10.

Посещение музыкальных занятий других музыкальных работников, изучение опыта, анализа затруднений и рекомендаций по их ликвидации