ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Жук  Наталья Александровна

Современное общество предъявляет высокие требования к воспитанию нового поколения. Обществу нужны люди активные, творческие,  умеющие находить решения для любых затруднительных ситуаций, логично и грамотно выражать свои мысли.

Одним из инновационных методов развития творческого мышления дошкольников является метод проблемного обучения, который сейчас широко применяется в детских садах и школах. В чем же его суть?

Метод проблемного обучения заключается в том, что педагог ставит перед детьми задачу (проблемную ситуацию), содержащую в себе противоречие, вызывающее некоторые затруднения при ее решении. Дети не получают готовые знания, а опираясь на свои умения и опыт, с помощью рассуждений находят ответ на решение той или иной проблемной ситуации. При этом каждый ребенок активно включается в поиск, выдвигает свои гипотезы и суждения. А поиск это важнейшее условие развития творческого мышления.

 Использование в обучении и воспитании детей метода проблемных ситуаций было предложено американским педагогом Джоном Дьюи. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам С. Рубинштейна. Он предложил способ развития сознания детей через постановку проблем и поиском их решения детьми самостоятельно. Питер Клайв писал: «Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала»

Использование метода проблемных ситуаций позволяет  достичь сразу нескольких целей:

- развитие креативного мышления детей;

- развитие навыков самообучения;

- формирование желания получать новые знания;

- формирование исследовательской активности;

- развитие навыков работы в коллективе, парами;

- развитие раскрепощенности.

При этом у данного метода есть свои особенности, которые необходимо учитывать, используя в образовательном процессе:

- данный метод целесообразно использовать только тогда, когда у детей есть необходимый для данной ситуации объем знаний, умений и навыков;

-  по сравнению с подачей воспитателем готовых знаний, метод использования проблемных ситуаций требует большего времени для усвоения материала;

-  занятия на основе данного метода возможны только тогда, когда материал предполагает неоднозначные суждения, требует размышлений.

В своей работе мы используем метод проблемного обучения, начиная со второй младшей группы. Использование данного метода происходит как спонтанно, в ходе игр, так и целенаправленно, во время образовательной деятельности. Подача материала должна быть яркой, выразительной, заинтересовать малышей, пробудить желание активно мыслить. В процессе обсуждения проблемы нужно, чтобы высказаться мог каждый желающий ребенок, чтобы его ответы были развернутыми. Если суждения ребенка абсолютно не удовлетворяют решению проблемы, вся группа пытается выяснить и объяснить, почему данное предложение не является решением.

Таким образом, возникновение проблемной ситуации целесообразно проводить во время различных видов деятельности детей.

  • Познавательно-исследовательская деятельность.

«Поможем зайке» По мотивам произведения А. Барто. (2 младшая группа)

Воспитатель приносит «с улицы» промокшего плюшевого зайку. Дети обсуждают, почему он мокрый. Воспитатель предлагает помочь зайке, чем его можно укрыть, чтобы он не намок. Дети активно рассуждают, затем, в ходе экспериментальной деятельности выясняют, какие их  предположений наиболее эффективны.

«Золотой ключик» (старшая группа)

Дети знакомятся со свойствами магнитов. К ним приходит Буратино и говорит, что уронил свой ключик в глубокий пруд. Руками его не достать. У нас есть веревка, палка, небольшая сеть, магнит и т.д. Дети обсуждают, как помочь Буратино.

«Изменения в природе» (подготовительная группа)

Перед детьми возникает задача. Почему у комнатных растений с приходом осени не желтеют и не опадают листья.

  • Конструирование из разного материала.

«Приключения колобка» (2 младшая группа)

Колобок убежал от зверей и добрался до реки. Как ему перебраться на другой берег». Дети из различного конструктора строят плот, мост, кораблик, переправу.

«Мостики» (2 младшая группа)

У детей на столах много бумажных квадратиков. Нужно сделать из ни мосты. Как их склеить друг с другом, если нет клея. Дети предлагают склеить различными способами и выполняют самостоятельно поделку. (как соединять степлером воспитатель демонстрирует сам и уделяет особое внимание мерам предосторожности, когда дети соединяют скрепками)

  • Художественно эстетическая деятельность.

Нетрадиционные техники рисования (подготовительная группа)

Воспитатель предлагает детям порисовать, но листочки для рисования кто то заштриховал простым карандашом. Что же делать, если других, чистых листочков нет. Ребята раздумывают над этой проблемой, выдвигают различные варианты. Приходят к выводу, что можно рисовать карандашом, если нажимать на него чуть сильнее или стереть все ластиком. В ходе работы приходят к выводу, что ластиком тоже можно рисовать.

«Первоцветы.  Я не рву, я любуюсь» (средняя группа)

Воспитатель предлагает нарисовать весенние цветы (у детей есть заготовки – нарисованные листья различных цветов). Но у нас нет красок. С помощью чего можно изобразить цветочки?  (шарики пластилина, сделать комочки их салфеток, ваты ит.д.)

  • Коммуникативная деятелшьность.

«Пересказ» (старшая группа)

Воспитатель читает рассказ детям. После прочтения предлагает его пересказать. Что можно сделать, чтобы лучше запомнить произведение, легче было его пересказывать? (знакомство с мнемотаблицами)

«Буратино» (подготовительная группа)

- Почему мы считаем Буратино положительным героем, если он не хотел учиться?

«Что такое доброта» (старшая группа)

Воспитатель читает реплики различных сказочных героев о добре и спрашивает детей, кто из героев прав? Что такое доброта? Дети коллективно обсуждают.

  • Игровая деятельность.

«Магазин идей»

Участники игры: продавец и покупатели. «Покупатели» приходят в магазин и задают «Продавцу» проблемную ситуацию, которую он разгадывает. Н-р: В крыше образовалась дыра. Чем и как ее лучше починить?

«Иголка и нитка»

Двум ребятам (иголке и нитке) дети задают проблемную ситуацию. Н-р: во что поставить цветы в группе, если нет вазы? «Иголка» и «Нитка» не обговаривая проблему ищут ее решение в группе.

«Зонтик»

Дети стоят в кругу. Воспитатель загадывает проблему. И дети размышляют о ее решении.

- Ой!

- Что с тобой?

- Мальвина заблудилась в лесу. Как помочь ей найти дорогу домой?

Наша задача, как воспитателей – формирование разносторонне развитой личности, со своими, уникальными взглядами, суждениями.  творческой личности с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением, людей, не боящихся высказать свое мнение. Поэтому мы в своей работе используем метод проблемных ситуаций. Стараемся, е знания об окружающем их мире.

 

Литература

1. Вахрушева Л.Н. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. // Начальная школа. – 2010. - №1. – С. 18-21

2. Мельникова Е. Л. Проблемный диалог как технология «открытия» знаний. // Сибирский учитель – 2010. – №5. – С.45-62

3. Радулова Е. Л. Создание проблемной ситуации. // Открытая школа. – 2009. - №6. – С. 44–45